Первобытное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Присваивающая -один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.

Работа содержит 1 файл

Pervobytnoe_obschestvo (2).docx

— 29.26 Кб (Скачать)

Первобытное общество:

1) Экономика:

Присваивающая -один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.

Производящая- хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений.

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При  этом неукоснительно реализовывались  два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

 В течение многих веков  и тысячелетий производительность  труда была крайне низкой, все,  что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях  не могли возникнуть ни частная  собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически  равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло  по двум связанным между собой  направлениям:

- совершенствование орудий труда  (грубые каменные орудия, более  совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

 - совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

 Все это приводило к постепенному  и все более убыстряющемуся  повышению производительности труда.

 

Структура первобытного общества

 Основной единицей общества  была родовая община - объединение  на основе родственных связей  людей, ведущих совместную хозяйственную  деятельность. На более поздних  стадиях развития возникают племена,  объединяющие близкие роды, а  затем и союзы племен. Укрупнение  общественных структур было выгодно  обществу. Оно позволяло более  эффективно противостоять силам  природы, использовать более совершенные  приемы труда (например, охоту  загоном), успешнее отражать агрессию  соседей и самим нападать на  них: происходило поглощение более  слабых, необъединенных. Вместе с  тем укрупнение способствовало  более быстрому освоению новых  орудий и приемов труда.

 Однако сама возможность  объединения в решающей мере  зависела от уровня развития  экономики, от производительности  труда, определявших, какое количество  людей могла прокормить определенная  территория.

 Управление, власть. Все наиболее  важные вопросы жизни рода  решались общим собранием его  членов. Каждый взрослый имел  право участвовать в обсуждении  и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

 Племя управлялось советом  старейшин, представлявших соответствующие  роды. Совет избирал племенного  вождя. Эта должность также  на ранних этапах общественного  развития была сменяемой и  не давала привилегий. Союз племен  управлялся советом племенных  вождей, который избирал вождя  союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

 С развитием общества постепенно  осознается важность хорошего  управления, руководства, и постепенно  происходит его специализация,  а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают  соответствующий опыт, постепенно  приводит к пожизненному отправлению  общественных должностей.

 Нормативное регулирование.  Ни одно сообщество (животное, а  тем более человеческое) не может  существовать без определенного  порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила  поведения, в какой-то части  унаследованные от далеких предков,  постепенно формируются в систему  норм, регулирующих производство  и распределение, семейные,

 родственные и иные общественные  связи. Эти правила закрепляют  на основе накопленного опыта  наиболее рациональные, выгодные  для рода и племени отношения  людей, формы их поведения,  определенную соподчиненность в  коллективах и т.п. Возникают  устойчивые обычаи, которые передаются  из поколения в поколение и  соблюдаются в подавляющем большинстве  добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они  поддерживаются всем обществом,  в том числе и мерами принуждения,  вплоть до смерти или равносильного  ей изгнания виновного. Первоначально  закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно  появляются обычаи, устанавливающие  обязанности и права. Изменения  в обществе, усложнение социальной  жизни приводят к появлению  и закреплению новых обычаев,  увеличению их числа.

 Развитие первобытного общества  во всех регионах первоначально  происходило одинаково. Однако  на стадии перехода к государству  пути человечества разошлись.  В большинстве регионов мира, в частности в Азии и Африке, первые государства возникли  в зонах поливного земледелия. Это требовало проведения крупных  общественных работ по строительству  каналов и других ирригационных  сооружений, что обусловило сохранение  сельскохозяйственной общины и,  следовательно, общественной формы  собственности на землю. В Европе  же, где таких работ не требовалось,  произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).

 Это оказало существенное  влияние на процесс возникновения  государства и права, а также  на характер и государства,  и права.

 

 

Первобытное общество - структура, органы власти и управления, социальные нормы

 

Родовая община (род) - это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение люден. ведущих совместное хозяйство

 

Родовая община - основополагающая структурная  единица первобытного общества, его  элементарная частица. Близкие роды объединялись в племена, последние - в союзы племен.

 

Основные цели этого объединения:

 

а) повышение уровня безопасности за счет коллективного противостояния враждебным человеку силам природы;

 

б) повышение уровня гарантированности  успеха при отпоре нападениям со стороны  себе подобных, при нападении на себе подобных.

 

Структура первобытного общества:

 

а) родовая община;

 

б) племя;

 

в) союзы племен.

 

Органы власти и управления в  первобытном обществе:

 

в родовой общине

 

а) общее собрание,

 

б) старейшина;

 

в племени

 

а) совет старейшин;

 

б) вождь;

 

в союзе племен

 

а) совет вождей племен;

 

б) вождь (или два вождя, один из которых - военный вождь) союза племен.

 

Социальные нормы в первобытном  обществе- это обычаи, которые регулировали общественные отношения во всех сферах общественной жизни (быт, семья, труд, религия и т. д.).

 

Обычаи - это привычные правила  поведения людей, которые исторически  сложились в обществе, закрепившись в общественном сознании и поведении  в результате их многократного применения в течение длительного времени.

 

 

Пути развития

Восточный путь.

5.3. Восточный (азиатский) путь  возникновения государства

 

 

 

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах  крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в  зонах поливного земледелия, которое  позволило за счет повышения урожайности  резко - в десятки раз - повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы  условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность  содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных  сооружений, поддержания их в рабочем  состоянии, расширения ирригационной  сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения  общин под единым началом и  централизованного управления, поскольку  объем общественных работ существенно  превышал возможности отдельных  родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности  на основное средство производства - землю.

 

В это время наряду с развитием  экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и  это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым  позднее присоединяются служители  культа), то именно в их руках оседает  и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать  и такое социальное явление, как  «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

 

Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности, отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

 

Административно-государственные  структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической  необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство  было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразовавия, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

 

Экономика основывалась на государственной  и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

 

Не оказывала серьезного влияния  на экономику и частная собственность  других групп: купцов и городских  ремесленников. Во-первых, она, как и  ее владельцы, находилась в безраздельной  власти монарха. Во-вторых, она также  не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана  со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних  входило немало ремесленников.

 

Постепенно, по мере роста масштабов  кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных  коллективах «зачатки государственной  власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она приобретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологически, и прежде всего в религиозных формах - сакрализация власти: «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

 

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и  вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого  ранга и т.д., а в основании  пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Информация о работе Первобытное общество