Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:59, контрольная работа
В начале сентября 1991 г. по требованию ряда депутатов ВС МССР и членов Президиума ВС состоялась внеочередная седьмая сессия ВС МССР, на которой были рассмотрены действия органов государствен¬ной власти, общественных организаций, должностных лиц и СМИ в дни августовского путча.
ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ МССР
В начале сентября 1991 г. по требованию ряда депутатов ВС МССР и членов Президиума ВС состоялась внеочередная седьмая сессия ВС МССР, на которой были рассмотрены действия органов государственной власти, общественных организаций, должностных лиц и СМИ в дни августовского путча. Ряд депутатов потребовали отставки Президиума ВС во главе с Н.В.Бирюковым. Претензии сводились к следующему:
- во время путча большинство членов Президиума и его Председатель Н.В.Бирюков заняли самую безопасную позицию выжидания;
- 20 августа Президиум и лично Н.В.Бирюков отказались по требованию некоторых депутатов - В.Д. Гуслянникова, Б.Е.Сыропятова, В.В.Шустина и др. - осудить переворот как антиконституционный;
- для Н.В.Бирюкова характерен порочный стиль руководства, который выражается в произвольной корректировке решений Президиума ВС;
- Н.В.Бирюков присвоил себе большие властные полномочия, входящие в компетенцию ВС МССР и Совета Министров МССР.
Последние два обвинения будут постоянно предъявляться Н. В. Бирюкову на протяжении трех лет.
Голосование в ВС показало, что инициаторы отставки Н.В.Бирюкова остались в меньшинстве, - никто из депутатов не хотел признать даже косвенно свою вину за выжидательную позицию, а составлявшие большинство депутатского корпуса коммунисты находились в шоке от Указа Президента, запрещающего деятельность КПСС. После этого события оппоненты и сторонники Н.В.Бирюкова непрерывно стали обмениваться ударами и «выливать» друг на друга компромат на страницах двух республиканских изданий - пробирюковской парламентской «Мордовии» (редактор И.И. Келин) и антибирюковской «Советской Мордовии» (редактор A.M. Пыков).
Двадцать четвертого октября 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета МССР учредила пост Президента республики. До этого периода государственная власть была сосредоточена в Верховном Совете МССР (председатель Н.В.Бирюков) и Совете Министров МССР (председатель В.С.Учайкин).
Решение Верховного Совета вызвало неоднозначную реакцию среди населения республики, политических партий и движений. Его поддержали представители национального мордовского движения, а выступили против партии промосковской направленности: «Демократическая Россия», ДПР, ЛДПР и другие. Сторонники этого решения обосновывали введение президентства необходимостью реформирования органов государственной власти, восстановления управленческой вертикали, рухнувшей в августе 1991 г. Решение было поддержано и большинством партийной номенклатуры, которая достаточно легко адаптировалась к новым политическим реалиям, перейдя в хозяйственно-управленческие структуры, и стремилась восстановить управленческую вертикаль, а главное - добиться предсказуемости власти. В тоже время противники введения поста Президента увидели в этом попытку Н.В.Бирюкова легитимизировать и расширить круг своих властных полномочий. Впрочем, с принятием Закона об учреждении поста Президента МССР споры о целесообразности данного решения среди республиканской элиты быстро прекратились. Потенци альные претенденты стали просчитывать свои шансы и формировать предвыборные команды.
Общественное мнение достаточно скептически отнеслось к введению поста Президента - для большинства эта должность применительно к маленькой республике представлялась нецелесообразной. Косвенным подтверждением этому стал тот факт, что большинство избирателей как в первом,так и во втором турах проголосовало против всех кандидатов.
