Периодизация реформ Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:04, реферат

Описание работы

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
Реформы Петра I можно разделить на 3 периода:

Работа содержит 1 файл

Петр1.docx

— 25.70 Кб (Скачать)

1. Периодизация реформ Петра I.

    В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

Реформы Петра I можно разделить на 3 периода:

1699-1710 гг. - частичные преобразования;   
1710-1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;   
1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления.

      Последнее упоминание о последнем  заседании Боярской думы относится  к 1704 г. Возникшая в 1699г.  Ближняя канцелярия (учреждение,  осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе (после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование).  Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. С 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену  приказам конца XVII в. пришли коллегии, что предусматривало систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы и создавало более высокий уровень централизации. В  результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности. И тем самым для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат. А позже, понимая, что нужно создать новое учреждение для котроля, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями учредил прокуратуру. Дополняла систему надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.   

    В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. В 1699 г. Петр 1, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие.  

2. Европеизация России.

   Процесс европеизации российского общества шел не так гладко, как хотелось бы Петру Первому.   
   Раз за разом его попытки скооперировать европейские формы жизни и укрепление государства кончались провалом. Не удалось обеспечить общественную поддержку европейской системе городского самоуправления. В итоге она прекратила свое существование. Не прижилась коллегиальная система в областном управлении и в сборе налогов, которые пытались ввести в 1713 и 1724 годах. Как горожане, так и дворяне видели в органах самоуправления не выразителей своих сословных интересов, а еще одну государственную повинность. В итоге власть все более сосредоточивалась в руках губернаторов. Не вполне успешной была и попытка Петра ввести в России европейские формы судопроизводства. Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сторон. Более подробным, хотя и не систематизированным, стало законодательство. Но в очах неграмотного рядового населения таковой трибунал был менее понятен, чем старый, устный. Толкование противоречащих друг другу законов открывало простор для произвола. Маленький уровень правосознания общества исключал возможность публичного контроля над трибуналом. Нужен был государственный, централизованный контроль. В области политического сыска система следствия оставалась старой, с внедрением пыток. В европеизации русского образования и культуры тоже не все шло гладко. Под влиянием обучения, которое часто велось на иностранных языках, у дворян формировалась новая система понятий, частенько не имевших эквивалента на русском языке. Поэтому общение дворян все чаще велось на иностранных языках - французском и германском. Употребление иностранных языков дворянством усилило раскол российского общества. 

    Все это препятствовало распространению нового вида жизни и ценностей. В 1718 - 1721 годах система приказов была заменена системой более современных учреждений исполнительной власти- коллегий, созданных по шведскому эталону. Но, помимо управления через коллегии, Петр сам контролировал положение в стране при помощи системы фискалов - доверенных лиц царя, которые занимались выявлением злоупотреблений в государстве. В годы правления Петра равномерно формировалась система тотального контроля царя за популяцией. Тем самым, взяв за эталон европейский абсолютизм, дающий некий простор самоуправлению сословий, но не допускающий их к власти методом использования противоречий между ними, Петр I только укрепил систему русского самодержавия, сословное самоуправление в которой практически отсутствовало. 

   

3.  Влияние обстановки в стране и характера Петра I на реформы.

     Все результаты реформы были обращены более к будущему, смысл ее далеко не всем был понятен. Эти приемы вырабатывались при участии личного характера Петра, под влиянием обстановки, в какой шла его преобразовательная деятельность, и под влиянием отношения, в какое эта обстановка ставила его к быту, понятиям и обычаям народа. Обстановка реформы создана была внешней войной и внутренней борьбой. Служа главной движущей пружиной реформы, война оказала самое неблагоприятное действие на ее ход и успехи. Реформа шла среди растерянной суматохи, какой обычно сопровождается война. Нужды и затруднения, какие она вызывала на каждом шагу, заставляли Петра спешить. Война сообщила реформе нервозный, лихорадочный пульс, болезненно-ускоренный ход. Среди военных тревог Петр не имел досуга останавливаться, хладнокровно обсуждать положение, взвешивать свои мероприятия, соображать условия их исполнимости, терпеливо дожидаться медленного роста своих начинаний. Он требовал от них быстрого действия, немедленных результатов, при всяком затруднении или замедлении подгонял исполнителей страшными угрозами, которые сыпались так расточительно, что теряли свою возбуждающую силу. За все: за подачу прошения государю помимо подлежащих мест, за порубку мерного дуба (указных размеров) или мачтовой ели, за неявку дворянина на смотр, за торговлю русским платьем - конфискация имущества, лишение всех прав, кнут, каторга, виселица, политическая или физическая смерть. Нерасчетливая кара закона в одних усиливала отвагу преступления, в других производила замешательство и смущение, неврастенический столбняк и общее чувство тягости. С другой стороны, реформа шла среди глухой и упорной внутренней борьбы, не раз шумно прорывавшейся: четыре страшных мятежа и три-четыре заговора - все выступали против нововведений, строились во имя старины, ее понятий и предрассудков. Отсюда враждебное отношение Петра к отечественной старине, к народному быту, тенденциозное гонение некоторых наружных его особенностей, выражавших эти понятия и предрассудки. Такое отношение установилось у Петра под прямым влиянием политического воспитания, какое он получил. Политические понятия и чувства его выросли среди смут, порожденных борьбой двух направлений, на какие разделилось русское общество в XVII в.: приверженцы новшеств, искавшие помощи и уроков на Западе, столкнулись с политическими и церковными староверами. Эти последние в борьбе выставляли знаменем некоторые наружные особенности, отличавшие древнерусского человека от западного европейца, - бороду, покрой платья и т. п. Сами по себе эти внешности, разумеется, не мешали реформе; но очень мешали ей чувства и убеждения, ими прикрывавшиеся: это были признаки оппозиции, символы протеста.

