Первый политический опыт Оливера Кромвеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:24, реферат

Описание работы

Оливер Кромвель (1599 – 1658) является одной из главных фигур в истории Английской революции, споры об этом человеке не умолкают до сих пор. Еще современники отмечали в характере Кромвеля сменяющие друг друга нерешительность и активную деятельность.
В данной работе мы попытаемся проследить эволюцию политических взглядов Оливера Кромвеля начиная с Первой гражданской войны до его смерти в 1658 г.

Работа содержит 1 файл

Analiticheskaya_rabota.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Введение

Оливер Кромвель (1599 – 1658) является одной из главных фигур в истории Английской революции, споры об этом человеке не умолкают до сих пор. Еще современники отмечали в характере Кромвеля сменяющие друг друга нерешительность и активную деятельность.

В данной работе мы попытаемся проследить эволюцию политических взглядов Оливера Кромвеля начиная с Первой гражданской войны до его смерти в 1658 г. Исходя из поставленной задачи, мы выделили следующие этапы:

1. Первый политический  опыт Оливера Кромвеля (1628 – 1640).

2. Оливер Кромвель  в составе Долгого парламента. Первая гражданская война (1640 – 1646).

3. Вторая гражданская война и ликвидация монархии (1647 – 1649).

4. Бербонский парламент. Кромвель – лорд-протектор (1649 – 1658).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первый политический опыт Оливера Кромвеля (1628 – 1640)

 

Первое появление Оливера Кромвеля в парламенте датируется 17 марта 1628 г.

 Существует  мало данных, на основе которых  можно составить представление об отношении Кромвеля к политике до 1640 г.1 Нельзя считать его важным и даже заметным политическим противником монархии в конце 20-х и в 30-е годы.2 До участия в Долгом парламенте, Кромвель не обладал необходимыми политическими навыками, а его импульсивность и негибкость вела к политическим ошибкам и промахам.

В 1636 г. после смерти своего дяди Томаса Стюарта (настоятеля собора) Кромвель получил значительное наследство в городе Или в графстве Кембридж и стал одним из наиболее крупных сквайров графства. Исследователь М.А. Барг в работе «Кромвель и его время» делает предположение, что «если Кромвель впоследствии, после победы революции, выступает против сторонников отмены церковной десятины, лежавшей тяжелым бременем на широких массах крестьянства, то не говорил ли в нем в первую очередь светский собственник десятины, унаследованной им от дяди?»3. Также по сообщению М. Барга «вскоре после переезда Кромвеля в Или королевская компания осушителей болот во главе с графом Бедфордским стала присваивать в частную собственность осушенные земли, ранее находившиеся в общинном пользовании. Кромвель решительно встал на защиту мелких держателей-крестьян. В действии компании Кромвель усматривал произвол, творимый именем короля, выдавшего ей патент, и он выступил против этого произвола. В глазах широких слоев держателей Кромвель рисовался защитником их прав на общинные земли»4.

В более позднем исследовании Б. Коварда «Оливер Кромвель» автор опровергает предположение М. Барга о Кромвеле как о «противнике капиталистических синдикатов торговцев и придворной аристократии, которые в 30-е годы пытались осушить и огородить болотистую землю в Или и вокруг него»5. Б. Ковард также поясняет, что характеристика Кромвеля как «лорда болот» «основана главным образом на одном отрывочном докладе в 1638 г., который составили жители болот Или в согласии с Кромвелем: «они платят 4 пенса за каждую корову сверх положению, чтобы удерживать осушителей в течение пяти лет, и тем временем довольствуются каждым футом их общинной земли»»6. Далее Б. Ковард подчеркивает, что «если это правда, то она не является доказательством того, что Кромвель был против осушения болот. На самом деле, позже, будучи протектором, он поддерживал это. Скорее, он добивался гарантий того, чтобы те, кто в результате осушения лишался собственности, получали компенсацию. Нет реальных оснований считать, что Кромвель был радикальным защитником общественных прав или главным противником фискальной политики Карла I в 30-е годы»7.

 

2. Оливер  Кромвель в составе Долгого  парламента. Первая гражданская  война (1640 – 1646)

 

Б. Ковард указывает, что многие действия Кромвеля в первые месяцы работы Долгого парламента были направлены на продолжение церковной реформации.

Первое выступление  Кромвеля в Долгом парламенте состоялось 9 ноября 1640 г., когда он подал петицию от имени Джона Лильберна, лидера левеллеровского движения, находившегося в тюрьме за распространение пуританских сочинений. На данном этапе серьезных противоречий с левеллерами у Кромвеля не было. Мы проследим смену его отношения к ним в дальнейшем. Предложение Кромвеля от 8 сентября 1641 г. привело к голосованию Палаты Общин за то, что «проповеди следует читать днем во всех церковных приходах Англии»8.