В предвыборную кампанию за пост президента включилось 8 кандидатов: Н.В. Бирюков, П.Д. Грузнов, зам. председателя Совета Министров МССР, В.Д.Гуслянников, старший научный сотрудник НПО Силовой электроники, М.Ф.Ковшов, первый зам. председателя Совета Министров МССР, Н.И.Меркушкин, председатель Фонда имущества МССР, Н.П.Медведев, председатель комиссии по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям ВС РСФСР, Н.П.Макаркин, ректор МГУ им. Н.П.Огарева, С.Ф.Сорокин, председатель Комитета по экономической реформе при ВС МССР.
Ход предвыборной кампании не был отмечен сколько-нибудь серьезными скандалами, все кандидаты в равной степени имели возможность обращаться через СМИ к населению, хотя некоторые представители депутатского корпуса не удержались от обвинений в адрес Н.В. Бирюкова за использование им служебного положения в предвыборной кампании. Накануне голосования в прямом эфире местного телевидения встретились все, кандидаты, за исключением Н.В.Бирюкова. Как показали дальнейшие события, это стало серьезной ошибкой Председателя Верховного Совета, т.к. за ходом телевизионных дебатов наблюдала огромная зрительская аудитория. «Круглый стол» показал, что при совпадении многих позиций предвыборных программ, каждый из кандидатов предпочитал «играть только за себя»: никто из кандидатов, даже изначально «непроходных», не сошел с дистанции, не снял свою кандидатуру в пользу заведомо более сильного соперника.
Четырнадцатого декабря состоялся первый тур выборов, в результате которого во второй тур вышли Н.В. Бирюков («за» - 73747, «против» - 299933 голоса) и В.Д. Гуслянников («за» - 64691, «против» - 308989 голосов). Всего в голосовании приняло участие 57,7 % от общего числа избирателей. Н.В.Бирюков получил поддержку сельского, наиболее активного электората. В.Д. Гуслянников основной процент голосов собрал в городах республики. Выход В.Д.Гуслянникова во второй тур был несколько неожиданным: проведенные накануне «замеры» общественного мнения вторую после Н.В.Бирюкова позицию отдавали Н.П.Медведеву. Но он в итоге стал третьим, набрав 51306 голосов, и не прошел во второй тур.
Н.Бирюков вел предвыборную кампанию хладнокровно и рационально, больших промахов, за исключением неявки на телеэфир, не допустил. В.Гуслянников вел борьбу напористо, темпераментно. Он еще на старте был уверен в победе. Как отмечали журналисты, истоки этой уверенности лежали не столько в личных качествах претендента, сколько в психологии простого российского народа, склонного во время принятия судьбоносных решений подчиняться одному «железобетонному» правилу: не доверять начальству. Н.Медведев вступил на президентскую стезю с определенной переоценкой своего влияния на массовое гражданское сознание. В последние перед выборами дни он внес существенные коррективы в свое предвыборное поведение, стал встречаться с населением, но это было сделано слишком поздно. Особо следует сказать о предвыборной кампании нынешнего Главы республики Н.Меркушкина. Все без исключения СМИ отмечали в декабре 1991 г. его исключительную самоотдачу на всех фазах предвыборного марафона. Он проводил наибольшее количество встреч с избирателями - 6-7 ежедневно. Однако в тот период они не отдали ему предпочтение. Вероятно, этому способствовал еще не преодоленный антипартийный синдром, т. е. люди, скорее всего, голосовали не против лично Н.Меркушкина, а против бывшего секретаря рескома.
Результаты первого тура вполне удовлетворили Н.В.Бирюкова - до последнего момента он крайне опасался выхода во второй тур Н.П.Медведева, находившегося в «зените славы» после августовских событий и неоднократно подчеркивавшего свою близость к Кремлю и лично Б.Н.Ельцину.