   Петр шел против ветра и  собственным ускоренным движением  усиливал встречное сопротивление.  В его деятельности было нравственное  противоречие, которого он не  мог побороть, - несходство побуждений  с образом действий. С летами, пережив беспорядочную молодость,  он безотчетно и безраздельно  проникся мыслью о народном  благе, как никто из наших  царей, и направил на это  всю несокрушимую энергию своей  могучей природы. Петр действовал  силой власти, а не духа и  рассчитывал не на нравственные  побуждения людей, а на их  инстинкты. Правя государством  из походной кибитки и с  почтовой станции, он думал  только о делах, а не о  людях и, уверенный в силе  власти, недостаточно взвешивал  пассивную мощь массы. Преобразовательная  увлекаемость и самоуверенное всевластие - это были две руки Петра, которые не мыли, а сжимали друг друга, парализуя энергию одна другой. Надеясь восполнить недостаток наличных средств творчеством власти, преобразователь стремился сделать больше возможного, а исполнители, запуганные и неповоротливые, теряли способность делать и посильное, и как Петр в своем преобразовательном разбеге не умел щадить людские силы, так люди в своем сомкнутом, стоячем отпоре не хотели ценить его усилий. 
 
 
 

Заключение. 

   Преобразования государственного управления, осуществленные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков. Сенат, например, действовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 до 1918 г., т.е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого: созданные им институты государственной власти оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни.

   На ход преобразований накладывала неизгладимый отпечаток личность Петра, решительного, нетерпеливого, порывистого, стремительного, склонного к насилию, физической расправе. Нововведения осуществлялись в России и до него. Но только Петр придал им невиданный размах, небывалые темпы, круто повернул к Западу. Человек большого ума и кипучих страстей, твердого характера и колоссальной энергии, Петр I отказался от византийского великолепия своих предшественников. Во главе страны стал царь-мастеровой, в котором в то же время проступал “нетерпеливый и самовластный помещик” (А.С. Пушкин), приверженец кнута и произвола. Всегда Петр I действовал как царь-самодержец, до конца уверовавший в чудодейственную силу государственного принуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства  в целом.

Результат реформаторских начинаний Петра  состоял в превращении мало кому известной Московии в Российскую империю. Становление Российской империи  сопровождалось внедрением многих новшеств, позволивших России занять подобающее ей место среди государств Западной Европы.

  Преобразования  осуществлялись государственной властью, возглавляемой Петром Великим.

  Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась европеизация страны. В емкое понятие европеизации может быть вложено и создание современного административного аппарата, замена обветшалой и хаотичной приказной системы коллегиями, каждая из которых ведала точно очерченными функциями. Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся из родовитых людей, был учрежден Сенат: критерием для сенатора являлось не знатное происхождение, а способности, личные качества.

  С появлением новых учреждений началось формирование в России бюрократии, связанное с появлением уставов, наставлений, инструкций, определяющих унифицированные для всей страны функции каждого учреждения и  персонала, его обслуживающего.

  Создание  бюрократии отнюдь не является абсолютным злом - без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Петр знал об изъянах бюрократии и пытался преодолеть их доступными ему средствами: вместо общественного контроля он ввел практически бюрократический принцип надзора за деятельностью должностных лиц, поручив осуществлять его отдельным персонам - фискалам. Систему контроля венчал созданный царем институт прокуратуры: чиновник контролировал деятельность другого чиновника. Однако следует признать, что система контроля Петра Великого оказалась малоэффективной, а пороки бюрократии - неуязвимыми. Оказалась неудачной и предпринятая Петром I попытка отделить суд от административных органов.

   В целом реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената - в центре до воеводской канцелярии - в уездах.

Информация о работе Периодизация реформ Петра I