Первобытное общество как предыстория цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:33, практическая работа

Описание работы

Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени 35 - 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 - 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образования классов до наших дней придется только 4 минуты.
Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных и других) связях между людьми, их объединениями и общностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Периоды развития первобытного общества…………………………...4
2. История развития общественных отношений………………………...7
3. Социальные отношения……………………………………………….10
4. Развитие хозяйственной деятельности……………………………….12
5.Появление религии в первобытном обществе……………………….13
Литература……………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 40.76 Кб (Скачать)

4.Развитие хозяйственной деятельности

Основу хозяйства  составляли с древнейших времен собирательство, охота и рыболовство. С изменением климата вследствие потепления и  таяния ледников (10-12 тыс. лет назад), т.е. с наступлением новой геологической  эпохи - голоцена - меняется флора и  фауна. Вымирают крупные “холодолюбивые”  животные - мамонт, шерстистый носорог. Для охоты на мелких животных и  птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охотой с засадами, была приручена  собака. Шире стало практиковаться рыболовство с помощью крюков, сетей, вершей, запруд. Простое присваивающее  хозяйство низших охотников, собирателей  и рыбаков позволяло получать лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для праобщины и раннепервобытной общины были необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее распределение. В коллективной собственности находились, очевидно, прежде всего промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные же орудия труда, - топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным или равнообеспечивающим. На стадии первобытной родовой общины, в неолите, происходит переход к производительному хозяйству, развивается скотоводство и земледелие. Этот переход Г.Чайлд назвал неолитической революцией. При раннем производящем и высокоспециализированном присваивающем хозяйстве по-прежнему оставалось необходимым сохранение коллективной собственности и уравнительного распределения. Коллективной, преимущественно родовой, была собственность на возделываемую землю, пастбища, охотничьи, рыболовные и собирательские угодья. Внутри рода обрабатываемая земля передавалась во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным членам коллектива. Скот, орудия, утварь были личной собственностью и могли отчуждаться. Уравнительное распределение постепенно заменялось трудовым распределением, при котором человек, получивший хороший урожай, приплод скота, добычу, мог оставить его себе или делиться им с теми, с кем хотел. Эта передача продукта давала престиж как человеку, который это делал, так и социальному организму, членом которого он являлся. В период позднеродовой общины, археологически соответствующей неолиту, техника обработки камня и кости достигает совершенства. Господствуют, вкладышевые орудия особенно в земледельческих районах, где они широко представлены серпами и жатвенными ножами, основы которых изготовлены из кости или дерева. Зародившаяся в мезолите техника шлифования достигает расцвета в неолите.

5.Появление  религии в первобытном  обществе

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия  представляется как побочный продукт  какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического  вируса» — мема. В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам. У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Основную массу сюжетов составляют изображения животных, главным образом крупных травоядных: лошади, бизоны, мамонты, козлы, благородные олени, лани, реже хищники – лев, медведь, волк, рысь. В палеолите уже зарождается мифологическая картина мира – целостное видение мира, оформленное в предпочтениях, культах, ритуалах, верованиях и знаниях. В неолите структура мира проявляется в образе мирового дерева. Это и действительно изображение дерева или столба, и условная вертикальная композиция, разделенная на 3 части. Появляются мифы, объясняющие смену дня и ночи (лошадь и бык), жизнь и смерть (созданы сложные погребальные ритуалы). У развитых охотников и рыболовов возникают огромные святилища у наскальных изображений. На равнинах сооружаются святилища, подобные британским хенджам, аллеям менгиров, ронделам в Центральной Европе. В них совершались обряды, хоронились священные изображения, маски, иногда в них хоронили людей с высоким статусом. Появление таких святилищ является свидетельством зарождения касты жрецов.  
Архитектура, живопись, скульптура, аккумулируя достижения прошедших времен и обеспечивая новые потребности общества, создали условия для будущего расцвета искусства. Человечество подошло к цивилизации.
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Поршнев Б.Ф.  О начале человеческой истории.  М.,1974

2.Электронный  ресурс : http://revolution.allbest.ru/history/00010658_0.html, дата доступа 10.10.2011.

3.Электронный  ресурс: http://revolution.allbest.ru/history/00043736_0.html, дата доступа 10.10.2011.

4. Тойнби Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1996. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Первобытное общество как предыстория цивилизации