Второй тур был назначен на 22 декабря. Практически все аналитики были уверены, что победу за счет мобилизации организационных структур и высокой активности сельского электората одержит Н.В. Бирюков. Однако, как ни странно, в течение недели он не предпринял сколько-нибудь эффективных шагов по расширению своей электоральной базы. Это стало его роковой ошибкой. В результате во втором туре к выборам проявили равнодушие те, на кого делал ставку Н.В. Бирюков - сельские жители. Весьма показательно признание одного из тех, кто проигнорировал выборы: «Не нужен нам никакой президент. Снова начнутся перетасовки - потасовки. Надоели эти референдумы. Только делают вид, что интересуются мнением народа, а на самом деле всем на нас наплевать. Мы для них вроде табуретки, чтобы повыше встать. Что сказать о кандидатах? В телевизоре видела - оба вроде в очках, грамотные. Но один больно много обещал, сомневаюсь я, а второй уж очень сердитый. Как сторож наш колхозный, Прокопыч. Тот, бывало, как поддаст самогонки, по всей деревни бегает, кричит: всех застрелю!».
Двадцать второго декабря повторное голосование принесло сенсационные результаты. В голосовании приняло участие практически столько же избирателей, сколько и в первом туре (57,4 %), и победу с заметным перевесом одержал В.Д. Гуслянников (за - 218849, против - 166337 голосов). За Бирюкова отдали голоса 141052, против - 244134 избирателя.
Победу В.Д. Гуслянникову обеспечили по крайней мере два фактора.
1. Электорат проигравших в первом туре кандидатов в большей степени был настроен оппозиционно по отношению к Н.В. Бирюкову, и его основу составляло русскоязычное население, которое во втором туре предпочло голосовать за «своего» В.Д. Гуслянникова.
2. За год до выборов, 26 декабря 1990 г. на В.Д.Гуслянникова было совершено покушение, в результате которого он чудом остался жив. Судебное расследование показало, что к покушению были причастны люди, близкие к руководству республики. В итоге депутат стал кумиром населения.
Таким образом, имидж «пострадавшего» бескомпромиссного борца с привилегиями, активно выступавшего против суверенитета республики, перевесил в сознании избирателей один существенный недостаток, который вскоре проявился в полной мере: организационно-управленческую, кадровую некомпетентность первого Президента Мордовии.
В начале 1992 г. зародился длительный конфликт между ВС (в лице Н.В. Бирюкова) и президентскими структурами власти (в лице В.Д. Гуслянникова). Рупором Президента выступала газета «Известия Мордовии» (бывшая «Советская Мордовия»), ряд независимых (коммерческих) изданий, позицию Н.В. Бирюкова отражал еженедельник «Мордовия». Госте-лерадио республики в целом занимало нейтральную позицию. Резко против политики правительства В.Д.Гуслянникова выступили представители национально-культурного общества «Масторава». Его председатель Д.Т. Надькин на съезде мордовского народа заявил, что в правительстве Гуслянникова образование отдано в ведение человека, не владеющего национальными языками, невежественного в вопросах истории и культуры, враждебного к коренному населению республики. Но особую критику вызывало то, что закон о выборах Президента МССР не содержал в себе пункта о необходимости знания претендентами государственных языков: мокшанского и эрзянского. «Мастораве» удалось организовать ряд акций и митингов, в том числе студенческих, направленных против политики, проводимой правительством в сфере национальных отношений.
Резко негативно восприняло население республики и откровения высших должностных лиц, носившие скавдалъный характер. Как отмечала местная пресса: «первый скандал, потрясший правительство Гуслянни-кова, сдетонировало признание высокопоставленного чиновника в том, что в московских офисах с пустыми руками делать нечего». С другой стороны, правительство В.Д.Гуслянникова стало невольным заложником курса, проводимого Президентом России. В.Д.Гуслянников никогда не скрывал своей полной поддержки «политики реформ» федерального центра, даже тогда, когда эти реформы носили ошибочный характер и отвергались большинством населения страны.
