Первобытное общество на территории мордовского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Западная часть Среднего Поволжья была заселена в древнем каменном веке — палеолите. На территории РМ памятники этого времени пока не обнаружены.
Наиболее ранние поселения из найденных относятся к мезолиту — среднему каменному веку (9—6-е тыс. до н. э.). После отступления ледника, в бореальный климатический период, растительность и животный мир стали приближаться к современным.

Работа содержит 1 файл

История мордовского края.docx

— 108.27 Кб (Скачать)

2-й этап (1987—1988) характеризуется политическими  преобразованиями. С целью установления  народовластия партийные органы  республики передали свои полномочия  Советам соответствующих уровней  и их исполнительным комитетам. 

В 1989—1990 гг. выявилось  серьезное отставание экономических  реформ от политических, что привело  к расколу в рядах сторонников  перестройки и возникновению  национально-политических объединений. С начала 1990-х гг. в республике были созданы отделения клуба «Демократическая инициатива», Всесоюзного историко-просветительного общества «Мемориал», движения «Демократическая Россия», Социал-демократическая партия Мордовии, Мордовская организация Партии конституционых демократов, Народный фронт Мордовии, Мордовские республиканские отделения ДПР, Народной партии России, Федеральной партии «Демократическая Россия», Мордовская региональная организация ЛДПР, Коммунистическая партия Мордовии и т. д. В своих программах они ставили задачи развития самоуправления на предприятиях, частного предпринимательства и фермерского хозяйства. После издания Закона РФ «Об общественных объединениях» (январь 1991 г.) партии проводили целенаправленную политическую и идеологическую работу среди населения, активность которого повысилась. Демократизация сознания населения проявилась на выборах в республиканские и местные Советы. 4 марта 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР по 6 территориальным и 4 национально-территориальным округам Мордовии. На 887 избирательных участков пришло 87,8 % граждан. В 3 из 10 округов победу одержали представители демократического движения республики. Одновременно прошли выборы народных депутатов Верховного Совета МАССР по 55 избирательным округам. Большинство депутатов представляло оппозиционную фракцию МРО «Демократическая Россия». 7 декабря 1990 г. на сессии Верховного Совета МССР была принята Декларация о государственно-правовом статусе республики. МАССР была преобразована в МССР.

Мордовия  в составе Российской Федерации 

В 1991 г. был взят курс на возрождение российской государственности, что явилось началом государственно-правовой реформы. 17 марта 1991 г. состоялся общесоюзный  референдум о сохранении Союза ССР  и РСФСР, введении поста Президента РСФСР. В Мордовии в голосовании  участвовало 84,3 % граждан. За сохранение обновлённого Союза ССР высказалось более 80 %, введение поста Президента РСФСР — около 70 % участников референдума. Верховный Совет республики тоже учредил должность президента; МССР была преобразована в РМ. В декабре 1991 г. на пост Президента Мордовии был избран В. Д. Гуслянников. В 1993 г. Верховный Совет республики упразднил эту должность. В 1994 г. были приняты законы РМ «О выборах депутатов Государственного Собрания», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Мордовия» и «О выборах главы местного самоуправления». В ноябре 1995 г. состоялись выборы депутатов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, в результате которых были сформированы Государственное Собрание РМ, городские, районные, сельские, поселковые Советы. В январе 1995 г. Председателем Государственного Собрания РМ стал Н. И. Меркушкин, 22 сентября 1995 г. на Конституционном Собрании РМ, а затем на всенародных выборах в феврале 1998 г. он был избран Главой Республики Мордовия.

27 июля 1995 г. был  принят закон «О референдуме  РМ», 21 сентября 1995 г. — Конституция РМ, утверждена новая система органов государственной власти РМ и органов местного самоуправления. Основой конституционного строя РМ стало демократическое правовое государство, являющееся субъектом РФ.

