Первые письменные упоминания о восточных славянах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучить догосударственные политические объединения восточных славян.
Для выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить первые письменные упоминания о существовании восточных славян;

Содержание

Введение
1. Первые письменные упоминания о восточных славянах
2. Города, общественные отношения, верования восточных славян
3. Догосударственные объединения восточных славян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

2628 контр др. политические объединения восточных славян.doc

— 78.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

1. Первые письменные упоминания о восточных славянах

2. Города, общественные отношения, верования восточных славян

3. Догосударственные объединения восточных славян

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

 

9

 



Введение

 

 

В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. В Российской Федерации проживает более 100 народов и народностей. Но основным государствообразующим народом нашей страны является русский народ (из 149 млн. - 120 млн. русские). Русский народ - один из крупнейших народов мира - в течение многих веков играл ведущую роль в политическом, экономическом, культурном развитии страны. Первое государство русских, а также украинцев и белорусов было образовано в IХ веке вокруг Киева их общими предками - восточными славянами.

Целью данной контрольной работы является изучить догосударственные политические объединения восточных славян.

Для выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить первые письменные упоминания о существовании восточных славян;

- изучить общественные отношения и верования восточных славян;

- изучить догосударственные политические объединения восточных славян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 



1. Первые письменные упоминания о восточных славянах

 

 

К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший), историк Тацит - I в.н.э., географ Птолемей Клавдий - II в.н.э. античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах").

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться. Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы). Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.  А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Следует отметить, что большинство племён стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары создадут свою государственность, впитав культурное наследие античной римской культуры. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.

 

 

2. Города, общественные отношения, верования восточных славян

 

 

У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

Общественные отношения. Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

Верования восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог солнца - Ярило; Перун - бог войны и молнии, Сварог - бог огня, Велес - покровитель скота. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые жрецы - волхвы и кудесники.

 

3.     Догосударственные объединения восточных славян

 

 

Политическое объединение восточных славян, совершившееся в конце IX и в X веке, на первых порах было чисто внешним, лишенным внутренней сплоченности. Это был в сущности конгломерат многочисленных городских и сельских миров под верховным водительством великого князя Русского. Это соединение могло с течением времени упрочиться и превратиться в сплоченное государство при наличности двух условий: во-первых, если бы стоявшая во главе его великокняжеская власть в дальнейшем все более и более усиливалась и, набираясь правительственными средствами, все более и более овладевала обществом; во-вторых, если бы в самом обществе решительно возобладала тенденция к широкому политическому единению, выходящему за рамки городских и сельских миров. Но ни того ни другого условия не оказалось в наличности у народившегося русского государства, и оно в конце концов распалось на несколько частей, между которыми оставалась только национальная и церковная связь, а не политическая.

До половины XI века великий князь Русский правил в сущности единолично русской землей. Рассылаемые им по волостям князья и мужи были его посадниками, которые были обязаны идти по его зову на войну, доставлять ему часть даней и других доходов. По большей части это были его сыновья или дружинники, которых он мог выводить из земель и волостей и смещать с должностей. Два раза, впрочем, великому князю пришлось иметь дело с братьями: в первый раз по смерти Святослава (972 год), во второй раз по смерти Владимира Святого (1015 год), и всякий раз происходила борьба, заканчивавшаяся торжеством одного князя, устранением и подчинением других.

После Расселения у славян сложилось множество территориальных образований, причем структура их была, как правило, двухступенчатой: несколько небольших общностей объединялись в более крупное целое. В исторической литературе славянские догосударственные общности традиционно обозначаются как племена, а их объединения - как союзы племен. Соответственно утвердился такой термин, как племенная знать, обозначающий общественную верхушку этих общностей. При рассмотрении процессов образования славянских государств предполагается, что переход к государственности происходил непосредственно от племенной структуры.

Но дело в том, что в источниках понятие "племя" по отношению к догосударственным славянским общностям VII-X веков не употребляется. Они обозначались терминами, образованными от этнонимов: например, Вятичи - территория, населенная общностью вятичей, Дерева - территория, населенная общностью древлян. "Племя" в приложении к славянам раннего Средневековья - чисто условный научный термин. В науке племенами принято именовать общности, члены которых объединены кровнородственными связями. Но являлись ли таковыми славянские раннесредневековые догосударственные образования? Источники донесли около сотни их названий. О времени и обстоятельствах их формирования документы молчат. Тем не менее прояснить кое-что в этой проблеме можно.

У германцев раннего Средневековья, которые включились в Великое переселение народов раньше славян, в ходе миграций старая этнополитическая структура, известная из древнеримских источников I-II вв. н. э., практически полностью разрушилась. Общности V-VII веков, времени образования германских государств на территории завоеванной Западной Римской империи, не соответствовали германским племенам начала н. э. В отношении славян вопрос осложняется отсутствием данных об их этнополитической структуре до VI века. Но наблюдения за славянскими раннесредневековыми этнонимами позволяют думать, что у них в ходе миграций произошел аналогичный процесс.

