Первые упоминания о купцах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 14:10, доклад

Описание работы

Первые упоминания о купцах, содержащиеся в древнерусских летописях, относятся к X в. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей. Элиту же составляли «гости». Как повествует Н. М. Карамзин «в X веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, мёду и драгоценных мехов, бывшим вместе с невольниками главным предметом их торговли.…

Работа содержит 1 файл

Первые упоминания о купцах .docx

— 27.35 Кб (Скачать)

   Первые упоминания о купцах, содержащиеся в древнерусских летописях, относятся к X в. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей. Элиту же составляли «гости». Как повествует Н. М. Карамзин «в X веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, мёду и драгоценных мехов, бывшим вместе с невольниками главным предметом их торговли.… Сия торговля без сомнения весьма обогащала россиян, когда они для её выгод отважились на столько опасностей и трудов и когда она была предметом всякого их мирного договора с (Византийской.- Г.У., М.Ш.) Империю. Они ходили на судах не только в Болгарию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но… и в самую отдалённую Сирию. Чёрное море, покрытое их кораблями, или, справедливее сказать, лодками,  было названо Русским» Во время опасных путешествий отважные «гости» открывали новые земли, осваивали их. Зачастую им приходилось на далёких рубежах защищать родные места. Смелость, находчивость помогали отражать постоянные нападения торговых соперников- степняков и варягов. Не случайно любимые герои русского фольклора - удалые, неунывающие, много повидавшие  «гости»- Василий Буслаевич, Садко Богатый гость, Иван Гостиный сын, Добрыня Никитич.

    К  XI-XII вв. торговые люди-«гости» и «купцы» - постепенно обосабливаются в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны.

     Именно  в это время в наиболее крупных  городах возникают первые купеческие  общества. Сохранился устав новгородской  торговой корпорации, основанной  в XII веке - Ивановской общины («Иваньского ста»), объединявшей крупных оптовых торговцев воском (вощников).

    Монголо-татарское  нашествие нанесло удар по  всему укладу хозяйственной жизни.  Лишь на рубеже XIII-XIV началось возрождение городов, наметился рост численности купечества в торгово-промышленных центрах Северной Руси-Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Вологде.

   С созданием  единого Русского государства  купцы слились с другими слоями  городского населения в одно  сословие посадских людей, которое  было обязано выполнять в отношении  государства две главные повинности - отбывать казённую службу и платить подати. Купцы составляли богатое меньшество посадского населения. В конце XVI века они объединились в зависимости от величины капиталов в три корпорации: гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен, которые имели выборных голов и старшин и пользовались определёнными правами в области торговли.

    Рост  численности и значения населения  городов в XVII века привёл правительство к необходимости более чётко определить обязанности лиц торгового сословия и защитить права его верхушки. По Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года и в царской грамоте того же года повелевалось «лавок и погребов и веерниц, опричь государственных тяглых людей, никому не держать» Пашенные крестьяне и лично несвободные люди не имели права заниматься в Москве промыслами, а должны были продать свои заведения тяглым и посадским людям. Ослушавшихся  ожидала «торговая казнь»  (наказание кнутом) и конфискация заведений в казну. В 1653 году был введён первый в России Торговый устав, по которому взамен множества существовавших ранее торговых сборов взималась единая, так называемая рублёвая, пошлина (по 10 «денег» от рубля продаваемых товаров). Кроме того, если раньше, со времени Ивана Грозного, иностранцы пользовались привилегиями и льготными правами,  то, по Торговому уставу 1653 году они облагались более высокой пошлиной, чем русские купцы (Архангельск, где налог с иностранцев и русских взимался в одинаковом размере).

    Преобразования  петровского периода и чуть  позднее реформы Екатерины II заложили те основы сословного деления городского населения Российской империи, которые с небольшими изменениями просуществовали до 1917 года. Пётр, проводя активную внешнюю политику, понимал, что она потребует значительных материальных средств. (Известно его выражение - «деньги суть артерия войны».) Кроме денег нужна была промышленность, с помощью которой можно было построить флот и вооружить армию. И то, и другое ложилось на плечи не только государственного хозяйства, но и частного, т. е купеческого.  Стремясь содействовать развитию и укреплению купеческого сословию, Пётр I применял весь арсенал доступных ему средств - от административно-полицейских до поощрительных. При этом действия его были часто противоречивы. Так в 1709 году купцам запретили переходить в другие сословия и вступать в различные казённые должности- «дабы от того тяглые люди в слободах не умалились, и от напрасного излишнего платежа за обывателей не разорились, и государевым податям умаление н6е учинилось». А через два года, в 1711 году, для расширения свободы занятий торгово-промышленной деятельностью представителям всех сословий даже дворянам, было разрешено записываться в купечество (запрет распространялся только на военнослужащих).

