Перестройка и ее крах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:21, реферат

Описание работы

Мною была выбрана тема перестройки. Эта тема является актуальной и в наши дни, так как последствия перестройки ощущаются в стране по сей день. Цель данной работы является: осмысление и понимание сути перестройки в СССР, ее влияние на общество, и соответственно узнать причины краха перестройки. Стоит начать с определения «перестройки». Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1987 по 1991 годы.

Работа содержит 1 файл

Перестройка и ее крах.docx

— 37.80 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

Образования

Волгоградский  Государственный  Технический Университет

Кафедра Истории, Культуры и Социологии 
 

Реферат по теме: «Перестройка и ее крах» 
 
 
 

Выполнила :

Студентка группы ПП-252

Казарян Анаида Суриковна

Проверила:

Доцент  Савчук Мария Павловна 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011

Введение

Мною  была выбрана тема перестройки. Эта  тема является актуальной и в наши дни, так как последствия перестройки ощущаются в стране по сей день. Цель данной работы является: осмысление и понимание сути перестройки в СССР, ее влияние на общество, и соответственно узнать причины краха перестройки. Стоит начать с определения «перестройки». Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1987 по 1991 годы. Данный исторический период напрямую связан с именем фактического руководителя страны того времени – генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Некоторые считают началом перестройки март 1985 года — дату прихода Горбачёва к власти. По его приходу к власти во всех сферах жизни светского общества произошли глубокие и неоднозначные перемены. В апреле под руководством Горбачева состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет периода крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в мировую историю как «Перестройка». Характер перестройки определялся стремлением реформировать советское общество, которое к началу 80-х гг. оказалось в глубоком социально-экономическом, политическом и духовно-нравственном кризисе.

Условно перестройку можно разделить  на 3 этапа:

Первый  этап (март 1985 — январь 1987). Начальный период перестройки характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий.

Второй  этап (январь 1987 — июнь 1989). перестройка в её первоначальном смысле — попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.

Третий  этап (июнь 1989 — 1991), поздняя перестройка: последняя попытка реформировать социалистическую систему, которая потерпела крах. В 1989 году состоялись выборы Съезда народных депутатов, которые впервые прошли на альтернативной основе. Распад СССР.

Перейдем  к основной части реферата, которая  будет состоять из

  1. Предпосылки реформ перестройки
  2. Цели и причины перестройки
  3. Экономические  и политические реформы
  4. Распад СССР и коммунистической системы
  5. Последствия перестройки

      I.Предпосылки реформ перестройки

    Можно выделить экономические, политические и социальные предпосылки реформ перестройки.

1)Начнем с экономических. К середине 80-х гг. развивались кризисные явления в социально-экономической системе СССР. Советская экономика окончательно утратила динамизм, произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов. В последние десятилетия СССР и Россия в его составе резко отстали по мировым показателям продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете, падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

2)Политические. В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность в результате таких черт, как коррупция, протекционизм и др. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Тем не менее необходимость перемен осознавалась руководством страны. Например, Ю.В.Андропов пытался осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки заканчивались безрезультатно.

3) Социальные предпосылки реформ. Обозначился кризис и в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Цели и причины перестройки

К середине 80-х годов назревавшая необходимость  перемен была понятна многим в  стране. Поэтому предложенная в тех  условиях М.С. Горбачевым «перестройка»  нашла живой отклик во всех слоях  советского общества. Если говорить коротко, то «перестройка” означала: создание эффективного механизма ускорения  социально – экономического развития общества; всестороннее развитие  демократии укрепление дисциплины и порядка  уважение к ценности и достоинству  личности; отказ от командования и  администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое.

СССР  с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным  населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались  не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских  товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом  прогрессе, отвергали до 80% новых  технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики  отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность  в единственной отрасли, в которой  он успешно соперничал с Западом - в сфере военных технологий. Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. Именно это неравенство в обществе приводило к печальным последствиям и расслоению общества. Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества. В условиях монопольного господства в обществе одной партии, КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Экономические и политические реформы.

  1. Об экономических реформах

К середине 1990г. советское руководство приняло  решение о введении частной собственности  на средства производства. Начался  демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических  программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу  предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный  переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная  программа, не отрицая необходимости  перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный  сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.

Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр  в целях изъятия денег, приобретенных  с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский  рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство  получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные  товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли  им развернуть свою деятельность по производству товаров. Наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта. Одним словом происходили сплошные неудачи в сфере экономики, так как инфляция свыше 50 % означала практически крах всей экономики страны.

    2)Политические  реформы

    Чтобы сплотить партию и повысить ее роль в обществе, Горбачев попытался приступить к реформам КПСС. На 27-ом съезде, проходившем  в феврале- марте 1986- года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В 
    1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе. Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года. Многие критиковали политику «гласности», называли выступления журналистов «очернительством». 
    Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. “Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка – это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен” – говорил М.С.Горбачев, вступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС. Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения прежде всего коснулись высших органов государственной власти. 1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.

    В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю 
    Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).
     
     
     
     
     
     
     

IV.Распад СССР и коммунистической системы

В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил, одной из важнейших  задач М.С.Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 в Тбилиси, в январе 1990 в Баку, в январе 1991 в Вильнюсе и Риге). В течение 1988-1990 гг. были приняты партийные резолюции: О межнациональных отношениях, Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик, а также О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. 17 марта 1991 года в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4%) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991). Но переворот не удался. Решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н.Ельциным привели к поражению путчистов. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. 22 августа путч потерпел поражение. 23 августа 1991 года был подписан указ о роспуске КПСС. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. Был распущен также союзный кабинет министров, а в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 был введен запрет компартии на территории РСФСР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР. Этому способствовали экономический кризис, парализовавший народное хозяйство всех республик, и распад экономических связей. Националистические силы обвиняли центр в «выкачивании средств» из регионов, призывали вначале к экономическому суверенитету, а затем к государственной независимости. Рост сепаратистских настроений общественности, особенно в союзных республиках, привел в возникновению народных фронтов в большинстве республик. В своих программных документах они провозглашали борьбу за установление полного суверенитета в республике. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. 8 декабря 1991 года на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцина), Украины (Л.Н.Кравчука) и Белоруссии (С.Шушкевича), без участия М.С.Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 года в 19 часов Президент СССР М.С.Горбачев выступил по телевидению, заявив о сложении своих полномочий. После этого красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским.Завершилась целая эпоха в истории нашей страны. 
 

Информация о работе Перестройка и ее крах