Наряду с государственно-правовой реформой проходили структурные  социально-экономические преобразования: акционирование предприятий с распределением акций между государством и трудовыми  коллективами, создание смешанной экономики (с учётом частного сектора), аграрная перестройка, изменение системы  оплаты труда с отменой ограничений  на рост индивидуальных заработков, реформирование банковской системы и др.

Переход к рыночным отношениям в 1-й половине 1990-х гг. привёл к снижению уровня социально-экономического развития республики. Сократилась прибыль  от деятельности предприятий республики с 1 768,5 млн руб. (1991) до 479,7 тыс. руб. (1995). Выросло количество убыточных предприятий: 10 в 1993 г., 82 в 1995 г., 150 в 1998 г., 136 в 2000 г. В 1995 г. по объёму промышленного производства РМ среди 78 субъектов РФ заняла 59-е место. Замедлились темпы обновления основных производственных фондов сельскохозяйственной и перерабатывающих отраслей промышленности, снизились показатели фондообеспеченности и фондоотдачи, увеличилось количество видов изношенного и морально устаревшего оборудования. К середине 1990-х гг. в кризисном состоянии оказалось животноводство. В результате резкого спада производства произошло сокращение кадров почти на всех предприятиях республики, наблюдалось явление вынужденной неполной занятости, росло число безработных. В 1992 г. их было 17,7 тыс. чел, в 1995 г. — 45,8 тыс. чел. Нарушение производственно-хозяйственных связей, свёртывание государственного финансирования, снижение покупательной способности потребителя сельскохозяйственной продукции привели к падению производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Сократилось выделение средств из бюджета на развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта, материальную поддержку ветеранов войны и труда, строительство государственного и кооперативного жилья для населения. Следствием инфляции явилось уменьшение (по сравнению с 1984 г.) в 2,6 раза денежных доходов населения.

Со 2-й половины 1990-х гг. наметилась политическая и  социально-экономическая стабилизация. Ускорился процесс адаптации  части предприятий к рыночным условиям. ОАО «Резинотехника», «Биохимик» и др. увеличили объёмы производства продукции. В декабре 1995 г. Правительство РФ утвердило Федеральную программу экономического и социального развития РМ на 1996—2000 гг. с размером финансирования более 10 трл руб. Были приняты меры для установления, укрепления и развития внешнеэкономических связей. В 1996 г. Мордовия заключила более 50 двусторонних соглашений с российскими регионами (Башкортостан, Свердловская, Архангельская, Новосибирская области и другие регионы в рамках ассоциации «Большая Волга») и странами СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина), установила контакты с партнёрами в Германии, Чехии, Сирии, Финляндии, Великобритании и других странах дальнего зарубежья, с крупнейшими коммерческими банками России («Возрождение», «Российский Кредит», «Инкомбанк», «Онексимбанк», «Тверьуниверсалбанк»). С 1997 г. в республике наметилась тенденция к росту промышленного производства на основе реструктуризации, внедрения передовых технологий, привлечения инвестиций; развивался АПК, улучшалась сельская инфраструктура, строились жильё, школы, больницы, спортивные сооружения, совершенствовалась технологическая база, проводилась гибкая система экономического стимулирования предприятий.

В 1995 г. Глава  РМ провозгласил девиз «Согласие. Порядок. Созидание», в соответствии с которым  был разработан комплекс экономических, политических и культурных мероприятий  по реформированию, стабилизации всех сфер жизни. Реализация этих мер обеспечила рост продукции промышленного производства: в 1998 г. её было выпущено (в фактически действующих ценах) на 6 147 млн руб., в 2000 г. — на 15 млн руб. Существенные изменения произошли и в сельскохозяйственном производстве: в 1995 произведено продукции на 6,7 млн руб., в 2000 г. — на 9,2 млн руб. В 2001 г. в сравнении с 2000 г. заработная плата увеличилась в 1,5 раза, в том числе в промышленности — в 1,5, строительстве — 1,7, сельском хозяйстве — в 1,6 раза. Увеличилась занятость населения. В 1998 г. безработных насчитывалось 58,7 тыс. чел., в 2000 г. — 47,7 тыс. чел.

