Первые реформы избранной рады

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV.

Работа содержит 1 файл

Реформы Ивана Грозного.doc

— 108.00 Кб (Скачать)
 

      Введение 

      Одним из  важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам  казался  личностью  загадочной  и страшной:  “Превысочайшего  во-истинну и преславнейша всех бывших,  славиму же от  конец небес  до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея,  яко секирою,  наполы некако рассече”.  Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую  науку.  Для большинства историков это была психологическая проблема;  интересовали сама личность Ивана Грозного и условия,  в  которых она  создавалась. 

      Перед  некоторыми историками даже вставал  вопрос,  был ли Грозный нормален умственно.  Но уже в трудах Соловьева  и  Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент  решительной схватки “государственного начала”,  воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

      К источникам,  рассказывающим об эпохе  Ивана  IV,  относятся  записки  опричника Генриха Штадена,  вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе  и  Крузе;  к иностранным  источникам  относится  также  сказание Альберта Шлихтинга.  Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником  Василием  Грязным  и собрание актов времен опричнины.  Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV. 
 
 
 
 
 
 

      1. Россия в первой половине 16-го  века. Регенство Елены Глинской.

      Иван IV Васильевич родился в ночь с 28 на 29 августа 1530г. Это был долгожданный наследник великого князя Василия III,которому было тогда уже больше пятидесяти лет. Ради наследника Василий III заточил в монастырь свою первую супругу и взял в жены Елену Глинскую, девушку, происходившую из западнорусского аристократического рода. Однако, с момента женитьбы в 1526г. до рождения наследника престола прошло еще четыре долгих года, полных обетов, поездок на богомолья, благотворительности и, вероятно, менее благочестивых заклинаний. В честь рождения сына счастливый отец поручил итальянскому архитектору построить особенную церковь, церковь Вознесения Христова в летней резиденции села Коломенское. Церковь возвышается на крутом берегу Москва - реки и является, пожалуй, самой совершенной приметой, сопровождавшей рождение Ивана IV. В остальном новорожденный был окружен средневековой магией: Василий III привез Ивана на крестины в Троице - Сергиев монастырь, старые - престарые иноки вынули его из купели, отец сам положил его на руку святого Сергия Радонежского ... Младенец стал еще более дорогим в глазах отца, когда стало очевидно, что его брат Георгий, родившийся в 1532г., слабоумный. К большому несчастью для России и самого Ивана, Василий III прожил после этого радостного события совсем недолго. Он умер в 1534г., и власть перешла к княгине Елене Глинской. После смерти отца Иван остался на попечении матери. Перед смертью Василий III завещал престол трехлетнему сыну-Ивану IV Васильевичу, а его матери - Елене Глинской - приказал опекать мальчика и держать власть до его совершеннолетия. Впервые после княгини Ольги у власти оказалась женщина.

      О времени регентства Елены Глинской и боярского правления рассказывают несколько летописей. Важнейшими из них являются Воскресенская, Вологодско-Пермская летописи и Царственный летописец. Все эти летописи были уже известны Карамзину и цитируются им по рукописям в "Истории государства Российского".

      Воскресенская летопись, как известно, кончает  свое изложение на 1541 годе. Ее повествование, относящееся к 8 годам царствования Ивана IV, отличается сухостью, официальным характером и определенным стремлением обелить боярское правление и очернить Елену Глинскую. Таковы известия о "поимании" дядей малолетнего великого князя, Юрия и Андрея Ивановичей. Они носят характер официальных справок, в конечном итоге возлагающих вину за гибель обоих удельных князей на правительницу Елену Глинскую. Великая княгиня велит боярам арестовать Юрия, "берегучи сына". Арестованный Юрий погибает в темнице. Великой княгине приписывается и гибель Андрея Ивановича. По летописи, великий князь и его мать велели арестовать Андрея и посадить его в темницу.

      Значительно полнее запись о событиях 1533-1547 гг. в  Царственной книге и других летописцах, связанных с ней общностью  происхождения (например, в Львовской  летописи). В этих летописях всячески подчеркивается боярское "самовольство", заметно желание перенести на бояр ответственность за политические расправы, совершенные при Елене Глинской. Таков "Летописец, начало царство царя и великого князя Ивана Васильевича" и ему подобные, которые, в противоположность Воскресенской летописи с ее боярскими тенденциями, отражают взгляды Ивана Грозного. Но и тут и там в летописных известиях виден скорее позднейший редактор, старавшийся осмыслить прошлое в определенных рамках, подсказанных ему политической обстановкой своего времени, чем очевидец и участник событий.

      Проводя внутреннюю политику, Елена Глинская и окружающие ее бояре стремились быть рачительными хозяевами. Важным мероприятием стало проведение денежной реформы.

      Правительство регентши вело активную борьбу с “лихими людьми”. Обязанность преследовать их была возложена на губных сторост, которых выбирали из числа дворян или наиболее видных горожан. В итоге губные старосты стали иметь статус окружных судей.

