Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:37, реферат
История культуры -- это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Тема
Мир в отсутствие
цивилизаций: первобытная культура
и ее особенности
НА ТЕМУ: Первобытная культура, главные факторы становления и развития культуры первобытного общества. Основные этапы развития первобытной культуры
Выполнила студентка 33 группы
Михайленко Татьяна
Киев 2009
История культуры --
это история возникающих и исчезающих
ее феноменов, история народов и их творений,
легших в основание современного мира,
история зарождения, расцвета и гибели
блестящих достижений человеческого бытия.
Мы то не замечаем
следов, тянущихся из глубины веков, то
вдруг начинаем с особой остротой видеть,
как много вокруг и внутри нас того, что
складывалось в прошлом. Мы много раз отвергали
и опровергали прошлое, пытаясь переписать
его набело, и столько же раз начинали
отыскивать в нем свои корни, чтобы лучше
понять себя сегодняшних. Пожалуй, только
в XX веке человечество осознало свою главную
ошибку: погоня за материальными благами
и научными открытиями не всегда означает
движение вперед, а забвение “ужасного”
прошлого может обернуться стократ более
ужасным будущим. Увидеть связь тысячелетий,
поколений, народов, найти и понять единство
в смене культур значит осознать и осознанно
выстроить свое будущее.
Может возникнуть (и
возникало) представление о том,
что любая культура обречена. Но
ни одна культура не умирала и не
стиралась совершенно. Она всегда
возрождалась в последующих фазах
развития, давала новые неожиданные
ростки. И пока хотя бы один человек
на земле умеет делать из природного
материала необходимые
Возникновение культуры
связано с появлением человечества.
Множество различных теорий стремится
объяснить причины его
Другая, весьма распространенная,
теория -- теория эволюции, начало которой
положил Ч. Дарвин. Для него человек был
высшим природным творением, выжившим
лишь благодаря тому, что оказался наиболее
приспособленным к существованию даже
в самых неблагоприятных внешних условиях.
Существуют и современные варианты эволюционистской
теории. Так, немецкий философ и антрополог
Макс Шелер (1874--1928) считал, что человек
вовсе не был совершенством в животном
мире, напротив, он был физически слабее
многих своих животных собратьев, его
органы чувств были хуже развиты, чем у
них, но он обладал даром подражания и
жил “по мерке любого вида” животных,
используя различные способы укрытия,
питания и приспособления [349; 92].
Л. Н. Гумилёв создал
теорию происхождения человечества,
которую можно назвать “
Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени и в путешествии по ней понять труды и дни людей в мире от древности до сегодняшнего дня, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной человеческой жизни и жизни всего человечества.
Главные факторы
становления и развития культуры
первобытного общества
Благодаря работам
историографов, археологов и этнографов,
описывающих жизнь примитивных
народов, письменным источникам, в том
или ином виде сохранившимся в
развалинах погибших городов, накоплен
богатый материал, дающий возможность
с достаточным основанием рассуждать
о первобытной культуре.
Можно выделить минимум
четыре фактора, связанных с возникновением
культуры.
1. Появление орудий
труда. Древнейший период в
истории человечества, когда орудия
труда и оружие изготовлялись
из камня, дерева и кости,
называется каменным веком (
Палеолит (греч palaios
“древний” + lithos “камень”) делится на
эолит (“заря камня”), нижний, средний
и верхний палеолит. Эолит -- эпоха первых
орудий человека, которые могли быть и
деревянными и каменными, из которых до
нас дошли только последние. Часть из них
были естественными орудиями, т. е. камнями,
по своей природе имеющими форму, пригодную
для примитивного труда, часть -- искусственными,
т. е. осколками кремня и других ломких
каменных пород, созданных путем дробления
их ударами камней более твердых пород.
Нижний палеолит характеризуется появлением
орудий устойчивой, правильной формы,
годных для разбивания плодов и костей,
убивания животных, разрезывания и т. п.
Средний палеолит -- период возникновения
более мелких, но зато более пригодных
для употребления режущих и колющих орудий.
К этой эпохе относится
возникновение
Мезолит (греч. mesos "средний,
промежуточный"), или, как его иногда
называют, протонеолит (греч. protos "первый"),--
эпоха совершенствования камнеобделывания.
Появляются лук и стрелы, микролитические
изделия (т. е. снабженные тонкими каменными
пластинами) с геометрически правильными
формами, с острыми выровненными лезвиями,
служившие наконечниками стрел и вкладными
лезвиями в роговых или костяных орудиях,
изготавливаются ручные мельницы, сети,
плоты, лодки. С приручением собаки звероловство
становится более продуктивным. Все это
обусловило появление постоянных запасов.
