Перестройка в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:12, реферат

Описание работы

В своей деятельности Л.И Брежнев и его окружение опирались в первую очередь на чиновников аппарата КПСС, контролировавших в стране буквально всё от внешней разведки до производства детских игрушек. Подобная система управления давала возможность получать больше взятки и совершать разного рода незаконные сделки. Именно таким образом в СССР и начали формироваться первые крупные капиталы, часто имевшие уголовное происхождение. Государственная промышленность не могла произвести достаточного количества хороших товаров народного потребления – одежды, мебели, бытовой техники и много другого.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

      1. Введение.

     11 марта 1985 года, после смерти очередного  престарелого генерального секретаря  Коммунистической партии Советского  Союза, к власти в нашей стране  пришел Михаил Горбачев. Этот  момент можно считать началом  так называемой политики перестройки  и новейшей истории России. Двадцать два года, прошедшие с того момента, стали для одних периодом безграничных возможностей, реализации творческого потенциала, трудным, но счастливым временем, для других же – безвременьем, смутным и страшным периодом жизни, погрузившим значительные массы людей в нищету и бездуховность.

     Перестройкой  называется заключительный этап истории  СССР, начавшийся в 1985г. с проведения реформ и завершившийся в 1991 г. распадом Советского союза. Однако ощущение необходимости  перемен возникло в советском обществе ещё в эпоху «застоя». Понятие «перестройка» весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом «перестройка» как совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

     В своей деятельности Л.И Брежнев  и его окружение опирались  в первую очередь на чиновников аппарата КПСС, контролировавших в стране буквально  всё от внешней разведки до производства детских игрушек. Подобная система  управления давала возможность получать больше взятки  и совершать разного рода незаконные сделки. Именно таким образом в СССР и начали формироваться первые крупные капиталы, часто имевшие уголовное происхождение. Государственная промышленность не могла произвести достаточного количества хороших товаров народного потребления – одежды, мебели, бытовой техники и много другого. Поэтому предприимчивые люди ещё в хрущёвские времена создали целую «тайную промышленность»: подпольные цехи, в которых изготавливалось всё, что необходимо в повседневной жизни, и, прежде всего – одежда и  обувь. Сеть подпольных предприятий называлась «теневой экономикой». Поскольку тайным мастерским требовалось сырьё, а также надёжное прикрытие от милиции и прокуратуры, дельцы «теневой экономики» быстро установили контакты с партийными взяточниками.

     В середине 80-х руководство КПСС провозгласили  курс на перестройку. По масштабу вызванных  ею перемен в Европе, да и во всём мире её справедливо сопоставляют с  такими историческими событиями, как  Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. И так, термин «перестройка» появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но  чем была тогдашняя «перестройка»? Что она дала стране и чего она её лишила? 

 

     2. Причины перестройки

     Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжение примерно трёх последующих лет, отдалённо напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы её над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося «ремонта» стало отставания от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу «звёздных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно ( о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.)  Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему -  существующая вполне устраивала правящие круги. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным условиям. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главе ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора".

     Причины наступившего кризиса в экономике, надо искать в уродливой структуре  народного хозяйства страны и  отсутствии серьезных стимулов к  труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

     Первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к  потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.

     Чтобы сплотить партию и повысить её роль в обществе, Горбачёв попытался приступить к реформам в КПСС. На XXVII съезде, проходившем в феврале - марте 1986 г., была принята новая редакция Программы партии и её новый Устав. Некоторые положения Устава провозглашали большую свободу в партийной жизни.

     В 1987 г. на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе.

     Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров  народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных  производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отстающую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования,   материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

     Тогда сократили закупку ширпотреба и  бросили валютные средства на закупку  техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

     Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

     Рост  заработков при этом никак не повлиял  на выход конечной потребительской  продукции, поскольку деньги выплачивались  не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

     Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов, раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

     Потери  народного хозяйства от реформ Горбачева  росли. Второе дыхание к социализму так и не пришло - начиналась агония… 

     1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на одну пятую часть. В январе 1989 г. в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии.

     Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой «общественной организации» на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

     Постепенно  в стране стали образовываться политические партии. В мае 1988 г. возникла партия «Демократический союз». Она впервые открыто провозгласила своей целью замену советского тоталитарного строя демократическим.

