Первая мировая война

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные этапы, действия, и результат Первой мировой войны.
Задачи исследования:
– рассмотреть положение стран-участниц на момент начала Первой мировой войны;
– разобрать динамику развития английской экономики в годы войны в свете государственного ее регулирования и социально-психологическом аспекте.
– проанализировать подробнее каждый из этапов Первой мировой войны;
– исследовать социально-экономическую обстановку России в период войны;
- подвести итог, последствия Первой мировой войны, исходя из проведенных исследований.

Работа содержит 1 файл

Дипломная. Каракянов.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

    Однако  начальником его штаба был  назначен генерал Алексеев - опытный  офицер и хороший стратег. Это  назначение многих успокоило. Много  лет спустя в одной из своих  книг Черчилль сказал, что в Первой мировой войне было три гения - Людендорф, Фош и Алексеев.

    Несмотря  на потерю 20% довоенного промышленного  потенциала Россия в 1916 году увеличила  производство вооружений на 23%. Сильно возросла производительность труда  на оборонных предприятиях - она  увеличилась на 176%. Ежемесячное производство артиллерийских снарядов составило в 1916 году 2 миллионов штук, а в 1914 году - 50 тыс. штук; за 1916 год было выпущено 7238 орудий (калибр - 76 миллиметров), а за 1914 год - 285; выпуск самолетов возрос с 1200 штук в 1914 году до 11 000 штук в 1916. В 1914 году российская армия имела 679 автомашин, а в конце 1916 года - почти 12 000. За годы войны было построено 3,5 тысяч километров железных дорог (еще 2,8 тысяч находились в стадии строительства), и еще 2,2 тысяч километров полевых дорог облегченного типа [31, 130].

 

     III.3 От революции до Брестского мира 

    14 февраля 1917 года на собрании  Думы было решено, что правительство  необходимо сменить. Начинались  демонстрации и забастовки (лозунг  – «Хлеба!»).  К 25 февраля бастовало  уже 75% рабочих (лозунг – «Долой правительство!»). К столице стягивались дополнительные вооруженные части. 26-го царь распускает Думу. 27 февраля были захвачены склады с оружием и боеприпасами, разгромлен главный арсенал. Петроградский гарнизон поддержал восставших (большая часть солдат поддержала их из-за того, что просто не хотели идти на фронт). Солдаты захватили почту, телеграф, телефон, заняли Государственную Думу. 28 февраля создаются отряды народной милиции, к восставшим присоединился гарнизон Петропавловской крепости. Люди открывают тюрьмы, выпуская на свободу политических заключенных, а вместе с ними и уголовников.

    В тот же день Николай II попытался выехать из Ставки в Царское Село для лучшего руководства событиями, хотя Царское Село было лишь загородной резиденцией, а все нити управления сходились к Ставке. Поезд императора был остановлен под Псковом и царь подписал отречение от престола за себя и за сына в пользу великого князя Михаила Александровича. 3 марта Михаил Александрович заявил, что примет престол только в том случае, если власть будет на него возложена Учредительным собранием, а всех граждан призывал подчиниться Временному правительству.

    «Войска были ошеломлены, - писал генерал  Деникин, - ...Ни радости, ни горя. Тихое  сосредоточенное молчание ...И только местами в строю непроизвольно колыхались ружья, и по щекам старых солдат катились слезы». Так армия отнеслась к отречению Николая II [44, 11].

    В войсках высказывались различные  мнения, но среди них можно выделить общее:

    1. Возврат к прежнему невозможен.

    2. Страна должна получить государственное устройство, достойное великого народа (часто говорили о конституционной монархии).

    3. Победное продолжение войны.

    В столице возникает двоевластие - с одной стороны власть Временного правительства, а с другой - Петроградского Совета рабочих депутатов.

    2 марта было создано Временное  правительство. Его председателем  стал Князь Львов - видный земский  деятель. Основные посты распределились  так: министр иностранных дел  - Милюков, военный  морской  министр - Гучков, министр юстиции  - Керенский. На посты министров часто назначались люди не хорошей подготовки, имеющие опыт управления, а те, кто был более политически «благонадежен», кто до революции больше всех «кричал» о ней. Притом у этого правительства не было определенной программы действий, столь необходимой в такой обстановке, грозящей новым революционным взрывом и среди так быстро развивающихся событий. Власть просто «свалилась» в руки Временному правительству и никто не знал что с ней делать. Нужно было, чтобы министры согласованно проводили единую политическую линию, действовали решительно. На самом же деле каждый министр говорил и делал то, что сам считал нужным, а порой просто «метался» и не знал что делать [33, 132].