    Реформы  петровского времени положили  начало и административному выделению купеческого сословия из массы посадского населения. В 1721 году регламентом Главного магистрата объявлялось обязательным разделить всех «регулярных граждан (т.е. всё городское население, за исключением иностранцев, шляхетства духовенства и «подлых» людей-чернорабочих, поденщиков) на две гильдии. К первой гильдии были отнесены «банкиры, знатные купцы, имеющие значительные отъезжие торги или продающие разные товары в рядах, городские доктора, лекари и аптекари, шкипера купеческих кораблей золотых серебряных дел мастера, иконописцев и живописцы». Ко второй гильдии отнесены все торгующие мелочными товарами и харчевыми припасами, а также резчики, токари, столяры, портные, сапожники и другие ремесленники. В третий разряд, который в регламенте Главного магистрата не назван гильдией, включен7ы чернорабочие и лица наёмного труда» которые хотя и почитаются гражданами, но нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются.»

    Купцы,  записанные в гильдии, получили  ряд весьма серьёзных льгот,  положивших начало их выделению  в привилегированные  сословие. Во-первых, они освобождались от  личной рекрутской повинности  при условии уплаты в казну  по 100 рублей с человека. Во-вторых, им разрешалось покупать крестьян, правда, с тем условием, чтобы последние были приписаны к фабрикам или заводам.

    Таким  образом, Пётр I проводил чёткую политику на расширение социальной базы купечества.

   С началом  развития капитализма в народном  хозяйстве России в среде купечества  появились фабриканты-предприниматели.  Это стало особенно заметным  к концу XVIII века, когда в составе купцов первой гильдии свыше трети уже были владельцами фабрик и заводов. Причём почти половину этого числа представляли купеческие династии, тесным образом связанные с абсолютизмом крепостничеством. Они пользовались привилегиями и материальной поддержкой государства, имели в своих руках оборотные средства и дополнительные дохода от государственных откупов и подрядов, а главное-основывали производство на принудительном труде крепостных и приписанных крестьян.

   Отмена  крепостного права и реформы  60-70 годов, несмотря на свою  непоследовательность, способствовали  развитию капитализма. И хотя  архаичная, характерная для феодализма  сословная система существовала  вплоть до 1917 года, она стала более  приспособленной к новым капиталистическим   порядкам. Если раньше предприниматели  из числа крепостных крестьян, которым не удавалось выкупиться  у помещика, занимались торгово-промышленной  деятельностью по особым крестьянским свидетельствам, не имели многих социально-экономических прав купцов, то теперь ситуация изменилась. Декларировались полная свобода для занятия торгово-промышленной деятельностью. Сословная принадлежность зависела теперь только от масштабов предпринимательства- все владельцы крупных предприятий, уплатившие соответствующий налог, автоматически становились купцами, мелкие предприниматели оставались в прежнем сословии.

   К началу  XX века сословная обособленность купечества в значительной мере утратила своё значение и стала анахронизмом. После реорганизации системы налогообложения в 1898 году привилегии купечества сохранялись, однако принадлежность к купеческому сословию не зависела напрямую от занятия торгово-промышленной деятельностью. Теперь плательщик так называемого промыслового налога не становился купцом, для этого надо было заплатить специальный гильдейский сбор. Часть предпринимателей, имевших высокий социальный статус (например,  потомственные почётные граждане), не стала его выплачивать и выбыла из купечества. Вместе с тем для некоторых категорий предпринимателей с ограниченными социальными правами (крестьяне, мещане, лица иудейского вероисповедания) льготы, предоставленные купечеству, имели серьёзное значение. Кроме таких чисто «декоративных» преимуществ, как право для купцов первой гильдии приезжать  к императорскому двору, носить шпагу или саблю и губернский мундир, были и более существенные привилегии, в частности право на свободу перемещения. Представители купеческого сословия не нуждались в получении увольнительных свидетельств сельского или мещанского общества, пользуясь бессрочными паспортными книжками. На лиц иудейского вероисповедания, обладавших сословными купеческими правами, не распространялось действие дискриминационных мер (соблюдение «черты оседлости», многочисленных унизительных квот и т. п.)  Характерно, что в России XX века появились и «неторгующие купцы»- лица, которые не занимались предпринимательством, но пользовались сословными правами, так как уплатили промысловый налог и выкупали гильдейское свидетельство.

Благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление сострадания к ближнему была возведена христианством в  нравственный принцип. Аналоги этому  явлению существовали также в  мусульманстве и в других религиозных  системах. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения  бедных находилось в руках церкви и особенно монастырей. Располагавших  обширными фондами (в том числе  благодаря обычаю князей давать церкви <<десятину>> - одну десятую со всех княжеских доходов). Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась фактически до конца XVII в.

     Выходить  из-под церковного контроля помощь  сирым и убогим начала с  XVIII века. Однако разработанный при Петре I подробный план государственного призрения не был осуществлён из-за последовавшей несколько месяцев спустя смерти царя. После этого дело замерло, и вплоть до екатерининского царствования политика государства по отношению к неимущим носила исключительно репрессивный характер, например наказание, полагалось за подачу и за принятие милостыни, выловленных нищих наказывали кнутом и ссылали в дальние сибирские города.

   При Екатерине  II призрение бедных перестаёт быть прерогативой церкви. По монаршей воле были учреждены дома в Москве (1763) и Петербурге (1772) , а с 1775 года заведены Приказы общественного призрения в сорока губерниях (для устройства народных школ, сиротских домов, богаделен, больниц,  работных домов и т.п.).

    С  переходом большинства европейских  стран, в том числе и России, к капиталистическому способу  производства происходил важный  сдвиг в структуре народонаселения:  крестьянство, переселявшееся в  города, порождало как богатейших  капиталистов – фабрикантов,  банкиров, домовладельцев, так и  наиболее обездоленных людей,  часть которых неизбежно пополняла  ряды воров, проституток и бродяг. Население Москвы, например, за 45 лет,  с 1852 года утроилось и по  переписи 1897 года составило более  млн. человек. И хотя возрастала  численность всех групп (дворян, духовенства, купцов мещан и  др.), особенно быстрыми темпами  в 80 – 90 годах увеличилось число  пришедших крестьян, удельный вес которых достиг почти двух третей жителей.

   На этом  этапе исторического развития  благотворительность стала приобретать  характер честных и общественных  добровольных пожертвований, известный  нам сейчас. Одновременно изменялась  политика государства по отношению  к неимущим, не только от того, что репрессиями уже не удавалось  удержать нищавшие слои населения  в спокойном состоянии, но и  в связи с ускорением в общественном  сознании гуманистических идей, порождённых эпохой Просвещения,  в частности таких, как природное  равенство людей, пробуждение  достоинства личности и искоренение  грубости нравов через распространение  образования и правильного воспитания.

  Почему же  именно в капиталистическом обществе  благотворительность стала значительным  общественным явлением, а вопросы  благотворительной деятельности  выкристаллизовались в общественном  сознании? Чтобы ответить на этот  вопрос, надо рассмотреть благотворительность  в комплексе взаимосвязанных  социальных явлений и прежде  всего соотнесите её с состоянием  рабочего вопроса.

  Дело в  том, что поскольку каждый наёмный  рабочий вынужден был существовать  продажей своей рабочей силы, которая как товар неотделима  от самого рабочего, то поступление  на работу к капиталисту создавало  отношение подчинения  и зависимости  рабочего от покупателя рабочей  силы – капиталиста. Зависимость  в первую очередь выражалась  в риске остаться без работы. Причём не столько по прихоти капиталиста, сколько по воле экономических законов, регулирующих общественное производство. Безработица неизбежна, размеры её увеличивались, во-первых, вследствие прогрессирующего применения машин, во-вторых, из-за периодических промышленных  кризисов. Потерявшие работу люди вынуждены были идти в работные дома или богадельни, на худой конец – нищенствовать.

  В этих  условиях, при крайне поляризации  богатства и бедности, благотворительность  становилась неким <<регулятором>> социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

   Помощь  бедным и неимущем осуществлялась  через государственное призрение,  общественную благотворительность.  А также с помощью частных  лиц. Всё зависело от источника финансирования. В России. По сравнению с западноевропейскими странами; сильное распространение получила общественная и особенно частная благотворительность. Произошло это из-за неспособности государственного призрения оказать достаточную помощь социально обездоленным.

  Состоявшийся  в марте 1910г. Первый Всероссийский  съезд деятелей по призрению  отметил существование в стране 4762 благотворительных обществ и  6278 благотворительных заведений.  При этом 25% всего бюджета этой  системы исходило из средств  казны. Земств. Городов и сословных  учреждений, а 75% - из средств частной  благотворительности, т.е. из добровольных  пожертвований. И тем не менее только в четырёх из 755 городов Империи (в Москве, Петербурге, Риге и Одессе) дело призрения бедных было поставлено удовлетворительно и даже с размахом.

Информация о работе Первые упоминания о купцах