М. Барг подтверждает тезис Б. Коварда о продолжении Кромвелем реформации, указывая, что «наиболее важным в деятельности Кромвеля как члена Долгого парламента в первую сессию было его участие в работе комитетов по конституционному и церковному вопросам»9.

Кромвель, возможно, находился вне политической клики, перешедшей в 1640 г. в оппозицию королю. Тогда почему на первой сессии Долгого парламента в ноябре 1640 г. Кромвель выступает решительным противником короля? Б. Ковард объясняет это, прежде всего, религиозными взглядами Оливера Кромвеля. Начиная с 1638 г., «Кромвель твердо воспринял определенные религиозные ценности, что сделало его очень заинтересованным в церковной политике, проводимой Карлом I»10. Б. Ковард также указывает, что «сделали свое дело связи в прошлом семьи Кромвеля со многими парламентскими критиками короля в начале 40-х гг»11.

Таким образом, участие Оливера Кромвеля в войне против Карла I можно объяснить религиозными взглядами Кромвеля и тем, что Карл вел решительное наступление на религиозные свободы.

Во время Первой гражданской войны Кромвеля больше всего интересовала защита парламента. Когда впоследствии он сказал: «религия не являлась чем-либо впервые оспариваемым», он имел в виду, что достижение религиозной свободы не было главной причиной, заставлявшей его сражаться за парламент в начале войны12. Казалось бы, он действовал противоречиво, но «он считал, что если будут обеспечены парламентские свободы, то из этого вытекут религиозные свободы внутри национальной церкви»13. Кромвель отстаивал свое убеждение в единстве религиозного и парламентского дела. В письме от 8 сентября, написанном (вместе с Ферфаксом) к шерифу и мелкопоместному дворянству Корнуолла, он убеждал «чувствовать интересы религии, понимать права и свободы свои собственные и остальных людей Англии, для которых, делал он вывод, власть и могущество парламента в прежние века и, вероятно, навсегда являются (с божьего позволения) лучшими опекунами и союзниками»14.

Таким образом,  Кромвель вернулся в Лондон в конце  войны с убеждением, что миссия, порученная ему Богом, и требования армии могут быть выполнены путем  парламентских решений.

С началом Первой гражданской войны Кромвель также решительно выступает за подчинение армии парламенту.

 

3. Вторая  гражданская война и ликвидация  монархии (1647 – 1649)

 

Предпринятая 26 июля 1647 г. в Лондоне попытка контрреволюции, когда толпа, очевидно, при поддержке лидеров политических пресвитериан, вторглась в помещение Палаты Общин и требовала возвращения короля в Лондон, вынудила Кромвеля и его товарищей офицеров отдать приказ о военной оккупации Лондона 6 августа15. Но это не меняет решения Кромвеля и его союзников сопротивляться использованию силы и достигнуть соглашения с Карлом I на базе «Основных предложений».

К концу войны целью политики Кромвеля было заслуженное материальное вознаграждение солдат и свобода вероисповедания для протестантов в послевоенной Англии. Кромвель также требовал регулярной работы парламента и выполнения парламентского соглашения с королем. Работая в Вестминстере, Кромвель старался предотвратить раскол между парламентом и армией. К концу мая 1647 г. это стало невозможным. Тем не менее, Кромвель не сменил политическую тактику, которой он придерживался с конца войны, он продолжал работать со своими союзниками в Вестминстере и в армии для создания договорного соглашения между парламентом, армией и королем.

 «Основные предложения» предусматривали реставрацию монархии, как только король первый согласится созывать регулярные двухлетние парламенты, провести реформу парламентского представительства с тем, чтобы оно более точно соответствовало региональной разнородности населения, установить парламентский контроль над армией и военно-морским флотом с правом назначения на высшие должности в государстве на десять лет. Центральной частью религиозных постановлений было сохранение государственной церкви с епископатом, но все его силы принуждения должны быть устранены, как и законы, принуждающие каждого исповедовать государственную религию16.

Б. Ковард указывает, что «Основные предложения» как соглашение были обречены. Мемуары сэра Джона Берклея, одного из посредников между королем и армией, ясно показывают, что король не намеревался когда-либо серьезно вести переговоры по поводу «Основных предложений»17.

На дебатах  в Патни в 1647 г. Кромвель защищал стратегию соглашения, которой он следовал с конца войны, и осуждал нападки на нее левеллеров. Его главной целью в Патни было сохранить единство армии принятием согласительной программы, базирующейся на «Основных предложениях»18.

Когда был поднят спорный вопрос о праве голоса, в отличие от непреклонного Айртона Кромвель заявил, что возможен случай расширенного голосования. «Вероятно, - сказал он 29 октября, - существует весьма значительная часть наследственных копигольдеров, которые должны иметь право голоса, и, возможно, довольно полно отражать мнения большинства людей»19. По мере продолжения дебатов разлад увеличивался. К концу же дебатов Кромвель выступал против расширения голосования (это приближается, как он считал, «очень сильно к анархии») и давал ясно понять, что остается верен монархическому правлению20.