    Гучков  взял под свой контроль назначение и увольнение высшего командного состава. В течение нескольких недель после февральской революции было уволено в запас более 150 генералов. При увольнении он пользовался списком, составленным группой доверенных лиц из его окружения. При составлении списка учитывалось личное отношение, политические мотивы, и очень редко - профессиональные качества.

    Гучковым  была образована специальная комиссия для разработки реформ в военном  ведомстве. Было одобрено образование  выборных комитетов во всех частях, введен институт комиссаров, провозглашена «Декларация прав солдата». В ней солдаты и офицеры уравнивались в правах. Офицеры могли выбираться рядовыми. Была отменена смертная казнь даже за шпионаж и предательство. Эта декларация в корне ломала все военные традиции и устои, разваливала армию. После октябрьской революции большевики вынуждены были вновь восстановить дисциплину в войсках, т. к. армия, в которой солдаты не слушаются командиров, где чтобы выполнить приказ собираются рядовые и спорят - подчиняться или нет, где за неверный, по мнению комиссара, шаг офицер мог быть расстрелян или предан революционному суду, что чаще всего означало смерть, не могла воевать [36, 12].

    4 апреля приехавший из Швейцарии  Ленин произнес свои знаменитые  апрельские тезисы. Суть их сводилась  к следующему: установленная республика - не та республика, которую мы хотим, война - не наша война, ее надо превратить во всемирную революцию, нужно свергнуть правительство и установить диктатуру пролетариата, конфисковать земли частных владельцев и раздать их крестьянам и т. д.

    Временное правительство за очень короткий срок успело стать чрезвычайно непопулярным. Его заявление о продолжении  войны до победного конца приблизило конец правительства. Кабинет министров  стал «рассыпаться». Было сформировано второе Временное правительство. Одним из его лозунгов стал лозунг о начале мирных переговоров с Германией. Новым военным и морским министром был назначен Керенский. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Брусилов.

    Февральская революция нарушила все военные  планы. Первоначально общефронтовое наступление намечалось на май. Планировалось нанести мощный удар одновременно с союзниками и окончательно разгромить Германию. Но из-за полной неготовности армии и расстройства тыла выполнить обязательства по отношению к союзникам не удалось. Командование отдало инициативу в наступлении фронтам, чтобы они начали его по мере своей готовности. Это было грубейшим нарушением военной стратегии [21, 51].

    Русское наступление началось 16 июня на Юго-Западном фронте, 7 июля - на Западном, 8-го - на Северном, а 9-го - на Румынском. Промежуток времени между 16 июня и 7 июля дал немцам возможность успеть нанести удар по Юго-Западному фронту и опрокинуть его. Этот удар окончательно уничтожил все надежды на восстановление воинского духа в армии и на успешный исход наступления. Наступление Северного, западного и Румынского фронтов захлебнулось в течение недели.

    По  инициативе Керенского 16 июля в Ставке было созвано совещание, на котором  присутствовали командующие фронтами, Верховный Главнокомандующий Брусилов, генералы Алексеев и Рузский  (оба не у дел), со стороны правительства - Керенский и министр иностранных дел Терещенко. На совещании генералы выступили с резкой критикой проводимого правительством курса уничтожения армии и призвали воссоздать ее [14, 30].

    Новым Верховным главнокомандующим 19 июля был назначен генерал Л. Г. Корнилов. Он начал подготовку к вооруженному выступлению, путем которого хотел  разогнать Советы и комитеты и  сделать из Временного правительства  сильный кабинет министров, взять  власть в свои руки и сделать эту власть устойчивой и довести страну до Учредительного собрания, которое и должно было определить судьбу России и ее будущий политический строй. Для этого он попытался договориться с Керенским о взаимопомощи (который тоже хотел избавиться от Советов и комитетов). Но из-за путаницы, внесенной в переговоры В. Н. Львовым и Савинковым, управляющим военным министерством (Савинков назначен на этот пост после того, как Керенский стал министром-председателем, но сохранил пост военного министра), Керенский подумал, что Корнилов сразу после прихода к власти отстранит от его нее. Поэтому вечером 26 августа Керенский заявил, что Корнилов - антиреволюционер, что он хочет свергнуть «народное правительство» и отменить завоевания февральской революции. Для того, чтобы остановить Корнилова, Керенский попросил помощи у Советов, которые без единого выстрела остановили 3-й корпус генерала Крымова, шедший на Петроград, пропагандой. Корнилов был арестован и посажен в Быховскую тюрьму.

