Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:23, контрольная работа
Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества.
Установление этапов развития является важнейшей научной проблемой, поскольку в основе этапов должны быть решающие факторы – то есть общие для всех стран или для ведущих стран
Введение 3
1.Сравните теории периодизации хозяйственного развития общества: И. Мечникова, А. Тойнби, К. Маркса. В чем вы видите их рациональные черты и недостатки? 4
Тест 17
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Всероссийский
заочный финансово-
г. Владимир
2010 год
Содержание
Введение
1.Сравните теории
периодизации хозяйственного развития
общества: И. Мечникова, А. Тойнби, К. Маркса.
В чем вы видите их рациональные черты
и недостатки?
Тест
Заключение
Список используемой
литературы
19
Введение
Периодизация – это
Установление этапов развития
является важнейшей научной
За время существования
1.Сравните
теории периодизации
хозяйственного развития
общества: И. Мечникова,
А. Тойнби, К. Маркса.
В чем вы видите
их рациональные
черты и недостатки?
Русский ученый–Мечников установил периодизацию по степени развития водных путей сообщения:
- речной период ( период древности);
- средиземноморский период (средневековье);
- океанический период (включает новое и новейшее время).
Поиск разумного
баланса в отношениях человека и природы
невозможен без уяснения соотношения,
в котором сегодня реально находится природа
и общество, а также веса каждой из этих
составляющих.
Человечество, несмотря на всю
свою сегодняшнюю мощь и независимость,
является составной частью и продолжением
эволюции природы. С нею общество неразрывно
связано и не в состоянии существовать
и развиваться вне природы, прежде всего,
— без окружающей человека среды.
Влияние природной среды на жизнь
общества особенно ярко выражено в сфере
производства. Все материальное производство,
позволившее человеку выделиться из природы,
базируется в своей основе на природной
составляющей. Полезные ископаемые,
источники энергии, продукты труда — все
из природы.
В процессе производства природа
используется человеком как предмет труда,
объект его преобразовательной деятельности
в интересах общества. Природные богатства
(в первую очередь полезные ископаемые)
служат естественной основой материального
производства и жизни общества. Выйдя
из природы, человечество уже не в состоянии
существовать без продуктов труда, полученных
в результате материального производства,
«очеловечивания природы».
Природа — это естественная основа жизнедеятельности
человека и общества в целом. Вне природы
человек не существует и существовать
не может. Даже в космосе, на космических
орбитальных станциях люди пользуются
переработанными благами природы. В свою
очередь, природа и космос в целом вполне
могут существовать без человека, обходиться
без его присутствия и деятельности. Так
происходило многие миллиарды лет. Осмысление
такой взаимосвязи и зависимости общества
от природы — насущная необходимость.
Зависимость материального производства
и жизни общества от природы в свою очередь
накладывает определенные ограничения
на деятельность человека. Они касаются
прежде всего разумного, рационального
воздействия общества на природу в процессе
общественной жизнедеятельности.
Неотъемлемым здесь должен стать принцип
«Не навреди!»
Взаимодействие общества с природой имеет
для человека не только утилитарное, производственное
значение, но также и оздоровительное,
нравственное, эстетическое, научное.
Человек не только «вырастает» из природы,
но, производя материальные ценности,
одновременно «врастает» в нее. К тому
же природа помимо прочего имеет свою
удивительную прелесть, очарование, что
в немалой степени делает человека художником,
творцом. В частности, из этого творческого
к ней отношения не в последнюю очередь
возникает у того или иного народа чувство
Родины, единения со своей землей, патриотизм.
«Украинская степь», «русское поле» и
т.п. не являются для человека чисто языковой
структурой или просто географическим
понятием. Они ярко и образно показывают
в том числе и духовную зависимость человека
от природы.
Карл Маркс разработал вариант периодизации, исходя из принципа материалистического понимания истории, положив в её основу способ производства (или формационную теорию). В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций:
1) первобытнообщинной (с момента возникновения человека до 4–го тыс. до н. э.);
2) рабовладельческой ( с 4 тысяч. до н.э. – по 5 век );
3) феодальной ( с 5 века – по 17 век );
4) капиталистической (с середины 17 века – по настоящее время);
5) коммунистической.
