Перестройка в СССР: планы и их реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:49, реферат

Описание работы

Перестройка – общее название совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР в 1987 – 1991 годах. В 1985-1986 годах проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера – антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприемки.
В 1986 году Горбачев посещал Волжский Автозавод в Тольятти, где им была произнесена речь, в последствие изданная СМИ под названием «Быстрее перестроиться, действовать по-новому»:
«Начать надо, прежде всего с перестройки в мышлении и психологии, в организации, в стиле и методах работы. Скажу откровенно, если мы сами не перестроимся, я глубоко убежден в этом, то не перестроим и экономику, и нашу общественную жизнь в духе решений съезда. Но в таком случае мы не справимся с поставленными задачами, масштабы и новизна которых беспрецедентны» (Горбачев М.С.).
Политика, начало которой положил XXVII съезд, впервые была названа «перестройкой» в июне 1986 года. Теперь она включала в себя не только первоначально провозглашавшееся ускорение экономического развития страны, но и более глубокие хозяйственные, политические и социальные реформы. Новая терминология отражала глубокий и всесторонний характер начавшихся перемен.
К началу 1990-х годов перестройка (как результат кризиса советского общества во всех сферах жизни) завершилась ликвидацией власти КПСС и распадом СССР.
Каковы были планы перестройки, и как они реализовались? Каковы были последствия этих планов? Именно эти три вопроса я буду рассматривать в моей работе, моя задача состоит в том, чтобы понять, почему перестройка привела в основном к негативным последствиям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………. 2
Социально-экономические преобразования……………………... 3
2.2 Внутренняя политика………………………………………………. 3
2.3 Экономика…………………………………………………………... 10
Курс внешней политики……………………………………………. 14
Заключение………………………………………………………….. 16
Список литературы…………………………………………………. 18

Работа содержит 1 файл

Реферат Перестройка в СССР 19 стр.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

         Принятые  в мае 1988 года законы открыли  возможность  частной деятельности в более  чем 30 видах производства товаров  и услуг, появились кооперативы  и индивидуалы. Одним из положительных результатов экономических преобразований стало прекращение снижения темпов прироста национального производства и производительности труда в середине 80-х годов. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Побочным следствием этого стала фактическая легализации «теневой экономики». Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании, однако главной причиной сокращения бюджетных поступлений стало постепенное снижение отчисляемой государству доли прибыли предприятий и организаций (соответствующий показатель снизился с 56 % в 1985 г. до 36 % в 1989—1990 годах). По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей (в ценах 1992г).

         Ещё более радикальные реформы предусматривалось  провести в период после XIX партийной  конференции в 1988 г.

         Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объемов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация «пустых полок и полных холодильников и забитых квартир». Любой более-менее качественный товар, попадавший на полки магазинов, продавался в считанные часы. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через «фарцовщиков». Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству. В самой столице картина была вообще удручающей. Сотни тысяч жителей почти со всей центральной России ежедневно прибывали поездами в Москву и прямо-таки штурмовали продовольственные магазины. Хватали всё, что было на прилавках, нагруженные хозяйственными сумками, с тяжёлыми рюкзаками за спиной тянулись на вокзалы.

          С большим опозданием Горбачев приступил к реформированию сельского хозяйства. Закон 1989 года об аренде и арендных отношениях предоставил право городским и сельским жителям брать землю в аренду  сроком на 50 лет со свободным использованием полученной продукции. Однако все права наделения крестьян землей принадлежали местным Советам и колхозам, а они весьма неохотно поддерживали создаваемые фермерские хозяйства.

          Экономическая политика Горбачева страдала непоследовательностью  и  половинчатостью. Ни одна из начатых  реформа так и не была доведена до конца. Многие правильные законы, принятые «наверху», выхолащивались и глушились бюрократическим аппаратом на местах. Слабым местом реформ было то, что механизм и сроки реализации были намечены  приблизительно и неконкретно; а главное - не были до конца проработаны наиболее болезненные в социальном плане вопросы реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, энергоносителями, сырьем.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Курс  внешней политики

         Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР). 

     

         Однако  его первая встреча с Президентом  США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

         Некоторым коррективам была подвергнута советская  политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

         В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачёв предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на бо́льшие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

         В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных представителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д. T. Язов, сменивший на этом посту С. Л. Соколова.