Большую часть славянских этнонимов догосударственной эпохи составляют названия, образованные от местности обитания. Как правило, они были связаны с ландшафтом местности (например, поляне, то есть обитатели поля, открытого пространства; древляне - от "дерева", то есть обитатели лесов), или гидронимом - наименованием реки или озера (например, мораване, гаволяне, то есть живущие на реках Мораве и Гаволе, моричане, то есть живущие у озера Морицкого). Причем в большинстве случаев местность обитания, по которой получали имя славянские общности, находится на территории, занятой славянами в процессе Расселения. Это значит, что этноним являлся новым и появился только при заселении. Между тем для "племен" в собственном смысле этого термина свойственна устойчивость этнонима - одного из главных индикаторов этнической самоидентификации. Тот факт, что в ходе Расселения у славян происходило массовое появление новых этнонимов, дает основания утверждать, что скрывавшиеся под ними общности - новообразования, сложившиеся в результате миграций из осколков прежних племен или путем смешивания группировок разной племенной принадлежности

Племенной была структура славянского общества до VI века, до начала Расселения, в "праславянский" период. Некоторые из названий праславянских племен уцелели в эпоху миграций. В разных частях славянского мира раннего Средневековья фиксируются три этнонима - хорваты, сербы и дулебы. Хорваты известны в Восточном Прикарпатье, на северо-западе Балканского полуострова, в Чехии. Сербы - в междуречье Эльбы и Заале, а также на Балканах. Дулебы - на Западном Буге, в Чехии, Паннонии. Почти все названия славянских общностей имели суффиксы "ан"/"ян" (поляне, древляне, мораване и т. д.) или "ич" (дреговичи, вятичи, лютичи и т. п.). Перечисленные же этнонимы - бессуффиксные. Очевидно, это и есть названия "старых" племен, распавшихся в VI-VII веках. Осколки таких племен, расселившиеся в различных регионах, сохранили в своих наименованиях память о прежнем племенном устройстве. Новая же структура имела только территориально-политический характер.

Неплеменной характер славянской догосударственной этнополитической структуры раннего Средневековья позволяет прояснить проблему так называемой "племенной знати". Существование у славян такой социальной группы является общепризнанным фактом. Действительно, сомнения здесь вроде бы неуместны, поскольку такого рода категория, в которую включают племенных вождей, племенных старейшин и языческих жрецов, явление общеисторическое. И источники не дают оснований усомниться в существовании в славянских догосударственных общностях предводителей-князей и жрецов. Но когда дело доходит до "племенных старейшин", категории, без которой, собственно говоря, невозможно вести речь о видной роли племенной знати, возникают сложности.

Выясняется, что неоспоримых данных о наличии у славян племенных старейшин нет не только для времени существования славянских догосударственных общностей после Расселения (VIII век и позднее), но даже для VI-VII веков - эпохи Расселения! Зато уже с VI-VII веков фиксируется служилая знать (княжеские дружины), позднее, в период образования государств, игравшая ведущую роль в обществе. Примечательны, в частности, результаты анализа значения термина "жупан". Обычно считалось, что в догосударственный период он обозначал у южных и части западных славян племенного старейшину. Однако рассмотрение ранних упоминаний о жупанах показало, что так именовались совсем иные категории: в одних случаях - главы небольших этнополитических общностей, не носившие княжеского титула, в других - княжеские дружинники.

Молчание источников о племенных старейшинах объясняется тем, что существовали они в праславянских племенах, то есть в период до Расселения. Уже в ходе Расселения, в результате слома старой племенной структуры, племенные старейшины утратили свои позиции, уступив место новой, служилой знати, не связанной с родовыми и племенными институтами, формировавшейся по принципу личной верности предводителю-князю. Именно эта знать заняла ведущие позиции в образовавшихся после Расселения территориально-политических общностях и сыграла затем главную роль в образовании славянских государств.

Выходит, что славянские догосударственные общности раннего Средневековья фактически неверно называть племенами или союзами племен. Можно условно применять к ним термин, употреблявшийся в византийских источниках, - славинии (от этнонима словене - славяне). Формирование славянских государств происходило на основе именно этой территориально-политической структуры, а не напрямую из племенной, как обычно подразумевается в исторических исследованиях.

Образование государств проходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности (условно говоря, союза славиний). Такой путь характерен для Сербии (IX-XI веков), Хорватии (IX-XI веков), Карантании (нынешняя Словения, VIII век). Данный тип присущ регионам, где славяне испытывали постоянное сильное внешнее давление. В Карантании и Хорватии такое давление осуществлялось со стороны Франкской империи, а затем Германского королевства. В Сербии и Хорватии - со стороны Византийской империи. В тех же Карантании, Хорватии, Сербии - со стороны Аварского каганата. Сложившиеся в таких условиях государства либо быстро теряли независимость (Карантания), либо вынуждены были время от времени вступать в вассальные отношения с сильными соседями (Хорватия, сербские княжества).

Более результативным оказался другой путь государствообразования, при котором под власть правящей элиты одной крупной догосударственной общности (союза славиний), игравшей роль ядра формирующейся государственной территории, переходили другие крупные или мелкие "Славинии". Так шло складывание государств в Великой Моравии IX века, на Руси и в Польше X-XI веков. В Моравии основу составила общность мораван, а к ней присоединялись висляне, полабские сербы, "славинии" Чехии, Силезии, Паннонии. На Руси в роли ядра выступили поляне с центром в Киеве. А под власть киевских князей переходили северяне, древляне, дреговичи, кривичи, словене ильменские, уличи, волыняне, лендзяне, радимичи, хорваты (прикарпатские), вятичи. Этот тип формирования государств у славян имел место там, где отсутствовало сильное внешнее давление. В результате него сложились три сильных государства, два из которых - Русь и Польша, сохранили свою независимость.

Особым образом формировались такие государства, как Болгария и Чехия. В первом случае государство образовалось (в конце VII-IX веках) в результате союза местных славян с иноэтничной общностью (тюркские болгары) и вплоть до славянизации последних в IX-X веках носило биэтничный характер. В Чехии государство создавалось в X-XI веках путем подчинения знатью одной из небольших славиний соседних небольших этнополитических общностей.

Информация о работе Первые письменные упоминания о восточных славянах