В первобытном племени складываются матриархально-родовые
отношения.
Неолит -- дальнейшее
усложнение и совершенствование камнеобделывания
(полированные и сверленые каменные орудия),
переход от собирательства и охоты к земледелию
и скотоводству.
Изготовление и
применение орудий труда делает человека
человеком, изменяя в его жизни
все: от анатомии до образа жизни.
Животное обеспечивает
свое выживание в пределах видовых
возможностей, воспринимая внешние
стороны вещей. Пользуясь органами
чувств и генетическими программами,
оно изменяет мир лишь количественно.
По мнению многих исследователей, человек
может действовать “по мерке
любого вида”, первоначально подражая
различным живым существам. Но постепенно,
с расширением образной сферы
сознания, он начинает создавать образы
желаемого, в том числе и образы
предметов для добычи пищи, ему
становится недостаточно внешней информации
о предметах, у него возникает
потребность в сведениях об их
внутренних, существенных связях. В
психике человека появляется способность,
в корне отличающая его от животных:
способность воображения и
2. Установление табу
(запретов). Первые священные запреты
связаны с появлением орудий
труда, которые одновременно
Другое, еще более
значимое для дальнейшей жизни и
деятельности людей табу было связано
с регуляцией отношений между
полами. В первобытном обществе количество
людей в роду во многом зависело
от условий существования. При благоприятных
условиях наличие беременных женщин
и младенцев не обременяло общину.
Но в периоды ухудшения условий
жизни (природные катаклизмы, необходимость
миграции и др.) их большое количество
только затрудняло жизнь всего сообщества.
Считается, что при ухудшении
условий жизни появляется необходимость
ограничить свои потребности и, естественно,
в первую очередь -- пищевые и половые
инстинкты, считает Ю. И. Семенов [271, с.
108]. Регулирование брачных отношений осуществлялось
путем ограничения числа брачных пар,
прежде всего запрещения брачных отношений
между прямыми родственниками. Эдуард
Тайлор (1832--1917) усматривал связь этого
табу с тотемизмом [287]. Он считал, что тотемизм
наложил табу не только на убийство тотема,
но и на брачные отношения с ним. Есть точка
зрения, согласно которой инициаторами
упорядочивания межполовых отношений
стали женщины. Так или иначе, но изменение
межличностных отношений привело к появлению
новых ценностей, легших в основание единобрачия,
моногамии (греч. monos “один, единственный”
+ gamos “брак”). В условиях родовой общины
люди впервые пытаются осознать свою родословную.
Это чисто человеческое стремление. Правда,
попытки выяснения своего происхождения
основывались чаще всего на тотемизме
(на яз. оджибве, племени американских
индейцев,-- ототем “его род”, а у одного
из племен австралийских аборигенов --
“это наше мясо”) -- одной из форм первобытных
верований, представлением о некой таинственной
связи человеческих групп (родов) с теми
или иными видами животных или растений
как со своими родоначальниками. Табу
распространялось и на тотема -- своего
“родственника” (отца или старшего брата),
которого не убивали, не ели его мяса, кроме
особых случаев: крайнего голода или торжественного
обряда “размножения” тотема. Табу стало
основой появления различных обрядов,
связанных с соблюдением запретов и с
периодами снятия их -- праздниками. Как
было замечено, возникновение табу -- одно
из условий появления морали. 3. Возникновение
захоронений. Многие исследователи полагают,
что возникновение культуры связано также
и с захоронениями, а погребальные обряды
впоследствии органично вошли во многие
современные религии. От древнейшей эпохи
(эолит и нижний палеолит) следов захоронений
не сохранилось. Погребения появляются
с возникновением представлений о загробной
жизни.
В работах археологов
отмечается, что первые захоронения
были ориентированы по сторонам света,
в направлении восток -- запад. Значит,
люди связывали свои наблюдения над природой
со своим существованием, рождением и
смертью. Большинство обнаруженных захоронений
находилось в помещении жилой пещеры,
хотя и располагалось ближе к ее краям.
Умершие не исключались полностью из человеческого
сообщества, их связь с живыми продолжала
ощущаться как реальная. Об этом же говорят
и предметы, которыми окружали захоронение:
считалось, что и после смерти человеку
нужно все то, что необходимо живым. У некоторых
народов сложилось представление о том,
что умерший предок осуществляет связь
живущих с таинственными силами мира.
Все эти факты объясняют появление разного
рода культов, прежде всего культа предков.