Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:33, доклад
Первая мировая война одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырех лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составило свыше 1,5 млрд. человек, то есть около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и др. бедствий военного времени также исчислялись десятками миллионов.
Рассмотрим причины первой мировой войны, вступление России в войну и военные действия 1914-1916г.г , назревание общенационального кризиса в России.
В тех странах, где имелись гарантии экономических и гражданских свобод, нередко отдавалось предпочтение представительным формам демократии (парламенты). В России же исторически преобладали элементы непосредственной демократии: на вече или на общинном сходе вопросы решались всем миром. Власть в таких условиях обычно не воспринимается как ценность. Более того, скорее принятие решений в условиях, непосредственного участия каждого в этом процессе рассматривается как благо по сравнению с любой «говорильней», где народные избранники неделями и месяцами не могут договориться друг с другом.
Временное правительство, оттягивающее решение основных вопросов до созыва Учредительного собрания, рассматривалось массами как сборище реакционеров-соглашателей, не желающих удовлетворить чаяния народа.
Таким образом, можно говорить о кризисе представительной демократии в России.
Однако к осени 1917 г. назрел значительно более глубокий кризис — кризис буржуазной демократии в целом. В условиях мировой войны действовали факторы, которые вели к свертыванию многих гражданских и политических прав и свобод, к поляризации общества. Демократия, таким образом, постепенно лишалась своей естественной основы; в условиях войны ей на смену шла диктатура. Война принесла с собой и такое негативное явление, как маргинализация. Маргинал — это человек, занимающий «промежуточное» положение в обществе: это бывший крестьянин, ставший рабочим или солдатом, бывший интеллигент, превратившийся в офицера, бывший рабочий, ставший матросом, бывший мелкий буржуа, попавший в рабочие, бывшие горожане или крестьяне, ставшие беженцами, и т. д. У этих людей рвутся экономические, общественные, духовные связи с их прежней средой, разрушаются моральные нормы и устои. На первый план у них выдвигаются самые элементарные потребности — в безопасности, пище и т. п. Вместе с тем маргиналы, как правило, являются довольно активным общественным слоем. Они склонны к простым решениям, редко задумываются над тем, насколько возможно в данных исторических условиях осуществление их требований. В этих условиях масса стихийно поворачивается в сторону социалистов.
Социалистическая идея: альтернативные взгляды. Люди всех времен и народов мечтали о лучшей, обеспеченной, свободной от любого принуждения жизни, без войн и конфликтов. Человеку всегда присущи определенные представления о правде, добре, справедливости, равенстве, счастье. Определенные слои мечтают об устройстве всей жизни на коллективных началах, в которой сочетались бы общественная собственность, совместный труд, уравнительное распределение, равенство. Такой общественный идеал получил название социалистического (коммунистического).
Всем известны имена великих социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других. Утописты считают, что реальная жизнь состоит из положительных и отрицательных черт. Первые нужно усовершенствовать, а вторые — устранить. Вследствие этого все общество можно якобы развивать в определенном направлении.
Одной из главных причин всех бедствий социалисты-утописты считали частную собственность и связанную с ней систему отношений. Более того, революционные социалисты с уничтожением частной собственности связывают надежды на изменение самого человека, объединяя разрушение и создание в одном процессе. Утопическое сознание обычно активизируется в поворотные «революционные» моменты истории. Возникает вера в неограниченные способности революционеров быстро преобразовывать существующие отношения. Революционным «нетерпением» могут быть охвачены и сами революционеры. Выдвигаются политические лидеры, предлагающие несложные радикальные программы преобразований и быстрые результаты их воплощения. Такое явление получило название популизма. Популизм тесно связан с революционным экстремизмом, т. е. приверженностью к крайним, нередко насильственным мерам.
В России конца XIX в. идеи государственного социализма принимались далеко не всеми сторонниками социалистического переустройства общества.
Своеобразием
отличался подход к социализму у
анархистов. Вслед за М. А. Бакуниным
(1814—1876) русские анархисты понимали
под социализмом свободную
Идеолог анархизма П. А. Кропоткин (1842—1921) предупреждал, что если государство возьмет на себя роль хозяина, то оно будет заинтересовано не в человеке-гражданине, а в человеке-производителе. Кропоткин видел выход из этого тупика в развитии кооперации: «Не будет этого — не будет ни свободы, ни демократии, ни социализма».
Легальный марксист М. И. Туган-Барановский (1865—1919) также считал кооперацию путем к социализму. Он утверждал, что сфера деятельности российского капитализма не всеобъемлющая. Менее всего он проник в мелкое крестьянское хозяйство, «огосударствить» которое вообще невозможно. Он выделял несколько видов социализма: государственный, коммунальный (максимально возможное обобществление), синдикальный (самоуправление рабочих коллективов), анархический (отсутствие всякого внешнего принуждения). Туган-Барановский считал, что в России необходимо сочетание различных видов социализма.
Российские меньшевики в начале XX века строили свои концепции в соответствии со взглядами социал-демократии стран Запада, которые изменили представления о путях перехода к социализму. Если возможен мирный переход к социализму посредством выборов, убеждения противников, то, по мнению ее лидеров, насилие и революционный переворот не нужны. Они связывали с буржуазной демократией возможность постепенного складывания условий, необходимых для преобразований в направлении к социализму. При этом западная социал-демократия отрицала любую форму диктатуры. Один из ведущих теоретиков западноевропейской социал-демократии К. Каутский (1854—1938) считал, что социализм не может быть установлен с помощью диктатуры в ущерб демократии и свободе. Если социализм нельзя утвердить на демократической основе, значит, утверждал Каутский, «время его еще не пришло». Эту позицию разделяла значительная часть меньшевиков, видя путь к социализму во всемерном развитии самоуправления трудящихся, и прежде всего рабочего самоуправления. Плеханов считал возможной социалистическую революцию в России лишь тогда, когда пролетариат будет составлять большинство населения. [2, 57]
Заключение.
Недостатки и просчёты мирного урегулирования после первой мировой во многом подготовили почву для Второй мировой войны. Трагедия, которая постигла человечество в середине XX в., бросила тень забвения на первую мировую войну. Между тем она оставила глубокий след в современной истории. С течением времени это становится всё более очевидно.
Первая
мировая война изменила привычки
и нравы людей, сделала их более
терпимыми к государственным
формам насилия и посеяла зёрна
будущих международных
Список
использованной литературы.