Событием в  обществанно-политической жизни республики стали визиты В. В. Путина в Мордовию. В декабре 1999 г., являясь Председателем Правительства РФ, он принял участие в заседании президиума ассоциации «Большая Волга», проходившем в г. Саранске, и посетил строительные площадки 4-й очереди ТЭЦ-2, нового корпуса госпиталя ветеранов войн, а также Ялгинскую школу-интернат. На их поддержку из федерального бюджета были выделены средства; значительную часть стоимости строительства гимназии № 12 взяло на себя Правительство РФ. В июле 2002 г. Президент РФ В. В. Путин руководил заседанием президиума ассоциации «Большая Волга», на котором был одобрен опыт Мордовии по организации межбюджетных отношений и работе в области молодёжной политики; посетил социально-значимые объекты, в том числе стадион «Светотехника».

Ключевым звеном структурных социально-экономических  реформ была приватизация государственной  и муниципальной собственности (в  первую очередь мелких и средних  предприятий промышленности, строек, транспорта, бытовых услуг). Изменение  форм хозяйствования стало одним  из условий развития рыночных отношений. Государственная собственность  утратила монопольное значение по количеству предприятий, произведённой продукции  и полученной прибыли, уступив место  смешанной, акционерной, кооперативной  и частной собственности. До 1994 г. приватизация осуществлялась в основном с использованием приватизационных чеков, безвозмездно. С 1 июля 1994 г. началась продажа предприятий государственной  собственности по ценам, определяемым рынком. На 1 января 1996 г. были приватизированы 314 предприятий. 205 из них преобразованы  в ОАО (47 предприятий федерального, 92 — республиканского, 71 — муниципального видов собственности). Но акционирование средних и крупных предприятий  не дало результата, необходимого в  рыночном хозяйстве. С 1998 г. начался  новый — денежный — этап приватизации с целью преобразования государственных  и муниципальных предприятий  в частные и продажи части пакета акций Фонда имущества РМ и муниципальных органов управления. В приватизационный список было включено более 60 % всех имевшихся в республике предприятий федерального, 49 — республиканского, более 30 % муниципального уровня собственности.

После ликвидации налоговых льгот для кооперативов (1992—1996) началась структурная перестройка  предприятий малого бизнеса, чему способствовало принятие нормативных актов РФ о  кредитных союзах, повышении ответственности  предприятий-монополистов за отсрочку платежей малым фирмам, предоставление льгот по налогообложению банкам. 11 марта 1996 г. был опубликован Указ Главы РМ «О мерах по поддержке  малого предпринимательства в РМ», в результате которого была составлена программа развития малого предпринимательства и создан фонд поддержки этого бизнеса. На 1 января 1996 г. в республике насчитывалось 2 137 малых предприятий всех форм собственности. Из них на долю промышленности приходилось 18,8 %, сельского и лесного хозяйства — 4,0, строительства — 26,1, торговли и общественного питания — 39,3, транспорта и связи — 1,4, материально-технического снабжения и сбыта — 2,2, на другие отрасли — 7,2 %. В малом бизнесе были заняты 31 196 работающих (8,2 % от общего числа занятых в народном хозяйстве). На 1 января 1999 г. было 2 185 малых предприятий. В торговле и общественном питании — 44,0 %, в строительстве — 20,5, в промышленности — 15,5, в сельском хозяйстве — 4,6, в других сферах — 15,4 %. В структуре малого бизнеса республики преобладали частные предприятия (90 %); 10 % — имели смешанную форму собственности.