К. Маркс выдвинул особую — формационную — теорию периодизации социально-экономической истории. На первый взгляд, она хорошо всем известна еще из школьных курсов истории, но на самом деле марксовы идеи трактуются слишком упрощенно, если не сказать вульгарно. Происходит любопытное явление: сначала идеи ученого вульгаризуются, а потом отвергаются самими вульгаризаторами как вульгарные.
Еще из
школьных учебников мы знаем
о знаменитой Марксовой "
"В общих чертах,— писал Маркс,— азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства,... но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма". Обратим внимание на то, что в этом отрывке появляется азиатский способ производства, нарушающий привычное пятичленное деление истории, и этот способ производства вместе с античным, феодальным и буржуазным названы эпохами одной общественно-экономической формации.
Здесь
перечислены способы
В другом месте К. Маркс под несколько иным ракурсом, с точки зрения типа экономической связи между субъектами производственных отношений, также осуществляет трехчленное деление человеческой истории: "Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости,— такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние,— такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей. Поэтому патриархальный, как и античный строй (а также феодальный) приходят в упадок по мере развития торговли, роскоши, денег, меновой стоимости, в то время как современный общественный строй вырастает и развивается одновременно с ростом этих последних
Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е гг. XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (3) (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.
К числу наиболее
Таких развившихся «локальных
цивилизаций» Тойнби насчитывает более
двадцати. Это — западная, две православных
(русская и византийская), иранская, арабская,
индийская, две дальневосточных, античная,
сирийская, цивилизация Инда, китайская,
минойская, шумерская, хеттская, вавилонская,
андская, мексиканская, юкатанская, майя,
египетская и др. Он указывает также на
четыре остановившиеся в своем развитии
цивилизации — эскимосскую, момадическую,
оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу возникает вопрос:
почему некоторые общества, подобно многим
примитивным группам, становятся неподвижными
на ранней стадии своего существования
и не складываются в цивилизации, тогда
как другие достигают этого уровня? Ответ
Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя
объяснить ни расовым фактором, ни географической
средой, ни специфической комбинацией
таких двух условий, как наличие в данном
обществе творческого меньшинства и среда,
которая не слишком неблагоприятна и не
слишком благоприятна.
Группы, в которых налицо эти условия,
складываются в цивилизации. Группы, не
обладающие ими, остаются на доцивилизованном
уровне. Механизм рождения цивилизаций
в этих условиях сформулирован как взаимодействие
вызова и ответа. Среда намеренно неблагоприятная
непрерывно бросает вызов обществу, общество
через свое творческое меньшинство отвечает
на вызов и решает проблемы. Такое общество
не знает покоя, оно все время в движении,
благодаря движению оно рано или поздно
достигает уровня цивилизации.
Возникает и второй вопрос: почему
четыре цивилизации дальнезападная христианская
(ирландская), дальневосточная Христианская
(несторианская в Средней Азии), скандинавская
и сирийская развивались ненормально
и родились мертвыми. Тойнби пытается
понять, отчего пять цивилизаций (полинезийская,
эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская)
застыли в своем развитии на ранней стадии,
тогда как остальные успешно развивались.
Рост цивилизации, по мнению ученого,
отнюдь не сводится к географическому
распространению общества. Он не вызывается
им. Если географическое распространение
с чем-нибудь положи, тельно связано, то
скорее с задержкой развития и с разложением,
чем с ростом. Подобным же образом рост
цивилизаций не ограничивается и не вызывается
техническим прогрессом и растущей властью
общества над физической средой. Какого-то
четкого соотношения между прогрессом
техники и прогрессом цивилизации культуролог
не признает.