      Правительство постоянно принимало меры по сокращению податных привилегий монастырей и уменьшению земельных владений, поскольку их обогащение снижало доходы казны и ухудшало материальное положение служилых людей, живших за счет доходов от поместий, раздаваемых правительством.

      Начатая Иваном III и Василием II строительная деятельность продолжилась. В Москве была построена под руководством итальянского архитектора Петрока Фрязина Китайгородская стена, в мае 1535.

      Она окружила густонаселенный посад, раскинувшийся  вдоль берега Москвы-реки. Новые  укрепления были возведены в приграничных городах: Стародубе, Почепе, Пронске; новыми городами-крепостями стали Себеж, Темников на реке Мокша, Любим на реке Обнора. В богатую Московию начался приток эмигрантов из других стран

      Началась  и реорганизация местного самоуправления («губная реформа»): Елена распорядилась изымать дела из ведения наместников и передавать губным старостам и «излюбленным головам», подчиненным Боярской думе, поскольку наместники, как ей докладывали, были «свирепы, аки львове». Это во многом предвосхитило будущие реформы сына Глинской - Ивана Грозного.

      В 1538г. Елена скоропостижно скончалась - возможно, ее отравили. Власть захватил старинный род Шуйских. На место  митрополита Даниила, поддерживавшего  Елену, возвели нового - митрополита  Иосифа. Но Шуйские недолго продержались у власти. В1540г. правление перешло к князю Ивану Бельскому из враждебного Шуйским рода Бельских. Бельский прекратил расправы, возвратил из ссылок и освободил из заточения многих бояр.

      Таким образом, семи лет от роду Иван остался круглым сиротой, на руках бояр, которые заботились о чем угодно, но только не о воспитании будущего государя. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Бельский не преследовал Шуйских, за что и поплатился. Зимой 1542г. Шуйские схватили князя Бельского и заточили в темницу, а потом приказали убить. Шуйские стали во главе бояр. Место митрополита Иосифа, сосланного в дальний монастырь, занял митрополит Макарий. Маленький Иван сохранил об этом времени самые тягостные воспоминания. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости.

      Впрочем, сам Иван Шуйский из-за болезни  скоро должен был оставить двор. К власти пришел его родич Андрей Михайлович Шуйский, при котором распущенность и безвластие достигли наибольшей силы. Человек небольшого ума и совершенно недальновидный, он как будто специально все делал, чтобы раздразнить подрастающего Ивана. Вместе с тем потакали всем его низменным страстям. Когда он был лет двенадцати, то стал, прежде всего, проливать кровь бессловесных животных, бросая их на землю с высоких теремов, а пестуны позволяли ему это и даже хвалили, уча отрока на сХотя о царе Иване IV сообщается много такого, что позволяет считать его прозвище "Грозный" обоснованным, это все же ничего не изменяет в заключении о том, что прозвище первоначально имело в виду не обиходное значение слова "Грозный", а политическую жестокость.

      29декабря  1543г. Иван велел схватить самого Андрея Шуйского и отдать его псарям; псари убили ненавистного боярина по дороге в тюрьму.

      В 1543г. 13-летний Иван впервые показал  свой характер и получил прозвище "Грозного". За гибелью Андрея Шуйского последовали ссылки и казни  его сторонников. С тех пор, говорит летописец, бояре начали к государю страх иметь и послушание. Ближайшими советниками Ивана IV стали его дядья - Михаил и Юрий Глинские. На сторону Глинских встал и митрополит Макарий. Вместе с ними Иван IV предавался всяким буйным развлечениям: например, собирал около себя толпу знатной молодежи и скакал верхом по улицам и площадям, бил, грабил встречавшихся мужчин и женщин, по истине, по словам Курбского, упражнялся в самых разбойничьих делах. А ласкатели только говорили: "О! Храбр, будет этот царь и мужественен. "Но, не смотря на это, юный Иван во многом превосходил своих сверстников - не только тем, что был рослее ровесников. Он много и жадно читал, впитывая строки Священного Писания и богословских трудов, страницы римской истории и русских летописей.

      вою беду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Первые  реформы избранной рады.

      16 января 1547г в Успенском соборе  Московского Кремля состоялось  торжественное венчание на царство  великого князя Ивана IV.На него  были возложены знаки царского  достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Великий князь московский Иван IV первым из правителей Руси и России принял титул царя, а московское княжество превратилось в Московское царство.

      В начале правления царь пытается реформировать  Россию, представив свое правление  как выражение общественных  интересов. Он создает так называемую «Избранную раду», в которую входили его  сторонники, в частности митрополит Макарий, духовник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев.

      Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие  государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

          Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.

         В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр.1 Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны.2 Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины  века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения - Челобитная изба была своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

      Одновременно  с “Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.

      После февральских соборов правительственная  деятельность в 1549г. развернулась в  различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр.

      Формирование  различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о  значительном успехе централизации управления.3 Однако часть изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.

      1549г.  был годом активного наступления  на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри сохраняли привилегии.

Информация о работе Первые реформы избранной рады