     Вскоре  появились и другие оппозиционные партии — Социал-демократическая партия, Конфедерация анархо-синдикалистов, Социалистическая партия, Партия конституционных демократов, Конституционно-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Либерально-демократическая партия.

  Известным оппозиционным движением был национально-патриотический союз «Память». Его лидеры критиковали правительство Советского Союза за невнимание к проблемам русского народа, выступали против «засилья инородцев» в высшем политическом руководстве.

                                

     3. Раскол Власти.

     В 1987 г. в команде Горбачёва наметился раскол. На октябрьском пленуме ЦК КПСС первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин заявил, что реформы не всегда проводятся с необходимой быстротой. Прозвучавшие в его выступлении критические нотки вызвали резкую негативную реакцию правительства, и Ельцин подал в отставку с поста первого секретаря МГК КПСС. Этот проницательный представитель партийно-государственной номенклатуры уже тогда понял, что политика перестройки начинает заходить в тупик Горбачёв много говорит о реформах и демократии, но в реальной жизни мало что меняется к лучшему. В результате событий октября 1987 г. Ельцин превратился в самостоятельную политическую фигуру, к которой с интересом присматривалась оппозиционно настроенная интеллигенция. В июне 1988 г. на партконференции он заявил: «Должно быть так если чего-то не хватает у нас, в социалистическом обществе, то нехватку должен ощутить в равной степени каждый без исключения. (Аплодисменты) Надо, наконец, ликвидировать продовольственные «пайки» для, так сказать голодающей «номенклатуры», исключить элитарность в обществе, исключить и по существу, и по форме слово «спец» из нашего лексикона, так как у нас нет спецкоммунистов».

     В 1989 г. Ельцин писал в книге «Исповедь на заданную тему»: «Пока мы живём так бедно и убого, я не могу есть осетрину и заедать её чёрной икрой, не могу мчать на машине, минуя светофоры и шарахающиеся автомобили, не могу глотать импортные суперлекарства, зная, что у соседа нет аспирина для ребёнка. Потому что стыдно».12 Именно таким многим людям хотелось видеть своего руководителя.

  Горбачёв попытался укрепить свою власть на III съезде народных депутатов СССР, во время которого, 14 марта 1990 г., он был избран первым Президентом СССР. Ослабление влияния коммунистической партии проявилось в принятом съездом решении отменить 6-ю статью Конституции СССР, где говорилось о руководящей роли КПСС в советском обществе.

     Коммунистическую  партию поразил и внутренний раскол. Сторонники Демократической платформы в КПСС создали Республиканскую партию. Летом 1991 г. коммунист А. Руцкой объявил о создании Демократической партии коммунистов России, а 1 июля 1991 г. несколько бывших соратников Горбачёва, разошедшихся с ним по политическим взглядам (А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе и др.), заявили о создании   Движения демократических реформ. В 1990 г. главным общественно-политическим движением, оппозиционным КПСС, стал блок политических партий и течений «Демократическая Россия».

     Этот  блок одержал победу на выборах в Верховный Совет РСФСР. Один из его лидеров — Б. Н. Ельцин — был избран в июне 1990 г. председателем Верховного Совета РСФСР. Новый Верховный Совет принял «Декларацию о государственном суверенитете России», согласно которой на территории РСФСР российские законы имели преимущество перед законами СССР. Фактический распад СССР, начавшийся с попыток прибалтийских республик обрести независимость, получил своё продолжение в России. Вскоре и власти других республик заявили о верховенстве своих законов над союзными. В союзных республиках были учреждены посты президентов. 12 июня 1991 г. первым Президентом России стал Б. Н. Ельцин, собрав 57% голосов. Республики заключали между собой прямые двухсторонние соглашения о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

     Горбачёв  уже не справлялся с ситуацией, складывавшейся в стране. Президент СССР давал противоречивые указания армии и силам безопасности. Так случилось во время кризиса в Литве. В марте 1990 г., после выборов в Верховный Совет Литвы, где победили представители Народного фронта, новое руководство республики приняло решение о выходе из СССР. Попытки уговорить правительство Литвы отказаться от этого не дали результатов. В январе 1991 г. по прямой санкции высшего командования десантные войска захватили телевизионную башню в Вильнюсе. При этом погибло 13 человек. Всё было готово для свержения нового правительства республики. Но Горбачёв, на словах поддержавший действия армии, не отдал приказа о захвате Верховного Совета, а вскоре войска вообще были выведены из Вильнюса.

Информация о работе Перестройка в СССР