Аграрная реформа  в республике проводилась с целью  приватизации убыточных хозяйств. 427 колхозов и совхозов было в 1996 г., 386 в 1998 г., 371 в 2000 г.; убыточных из них  соответственно 355, 316, 204. Колхозы и  совхозы были преобразованы в  новые организационно-правовые формы; перераспределены находившиеся в пользовании  сельскохозяйственных предприятий  земли и имущество; созданы крестьянские (фермерские) хозяйства: 1 230 — в 1996 г., 1 308 — в 1998 г., 1 132 — в 2000 г. Наряду с ними действовали подсобные  хозяйства промышленных, транспортных, других предприятий и организаций. Негосударственный сектор в экономике  стал доминирующим. Появилась рыночная инфраструктура: предпринимательский  сектор, сеть товарных рынков и рынков недвижимости, рынок ценных бумаг, рынок  труда, складская система, государственные  и коммерческие биржи труда, информационная система, Мордовская товарная биржа, членами  которой являются 72 предприятия, организации, фирмы республики и городов России, Общество потребителей. Начало перехода РМ к рыночным взаимоотношениям было обозначено становлением новой банковской системы. В 1996 г. наряду с Национальным банком были созданы 12 коммерческих банков и 7 филиалов, объединённых в ассоциацию. Рыночная экономика предоставила условия  для быстрого становления нового среднего общественного слоя предпринимателей и формирования системы социального  партнёрства с другии слоями населения РМ.

Переводу экономики  РМ на самофинансирование, самообеспечение, самоуправление способствовала гласность в вопросах социально-экономического развития (см. Печать и печатные средства массовой информации, Газета). Во 2-й половине 1980-х гг. — 1-й половине 1990-х гг. в Мордовии активизировались общественные силы в защиту национальных языков, культуры, самобытности мордовского народа. Большую роль в этом играли национальные движения, выступавшие под лозунгами этнического возрождения; их инициаторы — представители творческой интеллигенции. В 1989 г. было образовано общество «Масторава». Состоялись 3 съезда мордовского народа (см. Съезды мордовского народа). К 1997 г. Министерство юстиции РМ зарегистрировало 49 политических партий и общественных движений. Среди них — эрзянско-мокшанские молодёжные «Од вий» («Молодая сила»), «Вайгель» («Голос»), Мордовское общество родного слова, Фонд спасения эрзянского языка им. А. П. Рябова, Совет возрождения мордовского народа, ассоциации эрзянских женщин «Эрзява», мокшанских — «Юрхтава» и др.

В становлении  и развитии гражданского общества РМ важную роль играет договор «Об общественном согласии и социальном партнёрстве  в Республике Мордовия» (1999), руководствуясь которым функционируют некоммерческие организации (клубы, объединения, фонды) в различных сферах жизни и  направлениях (на 2001 г. было зарегистрировано около 300, не считая профсоюзов). Среди них 3 женские организации («Союз женщин Мордовии» и др.), 9 медицинских («Ассоциация врачей Мордовии» и др.), 19 молодёжных («Ассоциация учащейся молодёжи Мордовии», «Атом», «Август», «Торанага», «Союз молодёжи Мордовии» и др.), 4 научно-исследовательсие (НИИ целевого прогнозирования и психосистемных исследований и др.), 2 образовательные (Ассоциация стажёров президентской программы и др.), 3 — ветеранов войн, труда, вооружённых сил (Российское Морское собрание Республики Мордовия им. Ф. Ф. Ушакова и др.), 10 — поддержки инвалидов, пожилых и малоимущих («XXX век — эра милосердия», Союз «Чернобыль России» и др.), 6 — поддержки предпринимателей (Торгово-промышленная палата РМ, «Возрождение Мордовии» и др.), 4 — помощи семье и детям («Преодоление», «Забота» и др.), 10 — защиты прав и охраны правопорядка (Мордовский республиканский правозащитный центр, «Центр защиты прав прессы», Комитет солдатских матерей и др.), 11 национальных (Дом народных ремёсел, Клуб возрождения финно-угорских воинских игрищ «Тюштя» и др.) и т. д. Их главная цель — просветительная работа среди населения.

Информация о работе Первобытное общество на территории мордовского края