Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 14:10, доклад
Первые упоминания о купцах, содержащиеся в древнерусских летописях, относятся к X в. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей. Элиту же составляли «гости». Как повествует Н. М. Карамзин «в X веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, мёду и драгоценных мехов, бывшим вместе с невольниками главным предметом их торговли.…
Первые упоминания о купцах, содержащиеся в древнерусских летописях, относятся к X в. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей. Элиту же составляли «гости». Как повествует Н. М. Карамзин «в X веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, мёду и драгоценных мехов, бывшим вместе с невольниками главным предметом их торговли.… Сия торговля без сомнения весьма обогащала россиян, когда они для её выгод отважились на столько опасностей и трудов и когда она была предметом всякого их мирного договора с (Византийской.- Г.У., М.Ш.) Империю. Они ходили на судах не только в Болгарию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но… и в самую отдалённую Сирию. Чёрное море, покрытое их кораблями, или, справедливее сказать, лодками, было названо Русским» Во время опасных путешествий отважные «гости» открывали новые земли, осваивали их. Зачастую им приходилось на далёких рубежах защищать родные места. Смелость, находчивость помогали отражать постоянные нападения торговых соперников- степняков и варягов. Не случайно любимые герои русского фольклора - удалые, неунывающие, много повидавшие «гости»- Василий Буслаевич, Садко Богатый гость, Иван Гостиный сын, Добрыня Никитич.
К XI-XII вв. торговые люди-«гости» и «купцы» - постепенно обосабливаются в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны.
Именно
в это время в наиболее
Монголо-татарское
нашествие нанесло удар по
всему укладу хозяйственной
С созданием
единого Русского государства
купцы слились с другими
Рост
численности и значения
Преобразования петровского периода и чуть позднее реформы Екатерины II заложили те основы сословного деления городского населения Российской империи, которые с небольшими изменениями просуществовали до 1917 года. Пётр, проводя активную внешнюю политику, понимал, что она потребует значительных материальных средств. (Известно его выражение - «деньги суть артерия войны».) Кроме денег нужна была промышленность, с помощью которой можно было построить флот и вооружить армию. И то, и другое ложилось на плечи не только государственного хозяйства, но и частного, т. е купеческого. Стремясь содействовать развитию и укреплению купеческого сословию, Пётр I применял весь арсенал доступных ему средств - от административно-полицейских до поощрительных. При этом действия его были часто противоречивы. Так в 1709 году купцам запретили переходить в другие сословия и вступать в различные казённые должности- «дабы от того тяглые люди в слободах не умалились, и от напрасного излишнего платежа за обывателей не разорились, и государевым податям умаление н6е учинилось». А через два года, в 1711 году, для расширения свободы занятий торгово-промышленной деятельностью представителям всех сословий даже дворянам, было разрешено записываться в купечество (запрет распространялся только на военнослужащих).
Реформы петровского времени положили начало и административному выделению купеческого сословия из массы посадского населения. В 1721 году регламентом Главного магистрата объявлялось обязательным разделить всех «регулярных граждан (т.е. всё городское население, за исключением иностранцев, шляхетства духовенства и «подлых» людей-чернорабочих, поденщиков) на две гильдии. К первой гильдии были отнесены «банкиры, знатные купцы, имеющие значительные отъезжие торги или продающие разные товары в рядах, городские доктора, лекари и аптекари, шкипера купеческих кораблей золотых серебряных дел мастера, иконописцев и живописцы». Ко второй гильдии отнесены все торгующие мелочными товарами и харчевыми припасами, а также резчики, токари, столяры, портные, сапожники и другие ремесленники. В третий разряд, который в регламенте Главного магистрата не назван гильдией, включен7ы чернорабочие и лица наёмного труда» которые хотя и почитаются гражданами, но нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются.»
Купцы,
записанные в гильдии,
Таким образом, Пётр I проводил чёткую политику на расширение социальной базы купечества.
С началом
развития капитализма в
Отмена
крепостного права и реформы
60-70 годов, несмотря на свою
непоследовательность, способствовали
развитию капитализма. И хотя
архаичная, характерная для
К началу XX века сословная обособленность купечества в значительной мере утратила своё значение и стала анахронизмом. После реорганизации системы налогообложения в 1898 году привилегии купечества сохранялись, однако принадлежность к купеческому сословию не зависела напрямую от занятия торгово-промышленной деятельностью. Теперь плательщик так называемого промыслового налога не становился купцом, для этого надо было заплатить специальный гильдейский сбор. Часть предпринимателей, имевших высокий социальный статус (например, потомственные почётные граждане), не стала его выплачивать и выбыла из купечества. Вместе с тем для некоторых категорий предпринимателей с ограниченными социальными правами (крестьяне, мещане, лица иудейского вероисповедания) льготы, предоставленные купечеству, имели серьёзное значение. Кроме таких чисто «декоративных» преимуществ, как право для купцов первой гильдии приезжать к императорскому двору, носить шпагу или саблю и губернский мундир, были и более существенные привилегии, в частности право на свободу перемещения. Представители купеческого сословия не нуждались в получении увольнительных свидетельств сельского или мещанского общества, пользуясь бессрочными паспортными книжками. На лиц иудейского вероисповедания, обладавших сословными купеческими правами, не распространялось действие дискриминационных мер (соблюдение «черты оседлости», многочисленных унизительных квот и т. п.) Характерно, что в России XX века появились и «неторгующие купцы»- лица, которые не занимались предпринимательством, но пользовались сословными правами, так как уплатили промысловый налог и выкупали гильдейское свидетельство.
Благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление сострадания к ближнему была возведена христианством в нравственный принцип. Аналоги этому явлению существовали также в мусульманстве и в других религиозных системах. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви и особенно монастырей. Располагавших обширными фондами (в том числе благодаря обычаю князей давать церкви <<десятину>> - одну десятую со всех княжеских доходов). Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась фактически до конца XVII в.
Выходить
из-под церковного контроля
При Екатерине II призрение бедных перестаёт быть прерогативой церкви. По монаршей воле были учреждены дома в Москве (1763) и Петербурге (1772) , а с 1775 года заведены Приказы общественного призрения в сорока губерниях (для устройства народных школ, сиротских домов, богаделен, больниц, работных домов и т.п.).
С
переходом большинства
На этом
этапе исторического развития
благотворительность стала
Почему же
именно в капиталистическом
Дело в
том, что поскольку каждый
В этих
условиях, при крайне поляризации
богатства и бедности, благотворительность
становилась неким <<
Помощь
бедным и неимущем
Состоявшийся
в марте 1910г. Первый