По мнению Б. Коварда, к решительному шагу (имеется в виду вопрос о казни короля) Кромвеля привела «неизбежность». Невозможно было заключить соглашение с королем, который не намеревался его заключать. Принятие жестоких мер укрепило его убеждение, что Карл был не просто военным преступником, который привел страну к возобновлению гражданской войны, а был грешником, смерти которого требовал Бог21. В декларации от 26 декабря 1648 г. Кромвель объявил о поддержке судебного разбирательства над королем: «провидение и неизбежность, - сказал он, - привели … к этому»22. В течение недели после завершения дебатов в Патни «неизбежность» –  предписание политической реальности – заставила Кромвеля и его союзников прекратить переговоры с королем. 3 января 1648г. «Решение о прекращении сношений с королем» объявило, что Палата Общин «больше не будет предъявлять прошений и просьб королю»23.

 

4. Бербонский парламент. Кромвель – лорд-протектор (1649 – 1658)

 

После своей  последней победы в Ворчестере 3 сентября 1651 г. Кромвель вернулся в Вестминстер с решением нажать на «охвостье» с тем, чтобы оно стало средством реформации. «Прайдова чистка» не оказала значительного влияния на непреодолимый консервативный политический и социальный характер Долгого парламента. По мнению многих членов парламента, армия стала самостоятельной политической силой и во многом обеспечила убийство короля. Именно поэтому реформистские  предложения Кромвеля «страдали от их ассоциирования с ненавистной армией»24.

Кромвель старался обеспечить права англичан и христиан: свободу совести для многих протестантов, реформу права и регулярный созыв парламента с представительством, основанным на перераспределении парламентских мест25.

В реформации Ирландии Кромвель видел хороший пример для самой Англии. Вернувшись в Англию, он рассказывал «о своем намерении приложить все возможные усилия для совершения реформации духовенства и права» в Англии по типу проведенной в Ирландии и пообещал Лильберну «впредь свои силы … положить на то, чтобы Англия наслаждалась настоящими плодами всех обещаний армии»26.

Однако в 1649 г. Оливер Кромвель разогнал движение левеллеров, т.к. из-за деятельности последних  Карл I стал опасаться за свою жизнь, Кромвель же до последнего момента был заинтересован в возможности договориться с королем.

После роспуска «охвостья» Кромвель «отрицал, что  действовал с целью установить постоянную военную диктатуру»27. При открытии Бербонского парламента 4 июля 1653 г. Кромвель обратился к его членам: «Власть переходит к вам по неизбежности, путем божьего провидения»28. Вскоре Кромвель разочаровался в Бербонском парламенте, назвав его «историей собственной слабости и безрассудства»29. В частности Кромвель не разделял стремление Бербонского парламента продолжить войну с Голландией, начатую в 1652 г. для устранения последней как торгового соперника Англии. А самым главным для Кромвеля из всего, что заставило его разочароваться в Бербонском парламенте, была нетерпимость к его товарищам-протестантам, проявленная некоторыми парламентариями и их союзниками. Так некоторые члены парламента нападали на главную часть его планов религиозной реформации – свободу религиозной совести30.

Когда 16 декабря 1653 г. Кромвель официально был введен в должность протектора, он дал  клятву, которая утверждала, что развал Бербонского парламента привел к необходимости, чтобы «было принято согласие между народами Англии, Ирландии и Шотландии»31. В начале протектората действия Кромвеля направлены были на поддержку «английских землевладельцев и конституционной порядочности и проведение религиозной реформации»32.

Стремления  Кромвеля к «исцелению и урегулированию»  и к конституционной порядочности режима занимали видное место при  введении протектората, но это никоим образом не заслонило его решимость  выполнить религиозную реформацию. Сам же Кромвель никогда не давал четкого определения, что он понимал под религиозной реформацией33. В то же время религиозная реформация Кромвеля не рассматривала демонтаж старого социального порядка34.

Своим отказом  от принятия короны Оливер Кромвель давал понять, что «не хотел позволить его движению к реформации быть закованным в конституционные цепи»35

Во время  протектората Кромвель окончательно обнаружил, что мало кто разделяет его стремление провести реформацию, ведь ему нужны были именно религиозные индепенденты, а не индепенденты политические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели  эволюцию политических взглядов Оливера  Кромвеля с Первой гражданской войны  до 1658 г. Главной цели своей деятельности – проведения в полной мере религиозной реформации – ему достигнуть не удалось. Но это не умаляет значение Кромвеля как искусного политика, ведь еще современники нелестно отзывались о нем как о воплощении «наихудшего типа макиавеллиевского лицемера»36.

Информация о работе Первый политический опыт Оливера Кромвеля