В канун войны Россия
располагала превосходной полевой
артиллерией, однако сильно уступала
немцам в тяжелой артиллерии.
·
Промышленность
Война предъявила свои
требования и к промышленности.
В целях ее мобилизации для
нужд фронта правительство пошло
на создание совещаний, комитетов.
В марте 1915 г. создан комитет
по распределению топлива, в
мае того же года — главный
продовольственный комитет и
др. Почти одновременно с указанными
действиями правительства стали
формироваться и военно-промышленные
комитеты. В них ведущую роль
принадлежала буржуазии, и ею
было создано 226 комитетов. Российская
буржуазия смогла привлечь к
производству вооружений 1200 частных
предприятий. Принятые меры позволили
в значительной степени улучшить
снабжение армии. Воздавая им
должное, подчеркнем, что произведенных
запасов хватило и на гражданскую
войну.
Вместе с тем, развитие
промышленности носило односторонний
характер. Предприятия, не связанные
с военным производством, закрывались,
ускоряя тем самым процесс
монополизации. Война нарушила
традиционные рыночные связи.
Часть заводов закрылась, потому
что нельзя было получить оборудование
из-за границы. Число таких
предприятий в ,1915 г. составило
575. Война привела к усилению
государственного регулирования
экономики и свертыванию свободных
рыночных отношений. Для экономики
страны свертывание рыночных
отношений и усиление государственного
регулирования обернулось падением
промышленного производства. Оно
к 1917 г. составило 77% довоенного
уровня. Мелкий и средний капитал
меньше всего был
заинтересован в развитии отмеченной
выше тенденции и проявлял
крайнюю заинтересованность в
прекращении войны.
В тяжелом положении
оказался и транспорт. К 1917
г. паровозный парк сократился
на 22%. Транспорт не обеспечивал
ни военных, ни гражданских
грузоперевозок. В частности, в
1916 г. он выполнил только 50% продовольственных
перевозок для армии.
В трудном положении
находилось и сельское хозяйство.
За годы войны из села в
армию было мобилизовано 48% мужского
населения. Нехватка рабочих рук
привела к сокращению посевных
площадей, росту цен на обработку
сельскохозяйственной продукции,
а в конечном итоге - и к
росту розничных цен. Огромный
ущерб был нанесен животноводству.
Резко сократилось общее поголовье
скота и, особенно, главной тягловая
силы — лошадей.
Все это имело свои
последствия. В стране до крайности
обострилась продовольственная
проблема, связанная с транспортом,
другими неурядицами. Она все
больше охватывала и армию,
и гражданское население. Положение
в значительной мере усугублялось
расстройством финансов. Товарная
ценность рубля к 1917 г. составляла
50% довоенного, а выпуск бумажных
денег увеличился в 6 раз.
Неудачи на фронте,
ухудшение внутреннего положения
обусловили рост социальной напряженности
в обществе. Она проявилась во
всех сферах. На смену единению
на основе патриотических настроений
пришло разочарование и недовольство
политикой правительства и монархии,
а как следствие — резкий рост политической
активности различных социальных групп.
В августе 1915 г. образовался «Прогрессивный
блок». В него вошли представители буржуазных
и частично монархических партий - всего
300 депутатов Думы. Представители блока
выступили со своей программой. Основными
ее положениями были: создание министерства
общественного доверия, широкая политическая
амнистия, включавшая в себя разрешение
деятельности профсоюзов, легализацию
рабочей партии, ослабление политического
режима в Польше, Финляндии и других национальных
окраинах.
3. Власть, общество и человек
в годы Первой мировой войны.
· Власть
в годы Первой мировой войне.
В августе 1915 г. отстранен
с поста главнокомандующего великий
князь Николай Николаевич, заподозренный
в сочувствии к программе прогрессивного
блока, а 3 сентября указом монарха
распущена Государственная Дума.
Эти действия подкреплялись сменой
министров. За годы войны Николай
II сменил на посту председателя
совета министров 4-х человек
(И.Л. Горемыкин, Б.В. Штюрмер,
А.Ф. Трепов, Н.Д. Голицын), министров
внутренних дел — 6, военных
министров - 4, министров иностранных
дел — 4 и т.д. Все это говорило
о нарастании кризиса верхних
эшелонов власти, их неспособности
найти действенные меры, адекватные
сложившейся ситуации.
К началу 1916 г. недовольство
внутренней политикой монархии
проявилось и со стороны послов
союзных государств.
Активизировалось рабочее
движение. В 1916 г. в стране бастовало
свыше 1 млн. человек. В деревне
вновь заполыхали помещичьи усадьбы.
Как в деревне, так и в
городе выступления все более
приобретали антивоенный характер.