Тойнби считает, что рост цивилизации
состоит в прогрессивном и аккумулирующем
внутреннем самоопределении или самовыражении
цивилизации, в переходе от более грубой
к более тонкой религии и культуре. Рост
— это непрерывное «отступление и возвращение»
харизматического (богоизбранного, предназначенного
свыше к власти) меньшинства общества
в процессе всегда нового успешного ответа
на всегда новые вызовы среды внешнего
окружения.
Интересна мысль Тойнби о том, что
растущая цивилизация — это постоянное
единство. Ее общество состоит из творческого
меньшинства, за которым свободно следует,
подражая ему, большинство — внутренний
пролетариат общества и внешний пролетариат
варварских соседей. В таком обществе
нет братоубийственных схваток, нет твердых,
застывших различий. В результате процесс
роста представляет собой рост целостности
и индивидуального своеобразия развивающейся
цивилизации.
И еще один, третий вопрос: как и
почему цивилизации «надламываются, разлагаются
и распадаются»? Не менее 16 из 26 цивилизаций
сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся
в живых десяти цивилизаций «полинезийская
и кочевая... находятся сейчас при последнем
издыхании; а семь из восьми других в большей
или меньшей степени — под угрозой уничтожения
или ассимиляции нашей западной цивилизацией».
Более того, не менее шести из этих семи
цивилизаций обнаруживают признаки надлома
и начавшегося разложения.
Упадок, как считает Тойнби, нельзя
приписать космическим причинам, географическим
факторам, расовому вырождению или натиску
врагов извне, который, как правило, укрепляет
растущую цивилизацию. Нельзя объяснить
его и упадком техники и технологии, ибо
во всех случаях упадок цивилизации является
причиной, а упадок техники — следствием
или симптомом первого.
Сам упадок — это не единовременный
акт, а весьма длительная стадия, которая,
согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения
и гибели цивилизаций. Между надломом
и гибелью цивилизации нередко проходят
столетия, а иногда и тысячелетия. Так,
например, надлом египетской цивилизации
произошел в XVI в. до н.э., а погибла она
только в V в. н.э. Период между надломом
и гибелью охватывает почти 2000 лет «окаменевшего
существования», «жизни в смерти». Но как
бы долго это ни длилось, судьба большинства,
если не всех, цивилизаций влечет их к
конечному исчезновению, раньше или позже.
Что касается западного общества, то оно,
видимо, по Тойнби, обнаруживает все симптомы
надлома и разложения. Но все же он считает,
что мы. можем и должны молиться, чтобы
нам не было отказано в отсрочке, причем
просить ее вновь и вновь с сокрушенным
духом и сердцем, полным раскаяния.
Подробный анализ повторяющихся
моментов, симптомов и фаз упадка цивилизаций
дается в разных томах исследования Тойнби.
Здесь можно коснуться только некоторых.
Творческое меньшинство, опьяненное победой,
начинает «почивать на лаврах», поклоняться
относительным ценностям, как абсолютным.
Оно теряет свою харизматическую привлекательность,
и большинство не подражает и не следует
ему. Поэтому приходится все больше и больше
использовать силу, чтобы контролировать
внутренний и внешний пролетариат. В ходе
этого процесса меньшинство организует
«универсальное (вселенское) государство»,
подобное Римской империи, созданной эллинистическим
господствующим меньшинством для сохранения
себя и своей цивилизации; вступает в войны;
становится рабом косных установлении;
и само ведет себя и свою цивилизацию к
гибели.
Именно в такие периоды «внутренний
пролетариат» отделяется от меньшинства
и часто рождает «универсальную (вселенскую)
церковь», например, христианство или
буддизм, как свою собственную веру и установление.
Таким образом, нетворческие силы общества
совершают творческий акт.
Это, вообще говоря, одно из многочисленных
противоречий в системе Тойнби. Когда
«универсальное государство» господствующего
меньшинства рушится, «универсальная
церковь» внутреннего пролетариата (например,
христианство) служит мостом и основанием
для новой цивилизации, отчужденной и
в то же время дочерней по отношению к
прежней.