    Все эти потрясения и кризисы, деморализация войск, которая на глазах «разваливалась» привели к очень невыгодным для России изменениям на фронте. Армия, хорошо снабженная вооружением и боеприпасами, но лишенная духа, часто хорошего командного состава отступала. Фронт постепенно откатывался на восток. Немцы в конце лета  - начале осени взяли Ригу и заняли часть Прибалтики и продолжали планомерно захватывать наши западные территории - Прибалтику, Западную Украину и Белоруссию.

    25 октября (7 ноября) произошла Октябрьская  революция. Было сброшено нерешительное Временное правительство. По всей стране началось установление советской власти [34, 39].

 

     Заключение

  

   Первая мировая  война 1914—1918 гг. длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней, в ней участвовали 33 государства (общее число независимых государств — 59) с населением более 1,5 млрд. человек (87% населения планеты). 

      Мировая империалистическая война  1914 -1918 годов была самой кровопролитной  и жестокой из всех войн, какие  мир знал до 1914 года. Никогда ещё  противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения техники, химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле и в воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулемёты, снаряды тяжёлых орудий, огнемёты - всё было направлено на уничтожение человеческой жизни. 10 млн. убитых, 18 млн. раненных - таков итог войны

    Первая  мировая война привела к значительному  ухудшению жизни людей. Они хотели серьезных перемен, большей справедливости, большего равенства, большей демократии. Это стремление к переменам проявилось по-разному. В странах, где положение оказалось наиболее тяжелым, произошли революции. В остальных изменения приняли мирную, ненасильственную форму - реформы. Революции произошли в России, Финляндии, Австрии, Венгрии и Германии. Создание демократических республик с более справедливым социальным устройством было главной целью революционных сил. Но были также и те, кто под влиянием Октябрьской революции в России добивался установления диктатуры пролетариата в форме Советской власти. Но нигде в Европе, кроме России, эта цель не была достигнута.

    Была  ли Первая мировая война несправедливой, захватнической для России?

    Страна, настроенная агрессивно, желающая в корне перекроить политическую карту мира, ведет активную подготовку к войне: усиливает армию, наращивает производственную мощь, увеличивает выпуск вооружений, и делает это не за несколько лет до ее начала, а долго, последовательно готовится к войне.

    Россия  не была готова воевать. Для того, чтобы  понять это нужно посмотреть, как  она готовилась к этой войне, и  как в нее входила.

    Только  после поражения в русско-японской войне командование начало задумываться о реорганизации войск, улучшении, переобучении в соответствии с новой тактикой ведения войны  командного состава, перевооружении и техническом переоснащении армии (от генеральных сражений и атаки противника на поле боя строем, группами солдат перешли к позиционной стратегии и атаке рассыпанной цепью пехоты в связи с увеличением скорострельности и дальнобойности вооружений; кавалерия стала теперь не столь эффективна).

    Действительно, положение русской армии и  флота после русско-японской войны, истощившей материальные запасы, обнаружившей недочеты в организации, обучении и управлении, было поистине угрожающим. По признанию авторитетных командиров, армия вообще до 1910 года оставалась в полном смысле слова беспомощной. Только в самые последние перед войной годы (1910 - 1914) была проведена работа по восстановлению и реорганизации русских вооруженных сил.

    В войну Россия входила совсем не так, как Германия или Англия. «Империалист» Николай II до последних минут пытался предотвратить мировой конфликт. В Генеральный штаб постоянно поступали сообщения то о полной мобилизации, то о частичной, то о том, что мобилизацию вообще не нужно начинать. Об этом было рассказано ранее. Как же Россия входила в войну, можно прочесть во второй главе (пункт первый) реферата. Поэтому повторяться не буду.