Оппозиционные настроения охватили
интеллигенцию, армию, национальные
окраины. На фоне общего недовольства
войной, монархией идеи и действия
леворадикальных сил находили
благодатную почву и поддержку
народа.
Развитие внутренних
процессов с катастрофической
быстротой суживало возможность
политического маневра. Начиная
с января 1917 г., в столице нарастает
стачечная борьба рабочих. Во
второй половине февраля здесь
возникли серьезные затруднения
с подвозом хлеба, продуктов
питания. Данное обстоятельство
вызвало новую волну забастовок,
начавшихся 23 февраля. Власти не
придали им значения. В последующие
дни 24 и 25 февраля начались
уличные демонстрации и столкновения
с полицией. Демонстрации, начавшиеся
под лозунгом «Хлеба!», стали
принимать явно революционный
характер: «Долой войну!», «Долой
самодержавие».
26 и 27 февраля волнения
рабочих продолжались, но теперь
на сторону восставших стали
переходить части столичного
гарнизона. Восстание переросло
в смену политических режимов.
27 февраля восставшим народом
был создан Совет рабочих депутатов.
Его первым председателем избран
меньшевик У.В. Чхеидзе. В этот
же день члены Государственной
Думы на своем частном заседании
образовали Временный комитет.
Временным комитетом было сформировано
Временное правительство во главе
с князем Г.Ё. Львовым. 1 марта
Совет издал Приказ № 1, согласно
которому войска Петроградского
гарнизона переподчинялись Совету
и не могли быть выведены
из столицы без его согласия.
Попытки подавить восстание в
столице силами воинских частей,
снятых с фронта, успеха не
имели. 2 марта 1917 г. в Пскове
Николай II подписал акт отречения
от престола в пользу своего брата Михаила
Александровича. Последний не принял престола,
предоставив решение вопроса о государственном
устройстве России будущему Учредительному
собранию, созыв которого должно было
обеспечить Временное правительство.
· ГоСмена политического
режима была стихийным взрывом
широкого недовольства масс. Большинство
народа верило в скорое избавление
от тягот войны, в торжество
демократии и социальной справедливости.
Это была иллюзия: страну ожидали
тяжелейшие испытания, которые
еще предстояло пройти.
В современной исторической
литературе существуют различные
подходы к анализу и оценке
событий от февраля к октябрю
1917 года. При всем многообразии, разбросе
мнений и суждений их можно
свести к двум принципиально
противоположным позициям. По выражению
В.И. Ленина, революция является
«локомотивом истории», живым творчеством
масс. Другой наш соотечественник
Н.А. Бердяев увидел в ней
полный иррационализм, регресс
в поступательном развитии общества.
Причины всякой революции
зарождаются в толще экономической,
политической и социальной жизни
общества. Их острота проявляется
и осознается тогда, когда противоречия
выходят наружу. К этому времени
традиционных подходов разрешения
возникших противоречий становится
недостаточно.
Как уже отмечалось,
революция привела к образованию
двоевластия в лице Советов
и Временного правительства. Петроградский
Совет, возникнувший в ходе
революции, имел возможность сосредоточить
в своих руках всю полноту
государственной власти
при поддержке быстро
формирующихся местных Советов,
но этого не произошло. Как
и тогдашние социалисты, лидеры
Советов (меньшевики, эсеры, кадеты
и др.) считали, что в России
произошла рядовая буржуазная
революция. В данной посылке
трудно было найти основание
отвергать Временное правительство
или требовать всей полноты
власти Советам. У В. Ленина,
большевиков было особое мнение
на сложившуюся ситуацию в
стране. А именно: Советы, как органы
власти, опираются на фабзавкомы,
солдатские и крестьянские комитеты.
Через них народ оказывает
существенное влияние на Советы.
В совокупности, по мнению В.
Ленина, это свидетельствовало о
том, что происходит процесс
формирования принципиально новой
формы государственной власти
через широкое представительство
в ней народных масс. Такое
понимание обстоятельства позволило
В.И. Ленину и большевикам выдвинуть
лозунги «Вся власть Советам!»,
«Никакой поддержки Временному
правительству», которые стали важнейшими
элементами курса на захват
политической власти.
Столкновение между
Советами и Временным правительством,
по мнению большевиков, было
вопросом времени. А полем противоборства
между двумя формами власти
и стоявшими за ними политическими
силами становились острейшие
проблемы — вопросы о войне
и аграрный.
Возникнув, Временное
правительство заявило о своей
приверженности принципам демократии,
отменило систему сословий, национальных
ограничений, осуществило ряд
других мероприятий, чем, безусловно,
снискало уважение и признательность
своих сограждан. Однако окончательное
решение этих и других вопросов
было отложено до созыва Учредительного
собрания. Народу предлагалось довести
войну до победного конца. Первый
кризис правительства возник
в апреле в связи с нотой
министра иностранных дел П.Н.