А как поступает в такой ситуации
внешний пролетариат? Стремится врасти
в старую цивилизацию? Отнюдь, нет. Он организуется
и начинает штурмовать падающую цивилизацию.
Таким образом, раскол входит в тело и
душу цивилизации. Он приводит к росту
распрей и братоубийственным войнам...
Раскол в душе обнаруживает себя в глубоком
изменении настроенности и поведения
членов разлагающегося общества. Он ведет
к возникновению четырех типов личностей
и «спасителей»: архаистов, футуристов
(спасителей с мечом), отреченных и безразличных
стоиков и, наконец, преображенного религиозного
спасителя, нашедшего опору в сверхчувственном
мире Бога.
В такие времена чувство затерянности
в потоке, чувство греха все возрастают.
Половая распущенность и смещение принципов
(синкретизм) становятся господствующими.
Вульгаризация и «пролетаризация» захватывают
искусства и науки, философию и язык, религию
и этику, нравы и установления. За исключением
преображения, никакие усилия и спасители
не могут остановить разложения. В лучшем
случае, как отмечалось, цивилизация «окаменевает»
и может века и даже тысячелетия существовать
в этой форме «жизни и смерти». Но рано
или поздно она обычно исчезает. Единственный
плодотворный путь — это путь преображения,
перенос цели и ценностей в сверхчувственное
царство Божие. Оно не может остановить
разложение данной цивилизации, но может
послужить посевом, из которого вырастает
новая дочерняя цивилизация. Таким образом,
это шаг вперед в вечном процессе возвышения
от человека к сверхчеловеку, от «града
человеческого к граду Божьему», как предельному
итогу человека и цивилизации. Эти свои
рассуждения Тойнби заканчивает почти
на апокалиптической ноте: «Цель преображения
— дать свет тем, кто погряз во тьме... Она
достигается в поисках царства Божьего,
чтобы привести его жизнь в действие...
Таким образом, цель преображения — царство
Божие...»
Следовательно, вся человеческая
история или весь процесс цивилизации
превращается в творческую традицию. Через
отдельные цивилизации и их ритмы, совпадающие
в единстве, но конкретно различные, реальность
разворачивает свое богатство и ведет
от «подчеловека» и «подцивилизации»
к человеку и цивилизации, а в итоге к сверхчеловеку
и преображенной сублимированной (эфирной)
сверхцивилизации царствия Божьего.
Деятельность духа, струящегося
по земле и влекущего свои нити по ткацкому
станку времени, — это история человека,
как он себя проявляет в генезисе и росте,
в разложении человеческих обществ. Во
всем этом колыхании жизни мы можем слышать
биение основного ритма вызова и ответа,
отступления и возвращения, расстройства
и соединения, отчуждения и усыновления,
раскола и возрождения.
Вечные повороты колеса — не пустое
повторение; если с каждым поворотом они
влекут колесницу все ближе к цели, и если
«возрождение» означает рождение чего-то
нового, то колесо существования — не
просто дьявольская выдумка, не простое
средство подвергнуть вечной муке осужденного
Иксиона. Творение не было бы творческим,
если бы оно не поглощало в себе все существующее
на небе и на земле.
Тест
Приведите в
соответствие хронологию и исторические
процессы, соответствующие эволюции
первобытного хозяйства:
материальной культуры
хозяйство
3. Развитое присваивающее в. 40-20 тыс. до н.э.
хозяйство
4. Зарождение производящего г. IX – VIII тыс. до н.э.
хозяйства
5. Эпоха производящего
хозяйства
6. Разложение первобытно- е. V – IV тыс. до н.э.
общинного хозяйства
Решение:
1.-д.
2.-б.
3.-в.
4.-г.
5.-а.
6.-е.
Заключение
В теории
Мечникова, прослеживается
В теории
Маркса прослеживается больше
взаимосвязи между
Тойнби. Его теория цивилизаций мало связана с типом производства, хозяйства. Зато использует особенности культуры, народов. Однако не объясняет причину зарождения и гибели цивилизации. Таким образом тоже не может претендовать на универсальную.