Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 01:28, реферат
Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая принадлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.
Периодизация истории Древней Греции
Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая принадлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.
1. Критская культура (конец III тыс. до н.э. - XVв. до н.э.). Наибольшими впечатляющими остатками этой цивилизации являются дворцы, поэтому она называется также дворцовой. В конце XV в. до н.э. недалеко от Крита, на острове Тир, произошло грандиозное извержение вулкана, в результате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись ахейцы и захватили его.
2. Микенская культура (XV-XIII вв. до н.э.).
Ее центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины. В этот период ахейские племена ведут активную колонизацию, заселяют острова Родос и Кипр, создают колонии на Сицилии, в Южной Италии и Малой Азии. Воспоминания о завоевательных походах ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне, которая была увековечена Гомером в «Илиаде».
3. Вторжение дорийцев (конец XIII-XIIвв. до н.э.).
В конце XIII в. до н. э. ахейская цивилизация погибает в результате нашествия с севера греческих племен дорийцев, которые позднее расселились на территории материковой Греции.
4. «Темные века» (XI-IXвв. до н.э.).
Происходившие в это время события не вполне понятны. Основным источником по истории этого периода являются поэмы Гомера, потому этот период называют еще гомеровским.
5. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).
В этот период складывался этническое самосознание греков на основе единства языка, религии, нравов, формируются полисы.
6. Классическая эпоха (V в. до н.э.).
Время расцвета древнегреческой культуры и искусства. В это время развиваются философия и живопись, возникают театры, возводятся великолепные храмы. Важнейшие политические события этой эпохи - греко-персидские войны (492, 490, 480-479 гг. до н.э. и 448 г. до н.э.) и Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Война между Афинским и Спартанским военными союзами формально закончилась победой спартанцев, но ослабила оба греческих государства. 7. Эпоха эллинизма (IVв. до н.э. - Vв. н.э.).
Данная эпоха начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается с захватом Рима варварами. Александр Македонский создал огромную империю, которая охватила весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.
Во II в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента входила в состав Римского государства.
Периодизация
Микены. Львиные ворота
В наиболее общем в
исторической науке принято выделять
следующие этапы истории
[править]Характерные черты отдельных периодов
В начальный период
истории Древней Греции (III тыс. до н. э.)
этнический состав данных территорий
был достаточно пёстрым: пеласги, лелеги и
др., затем потеснившие и ассимилировавшие
их протогреческие племена — ахейцы и ионийцы. Первые раннеклассовые государства
ахейцев (Кносс, Фест, Микены, Тиринф,
В VIII—VI вв. до н. э. в Греции
сформировались полисы (города-
V—IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётсяДелосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла(443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели кПелопоннесской войне (431—404 г. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
В середине IV в. до н. э. на севере Греции происходит возвышение Македонии. Её царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г. до н. э.) над коалицией греческих государств, фактически подчинил Грецию. Его сын Александр Македонский возглавил поход объединённого греко-македонского войска в Азию. Он взял Персию и часть Индии. После распада его державы в III—II вв. до н. э. возникает ряд эллинистических государств со смешанным греко-восточным населением и культурой. В самой Греции в это время преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие гегемонию над Грецией. В 146 г. до н. э. римляне наносят поражение Ахейскому союзу и подчиняют Грецию. В 27 г. до н. э. на её территории была образована провинция Ахайя. В IV в. Греция стала основной частью Восточной Римской империи — Византии.
История греко-восточных эллинистических государств завершается завоеванием Римом последнего эллинистического государства — Птолемеевского Египта в I в. до н. э.
[править]Раздробленность и попытки объединения
Стиль
этой статьи неэнциклопедичен
или нарушает нормы
русского языка.
Статью следует
исправить согласно стилистичес |
Греческий храм на Сицилии, посвященныйГере, построен в 5-м столетии до н. э.
За всё время независимого существования Греция никогда не была единым государством, и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города с примыкавшими к нему полями или деревенскими поселениями. Каждый такой город был полностью политически независим наподобие нынешней обширной монархии или республики или неуклонно стремился к такой независимости. Только эта маленькая область и была отечеством для эллина; все прочие эллины были чужие, иноземцы, и взаимными отношениями между государствами были отношения международные. Объединявшая несколько посёлков, система учреждений обеспечивала каждому гражданину сознательное, деятельное участие во всех делах общины и разностороннее личное развитие путём частого совместного обсуждения и окончательного решения разнообразнейших вопросов внутреннего управления и внешней политики.
Этим же дроблением эллинской расы на мелкие автономные общины со всеми правами верховенства воспитаны были те чувства привязанности к родине и её политическим учреждениям, которые находили себе многократное выражение в подвигах самоотверженной храбрости и благодаря которым из всех древних народов Европы один эллинский удержал за собою до настоящего времени главную часть своей территории с прежним именем и способное к дальнейшему развитию политическое устройство.
Однако неизбежным спутником дробления эллинов была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо жажды независимости, различие в степени гражданского и культурного развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всём складе жизни. Различия быта и менталитета в среде эллинов с течением времени усиливались, по мере того, как республики преуспевающие всё дальше уходили вперёд от состояния поселений, остававшихся верными архаическим условиям жизни. Могло ли быть достигнуто в III веке до н. э. прочное единение между Афинами или Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещёнными городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных деревенских поселений?
Тем не менее многочисленным разветвлениям эллинской расы присуще было с древнейших времён чувство кровного родства, внешним образом выражавшееся в едином имени (сначала ахеян, или данаев, или аргивян, потом эллинов), в единстве языка, в общности религиозных верований и некоторых преданий, наконец, в обособлении себя от прочих народов, не-эллинов, обозначаемых термином «варвары». Выражением того же чувства служили издревле некоторые положения обычного международного права, охрана которых принадлежала самим богам, признаваемые всеми эллинами празднества, союзы племён, наконец общенародные предприятия, каким была, напр., Троянская война. Эллинам не чуждо было и понимание выгод, какие могло доставить им объединение разрозненных общин в борьбе с варварами, от времени до времени угрожавшими свободе всей Эллады, были ли эти варвары мидяне, македоняне или римляне.
В сочинении Геродота слышится голос эллина, болеющего
душою за всю Элладу, которой не достаёт
единодушия даже в моменты великих опасностей.
Предание приписывает Периклупопытку примирить между
собою все эллинские государства. Исократ и Демосфе