Милюкова. В ней он писал, что
«продолжая питать полную уверенность
в победоносном окончании настоящей
войны в полном согласии с
союзниками. Временное правительство
совершенно уверено в том, что поднятые
этой войной вопросы будут разрешены в
духе создания прочной основы для длительного
мира». Кризис был преодолен путем формирования
в мае 1917 г. нового правительства. В его
состав вошли 6 министров-социалистов
(А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели,
А.В. Пешехонов, В.И. Чернов, П.Н. Переверзев)
в качестве представителей Советов. Предполагалось,
что данный тактический ход усилит позицию
правительства, повысит авторитет Советов
путем усиления контроля за деятельностью
правительства. Идея нашла свое дальнейшее
развитие в решениях I Съезда Советов (июнь
1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санкционировал
давно готовящееся наступление на фронте.
В вопросе о власти подтверждалась необходимость
коалиции. Преодоление кризиса в экономике
делегатам съезда виделось пути усиления
централизации управления народным хозяйством,
и «умеренном» обложении налогами предпринимателей.
Политика правительства
кадетов и умеренных социалистов
усугубляла поляризацию общества.
Зажатое в тисках необходимости
демократизации общества - с одной
стороны, давлением союзников
по Антанте - с другой, правительство
оказалось еще менее способным
взяться за решение национальных
проблем, чем его предшественник.
Бессильное стабилизировать внутреннюю
обстановку, во внешней политике
правительство готовилось к летнему
наступлению и одновременно поддерживало
идею переговоров, направленных
на достижение компромиссного
мира.
Провал летнего наступления
на фронте стал причиной нового
политического кризиса. В значительной
степени он был усилен леворадикальными
силами, прежде всего большевиками.
В столице прошли демонстрации
с требованиями передачи всей
полноты власти в руки Советов,
отставки правительства. Демонстрации
явно указывали на разрыв настроений
народа и политики Временного
правительства. Выступления вызвали
замешательство в рядах умеренных
социалистов. В организациях меньшевиков
и эсеров стали формироваться
леворадикальные фракции. Ситуация
осложнилась ухудшающимся экономическим
положением. 2 июля министр продовольствия
А.В. Пешехонов информировал о
продовольственном кризисе, охватившем
столицу и ее окрестности. Топливный
комитет сообщил о надвигавшейся
остановке фабрик и заводов
из-за отсутствия топлива. Подобное
наблюдалось и в других промышленных
центрах.
Выход из кризиса
виделся на пути более жесткого
курса в отношении революционного
движения. 3 июля партия кадетов
объявила об отзыве своих министров
из состава правительства. Искусственно
созданный правительственный кризис
преследовал цель подтолкнуть
умеренных социалистов к более
решительным действиям. Идея нашла
поддержку и понимание. В тот
же день Оргкомитет партии
меньшевиков постановил сформировать
новое правительство «по возможности
с преобладанием в нем представителей
буржуазии». Предложение поддержали
ЦК партии эсеров, ЦИК Советов.
Принятые вслед за этим меры
по стабилизации обстановки - подавление
демонстрации силой оружия, закрытие
левой прессы, введение смертной
казни на фронте, отсрочка выборов
в Учредительное собрание - характеризуют
выбранный курс, но его реализация
имела № негативные последствия.
Из сферы политического диалога
между различными политическими
силами борьба все более переходила
в сферу насилия и ожесточения,
поляризуя российское общество.
Партия большевиков на своем
VI съезде (август, 1917) приняла решение
о вооруженном восстании, конечной
целью которого являлось свержение
правительства и завоевание политической
власти. В свою очередь правые
силы активизируют усилия по
установлению в стране военной
диктатуры. Так, 15 июля газета
«Утро России» писала: «Не надо
бояться слова диктатура. Она
необходима!.»
К концу лета все
явственнее стала проявляться
несостоятельность экономической
политики Временного правительства.
Вмешательство государства в
экономику, централизованное снабжение
предприятий топливом и сырьем
не дали ожидаемых результатов,
а напротив -вызвали широкое недовольство
мелких и средних предпринимателей.
В городе росла безработица,
не хватало предметов первой
необходимости, росли цены. Правительство
принимало постановление за постановлением:
о распределении сахара, введении
с 26 июня общегосударственной
карточной системы на продукты
питания. Однако ситуация в
стране не улучшалась.
Ответом на беспомощность
правительства, ухудшение экономического
положения стало усиление самоорганизации
народа. Фабкомы все более и
более стали контролировать вопросы
найма и увольнения, производства
и распределения. Ими в явочном
порядке был введен 8-часовой рабочий
день, достигнуты договоренности
о заключении трудового соглашения
с предпринимателями.