    Литература 

    
  1. «Большая  советская энциклопедия». - М.: «Советская энциклопедия», 1988г. Т. 4, 19.
  2. «История СССР. С древнейших времен до наших дней». Москва «Просвещение», 2001г.
  3. «Новая Российская энциклопедия», том 1 . Санкт-Петербург, 2005г.
  4. «Первая мировая война. 1914 – 1918» (сборник научных статей) Редакционная коллегия: Сидоров (отв. ред.) и др. - Москва «Наука», 1999г.
  5. «Россия молодая», журнал, 1996 г. (рубрика «Отечество»).
  6. «Россия». Полный энциклопедический иллюстрированный справочник – Москва «Дрофа», 2003г.
  7. «Советский энциклопедический словарь». - М.: «Советская энциклопедия», 1989 г.
  8. «Чтение по русской истории: хрестоматия для старшеклассников». Москва «Дрофа», 2006г.
  9. «Энциклопедический словарь юного историка», Москва «Просвещение», 1999г.
  10. Алексеев И.В. «Агония сердечного согласия: царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. 1914 – 1917» - Санкт-Петербург «Лениздат», 1999г.
  11. Бобышев С.В., Серегин С.В. Первая мировая война и перспективы общественного развития России. Комсомольск-на-Амуре, 1995
  12. Бурин С. Н. Новая история 1640-1918 часть 2//Учеб. пособие. М., 1998. 
  13. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа», Санкт-Петербург, 2000г.
  14. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «Военные действия 1915г.». - М., 2006 г.
  15. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России, ХХ век». - М.: «Просвещение», 1996 г.
  16. Дейниченко П.Г. «Империя. От Екатерины II до Сталина» - Москва «ОЛМА Медия Групп», 2008г.
  17. Деникин А. И. «Брестский мир» - М., 2001.
  18. Деникин А. И. «Путь русского офицера». - М.: «Современник»,  1991 г.
  19. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стан XXвек.//Учеб. пособие для 9 классов. М., 2000
  20. Игнатьев А.В. Россия в империалистических войнах начала XX века. Россия, СССР и международные конфликты первой половины XX века. М., 1989 г.
  21. К 75-летию начала Первой мировой войны. М., 1990 г.
  22. Кабанов П.И. История СССР. 1861-1917. - М., 1984 г.
  23. Карамзин Н.М. «История государства Российского», Москва «Просвещение», 1997г.
  24. Костомаров Н.И. «История России в жизнеописаниях её главнейших деталей», Москва «Просвещение», 1996г.
  25. Косулина Л.Г., Лященко Л.М. История России. Ч.П. Расцвет и закат Российской империи (XIX – начало XX вв). - М. 2004 г.
  26. Кредер А.А. Новейшая история XX век//Гуманитарное образов. В России     М., 1996.
  27. Кудрина Ю.В. Обращаясь к истокам Первой мировой войны. Пути к безопасности. М., 1994г.
  28. Лехович Д. В. «Белые против красных. Судьба генерала Антона Деникина». - М.: «Воскресенье», 1998 г.
  29. Личман Б. В. История России 2 изд. Екатеринбург, 1993 г.
  30. Личман Б. В. Россия в Первой мировой войне //Учеб. пособие для ВУЗов. М.,1998 г.
  31. Овчаренко Н.Е. «Новая история» - Москва «Просвещение», 2000г.
  32. Первая мировая война //Родина. 1993 г. №8-9.
  33. Первая мировая война. 1914 - 1918 (сборник  научных статей) – М., 2001 г.
  34. Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. М., 1994
  35. Первая мировая война: страницы истории. Черновцы, 1994
  36. Писарев Ю.А. Тайны Первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914–1915. М., 1990 г.
  37. Попова Е.И. и Татаринова К.Н «Новая и новейшая история». - Москва «Высшая школа», 2002г.
  38. Ростунов И.И. «История Первой мировой войны 1914 – 1918» - Москва «Наука», 2000г.
  39. Ростунова И.И. История Первой мировой войны 1914 -  М., 2003.
  40. Сазонов С.Д. «Воспоминания» - Москва «Международные отношения», 1998г.
  41. Такман Б. «Августовские пушки» - Москва «Молодая гвардия», 1997г.
  42. Татищев В.Н. «История Российская». Москва «Дрофа», 2002г.
  43. Чубарьян А.О., Ищенко В.В. и др. «Всемирная история» энциклопедия, Москва «ОЛМА Медия Групп», 2007г.
  44. Яковлев Н.Н «1 августа 1914 года». - Москва «Молодая гвардия», 1999г.
  45. Яковлев Н.Н. Военные действия 1914 г. М., 1994 г.

Информация о работе Первая мировая война