Период становления абсолютной монархии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 09:13, реферат

Описание работы

В первой главе исследуются причины и условия трансформации сословно-представительной монархии в абсолютную. Во второй главе классифицируются и описываются основные характеристики и отличительные особенности сословий населения России.
Третья глава посвящена вопросу формирования бюрократического аппарата и регламентированию всех вопросов общественной жизни. Особое внимание в этой части контрольной работы уделяется структуре государственных органов. Четвертая глава является заключительной и в ней исследуются правовые принципы абсолютизма в России.

Работа содержит 1 файл

История готова.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

    В 1721 г. было разрешено купцам покупать населенные имения и приписывать  их к мануфактурам. Управление этими  крестьянами осуществлялось Берг - и Мануфактур-коллегиями. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Они подвергались на мануфактурах безудержной эксплуатации. В результате секуляризации церковных земель появилась особая категория крестьян - экономических, которые несли в пользу государства денежный оброк и находились под управлением коллегии экономии. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян. Дворцовые (с 1797 г. - удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии. Хотя их права были ограничены и управление ими осуществлялось департаментом уделов, все же их положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.  

    3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ 

    Переход к абсолютизму, как уже отмечалось, означал, прежде всего, отмирание сословно-представительных органов. Отмирает наиболее характерный орган сословно-представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть царя, — Боярская дума.

    Но  переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к  абсолютизму, его расцвет означали и перестройку всего государственного аппарата. Эти позитивные мероприятия по реконструкции феодального государства, по приспособлению его к новым условиям классовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в правление Петра I и Екатерины II. Все эти мероприятия были направлены на укрепление феодального государства как машины в руках господствующего класса для подавления сопротивления, эксплуатируемых, для удержания в узде крепостного крестьянства.

    Усиление  власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних  атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.

Монарх  был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции  было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его  решения отменяли все другие. Монарху  принадлежало право помилования  и утверждения смертных приговоров.

Боярская  дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.

    В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.

    После образования Сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав Сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.

    Структура Сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы Сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в Сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.

    Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

    При Сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области  государственного управления. Контроль за деятельностью Сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь Сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

    В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав Сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления.

Перестройка приказной системы управления произошла  в 1718—1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии.

Сенатом были определены штаты и порядок  работы коллегий. В состав коллегий входили президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.

    В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия отвечала за доходы государства, Штатс-контор-коллегия — за расходы, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

Функции, внутреннее устройство и порядок  делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.

    В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные  и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.

    Во  второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.

    Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.

    Губернии  разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.

    К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния.

    Вторая  областная реформа была проведена  в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).

    Провинции делились на округа — дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

    Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций  стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

    В 1718—1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили обер - президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

    В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.

    В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.

        4 РАЗВИТИЕ ПРАВА

 
 

    В рассматриваемый период источниками  права являлись законодательные  акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.

    Наиболее  важные мероприятия различного плана  определялись Указами:

* Указ  о единонаследии от 18 марта 1714 г.

* Табель  о рангах от 2  января 1722 г. 

* Указ  о форме суда от 5 ноября 1723 г. 

    Регламентами  учреждались государственные органы управления, состав и порядок их работы:

* Генеральный  регламент коллегии от 29 февраля  1720 г. 

* Регламент главному Магистрату от 16 января 1721 г.

* Духовный  регламент от 29 января 1721 г. 

    Под уставами понимались сборники законов, где были собраны нормы права, относящиеся к определенной сфере  деятельности государства:

* Устав  о векселях 1722 г. 

* Устав о купеческом водоходстве 1781 г.

* Устав  благочиния 1782 г. 

* Воинский  Устав 1716 г. 

* Морской  Устав 1720 г. 

    Манифестами объявлялись особо важные и торжественные  мероприятия. Так, например: Манифест о  даровании вольности и свободы  всему российскому дворянству 1762 г.

    В 1715 г. были созданы: "Артикул воинский" - уголовный кодекс, и "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" - процессуальный кодекс.

    Источником  права являлось и Соборное уложение 1649 года. Попытки создать новое  Уложение при Петре I и Екатерине II не увенчались успехом из-за противоречий в интересах различных сословий, блокировавших работу комиссии.

    Получило  развитие гражданское право. Большое  внимание было уделено регулированию  права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю. Завершился длительный процесс по установлению единого правового режима вотчин и поместий, получивших наименование "недвижимое имение". Указом от 23 марта 1714 г. "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" были определены следующие установки:

* земельное  владение могло передаваться  по завещанию только одному  из сыновей, а при отсутствии  завещания оно переходило старшему сыну, другие получали имущество и привлекались на службу;

* при  отсутствии сыновей недвижимость  переходила дочери,

* запрещалось  отчуждать недвижимость за исключением  продажи "по особой нужде",

* старший  сын и его потомство имело  право выкупа имущества (вотчины,  поместья, городского имущества,  фабрики и т.д.) в течение 40 лет  (в 1837 г. этот срок был сокращен до 3-х лет, а право внука предоставлено всем родственникам).

    Указ  о единонаследии был отменен  в 1781 году по требованию дворянства. По Указу от 10 декабря 1719 г. государство  сохраняло за собой право на недра  земли и на "произрастание земли" (т.е. на леса). Запрещалась под страхом смертной казни вырубка корабельного леса (в 1782 г. Указ был отменен Екатериной II и дворяне становились неограниченными собственниками недр и лесов).

Информация о работе Период становления абсолютной монархии в России