Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:37, реферат
Присваивающая -один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.
Первобытное общество:
1) Экономика:
Присваивающая -один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.
Производящая- хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений.
Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.
В течение многих веков
и тысячелетий
- совершенствование орудий
- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).
Все это приводило к
Структура первобытного общества
Основной единицей общества
была родовая община - объединение
на основе родственных связей
людей, ведущих совместную
Однако сама возможность
объединения в решающей мере
зависела от уровня развития
экономики, от
Управление, власть. Все наиболее
важные вопросы жизни рода
решались общим собранием его
членов. Каждый взрослый имел
право участвовать в
Племя управлялось советом
старейшин, представлявших
С развитием общества
Нормативное регулирование.
Ни одно сообщество (животное, а
тем более человеческое) не может
существовать без
родственные и иные
Развитие первобытного
Это оказало существенное
влияние на процесс
Первобытное общество - структура, органы власти и управления, социальные нормы
Родовая община (род) - это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение люден. ведущих совместное хозяйство
Родовая община - основополагающая структурная единица первобытного общества, его элементарная частица. Близкие роды объединялись в племена, последние - в союзы племен.
Основные цели этого объединения:
а) повышение уровня безопасности за счет коллективного противостояния враждебным человеку силам природы;
б) повышение уровня гарантированности успеха при отпоре нападениям со стороны себе подобных, при нападении на себе подобных.
Структура первобытного общества:
а) родовая община;
б) племя;
в) союзы племен.
Органы власти и управления в первобытном обществе:
в родовой общине
а) общее собрание,
б) старейшина;
в племени
а) совет старейшин;
б) вождь;
в союзе племен
а) совет вождей племен;
б) вождь (или два вождя, один из которых - военный вождь) союза племен.
Социальные нормы в
Обычаи - это привычные правила поведения людей, которые исторически сложились в обществе, закрепившись в общественном сознании и поведении в результате их многократного применения в течение длительного времени.
Пути развития
Восточный путь.
5.3. Восточный (азиатский) путь возникновения государства
Самые древние государства возникли
около 5 тыс. лет назад в долинах
крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата,
Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в
зонах поливного земледелия, которое
позволило за счет повышения урожайности
резко - в десятки раз - повысить производительность
труда. Именно там впервые были созданы
условия для возникновения
В это время наряду с развитием
экономики происходят и социальные
изменения. Поскольку, как и прежде,
все произведенное
Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности, отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.
Административно-
Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.
Не оказывала серьезного влияния
на экономику и частная
Постепенно, по мере роста масштабов
кооперации коллективной трудовой деятельности,
зародившиеся еще в родоплеменных
коллективах «зачатки государственной
власти» превращаются в органы управления
и господства над суммами общин,
которые в зависимости от широты
экономических целей
В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.