         Основные  идеи нового внешнеполитического курса  были сформулированы Горбачёвым в его  книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Согласно Горбачёву, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля.

         Помимо  самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

         С 1987 года накал противостояния США  и СССР начал резко снижаться, и в последующие 2-3 года конфронтация полностью сходит на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва); своей пассивностью способствовали свержению коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе во второй половине 1989 года; в частности, не препятствовали объединению Германии.

         21 ноября 1990 года в Париже была  подписана так называемая «Хартия  для новой Европы», провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры «демократии, мира и единства». 
     

Заключение 

         Существует  несколько версий того, почему перестройка  всё же произошла. Некоторые исследователи  утверждают, что перестройка в основном являлась почвой для захвата собственности советской «элитой», или номенклатурой, которая была больше заинтересована в «приватизации» огромного состояния государства в 1991 году, чем в его сохранении. Очевидно, действия велись как с одной, так и с другой стороны.

         Как одну из возможных версий выдвигают  даже то, что советская «элита» фактически имела мизер по сравнению с тем, что имеет «элита» нищих банановых республик, и по сравнению с тем, чем владеет «элита» развитых государств. Основываясь на этом, утверждается, что ещё в хрущёвские времена часть партийной «элиты» взяла курс на изменение советского строя, с целью — превратиться из управленцев во владельцев государственной собственности. В рамках этой теории, никакой свободной рыночной экономики никто и не планировал создавать.

         Некоторые исследователи, например, Широнин В. С., Сергей Георгиевич Кара-Мурза видят в победе перестройки в первую очередь продукт деятельности западных спецслужб, с помощью своей разветвленной сети «агентов влияния» и внешнего давления ловко использовавших недостатки и просчеты в экономическом и государственном строительстве СССР для разрушения Советского Союза и всего социалистического лагеря.

         Советское жизнеустройство сложилось под  воздействием конкретных природных и исторических обстоятельств. Исходя из этих обстоятельств поколения, создавшие советский строй, определили главный критерий выбора — сокращение страданий. На этом пути советский строй добился признанных всем миром успехов, в СССР были устранены главные источники массовых страданий и страхов — бедность, безработица, бездомность, голод, преступное, политическое и межнациональное насилие, а также массовая гибель в войне с более сильным противником. Ради этого были понесены большие жертвы, но уже с 60-х годов возникло стабильное и нарастающее благополучие. Альтернативным критерием был критерий увеличение наслаждений. Советское жизнеустройство создавали поколения, перенесшие тяжелые испытания: ускоренную индустриализацию, войну и восстановление. Их опытом и определялся выбор. В ходе перестройки ее идеологи убедили политически активную часть общества изменить выбор — пойти по пути увеличения наслаждений и пренебречь опасностью массовых страданий. Речь идет о фундаментальном изменении, которое не сводится к смене политического, государственного и социального устройства (хотя неизбежно выражается и в них).

         Хотя  прямо указанный выбор не формулировался (точнее, попытки сформулировать его  пресекались руководством КПСС, которое  и определяло доступ к трибуне), связанные с ним утверждения были весьма прозрачными.

         Изменение критерия жизнеустройства противоречило исторической памяти русского народа и тем непреодолимым ограничениям, которые накладывали географическая и геополитическая реальность, доступность ресурсов и уровень развития страны. Согласиться на такое изменение значило отвергнуть голос здравого смысла (С. Г. Кара-Мурза, «Манипуляция сознанием»).

    В подтверждение  вышеописанной теории приводится следующая статистика4: 

    Советская номенклатура в постсоветской российской элите, 1995 г., в %:
  Окружение президента Лидеры партий Региональная  «элита» Правительство Бизнес-«элита»
Всего из советской номенклатуры
    75,5
    57,1
    82,3
    74,3
    61,0
    в том числе:
партийной
    21,2
    65,0
    17,8
    0
    13,1
комсомольской
    0
    5,0
    1,8
    0
    37,7
советской
    63,6
    25,0
    78,6
    26,9
    3,3
хозяйственной
    9,1
    5,0
    0
    42,3
    37,7
другой
    6,1
    10,0
    0
    30,8
    8,2

Информация о работе Перестройка в СССР: планы и их реализация