Обе стороны апеллировали к федеральным властям: В.Д.Гуслянникову оказывали поддержку администрация Президента РФ и правительство РФ, Н.В.Бирюкову - Верховный Совет РФ и лично Р.И. Хасбулатов. Эта борьба проходила на фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации в республике, роста недоверия к органам власти всех уровней. Популярность В.Д.Гуслянникова резко упала, этому способствовали ошибочные действия Правительства Мордовии, особенно в подборе кадров. Кроме того, в середине 1992 г. произошел раскол в рядах демократического движения Мордовии - основной социальной базы президента. Президент В.Д. Гуслянников быстро утратил (так же, как в свое время быстро приобрел) политический имидж. Недовольство действиями В.Д. Гуслянникова проявлялось на всех уровнях: и на обывательском (население разочаровалось к тому времени в демократических идеалах по-ельцински), и в управленческой среде, которая не могла простить «непредсказуемости Президента в джинсах и шлепках». Объективные предпосылки отстранения В.Д. Гуслянникова от власти созрели к началу 1993 г., но проблема состояла в том, что Президент был избран всенародно. Выход был найден насколько простой., настолько и гениальный: закон о выборах Президента республики принимал Верховный Совет, а в его компетенции, согласно Конституции МССР, было и изменение законодательства.
В результате, Т апреля 1993 г. на сессии ВС МССР было принято постановление об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР. В вину В.Д.Гуслянникову ставилось невыполнение предвыборных обещаний, факты коррупции в высших органах власти, «личная нечистоплотность». За упразднение поста Президента проголосовало 113 депутатов, против - 9, воздержались - 26 (в том числе нынешний Глава республики Н.И.Меркушкин и Председатель Правительства В.Д.Волков). Попытки Гуслянникова изменить ситуацию ни к чему не привели: народ не откликнулся на призыв поддержать «всенародно избранного» президента, а федеральные органы власти заняли нерешительную позицию. В анналы истории вошел эпизод, который отразил в себе общее настроение депутатского корпуса: народные избранники отказались предоставить слово прибывшему на сессию губернатору Нижегородской области Б.Е.Немцову. Без внимания остались и увещевания высокого кремлевского посланника С.М.Шахрая.
Последовавший затем Указ Б.Н.Ельцина о приостановке решения ВС МССР об упразднении поста Президента был назван большинством депутатов «подзаконным актом», нарушающим Федеративный договор и противоречащим Конституции РФ и Конституции МССР. Спешно сформированный ВС Конституционный Суд Республики Мордовия поддержал позицию ВС МССР, признав законность принятого депутатами решения об упразднении поста Президента.
Упразднение поста Президента стало личной победой Н.В. Бирюкова. В глазах большинства населения республики он из «розового» стал «красным», бесстрашно идущим на конфликт с федеральным центром и президентскими структурами в защиту простого населения. Образ борца с кремлевской элитой, растиражированный не только местными, но и российскими центральными изданиями, зарубежными средствами СМИ («мы маленькие, но гордые») оправдывал все ухудшающуюся социально-экономическую ситуацию в Мордовии, позволяя списывать все трудности на «козни Москвы». Республика медленно, но верно сползала к самоизоляции.
Двадцатого апреля на заседании ВС МССР был утвержден состав нового Правительства РМ, которое возглавил В.Н. Швецов, руководитель агропромышленного комплекса республики. Активно поддерживаемый Н.В. Бирюковым, В.Н. Швецов поначалу проводил линию Верховного Совета, но после известных событий в октябре 1993 г. в Москве стал быстро дистанцироваться от него.
События сентября-октября 1993 г. вновь продемонстрировали уникальные качества Н.В. Бирюкова, прежде всего, его умение «держать паузу». Оказывая на словах поддержку ВС РФ в его противостоянии с Президентом Б.Н. Ельциным, Председатель ВС МССР не предпринял никаких конкретных мер, призывая население сохранять спокойствие и выдержку. Это позволило ему еще некоторое время оставаться лидером, хотя события октября 1993 г. оборвали последние нити взаимопонимания, связывавшие Н.В. Бирюкова с влиятельными политическими силами в Москве.