Перестройка государственной системы СССР в условиях военного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:22, реферат

Описание работы

Период Великой Отечественной войны 1941 – 45 гг. – важнейшая страница в

истории отечественного государства и права. В это время общественный строй и государственное устройство подверглись серьезной проверке. Страна вынуждена была срочно перестраиваться на военный лад.Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с фашистским агрессором. В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления.

Содержание

Введение.......................................................................2

1. Перестройка государственной системы СССР в условиях военного времени ……………………………………………………………………3

2. Гражданское право СССР (1941-1945 гг) .....................................5

3.Трудовое право СССР……………………………………………..7

Заключение....................................................................12

Список литературы.............................................................14

Работа содержит 1 файл

Изменения в государственной системе СССР в период Великой Отечественной войны.docx

— 42.62 Кб (Скачать)

компетенции трибуналов. В сентябре 1942 г. были переведены на положение мобилизованных рабочие и служащие предприятий и учреждений, расположенных вблизи фронта. Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г.переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др. Отменялось и право всех работников на увольнение по собственному желанию. Указом ПВС СССР от 13 февраля 1942 г. На положение мобилизованных переводились все рабочие и служащие предприятий и учреждений, работающих на оборону и оборонную и промышленность. Государство в принудительном порядке распространяло облигации государственного займа и тем самым фактически уменьшало размер и без того небольшой месячной заработной платы. Определенной суровостью обладали нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозах сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силы чувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически все мужчины, почти полностью мобилизовали технику — тракторы, автомашины, а также тягловый скот. Было также установлено обязательное участие колхозников и членов их семей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая независимо от выработанного ими минимума трудодней. Колхозников, виновных в уклонении от уборки урожая, подвергали штрафу путем списания с них определенного количества трудодней в пользу колхоза. Война резко повысила общественную опасность всех преступлений и, естественно, потребовала усиления ответственности за их совершение. Тем самым определенные изменения были внесены в область уголовного права. Появились и новые составы преступлений, специфичные для военного времени. Конечно, в военные годы особую опасность представляли преступления государственные: измена, шпионаж, диверсия и др. При их расследовании и рассмотрении органы следствия и суда руководствовались Положением о преступлениях государственных, принятым еще в мирное время. Судебная практика военных лет дала лишь расширительное толкование содержащемуся в Положении и в УК республик понятию «военная обстановка», повышающее ответственность за государственные преступления. Судебная практика считала «военной» обстановку в стране, создавшуюся во время войны всюду, независимо от близости или отдаленности от фронта места совершения преступления. В связи с необходимостью усилить борьбу с распространением ложных слухов Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», согласно которому это преступление каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при определенных обстоятельствах и суровее. Была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности. В связи с этим получил более широкое применение Закон от 7 августа 1932 г. В военное время он применялся даже и при сравнительно небольших хищениях социалистической собственности. Особо сурово карались лица, участвовавшие в хищениях, если по долгу службы они сами должны были охранять государственную и общественную собственность. Пресекались нарушения правил учета и передвижения военнослужащих и призывников. Виновные наказывались лишением свободы на срок не менее 1 года,причем лица начальствующего состава — не менее 2 лет. Привлекались кответственности и уклоняющиеся от обязательного обучения военному делу.Граждане, проживавшие в освобождаемых Советской Армией населенных пунктах, обязаны были в течение 24 часов сдать трофейное имущество. Виновные всокрытии или порче его подлежали штрафу до 3 тыс. руб. или лишению свободы на срок до 6 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах — расстрелу. Была усилена охрана личной собственности граждан.

 
 

Заключение 

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союз выдержал с честью.

Внешние функции Советского государства  были направлены на непосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца. Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания и чрезвычайных органов власти и управления. Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и после войны они отмерли.

Усилилось значение исполнительных органов Советов, ряд исключительных

полномочий  Советов осуществлялся их исполкомами. Высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота

власти  в государстве; Великая Отечественная война внесла изменения и в состав, структуру, управление Вооруженными Силами. Была объявлена мобилизация военнообязанных, по которой в первые дни войны было призвано более 5 млн. человек. Начинают формироваться дивизии народного ополчения, добровольческие части, растет число партизанских формирований на захваченной территории. Вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский состав и генералитет: были введены новые знаки отличия. Проводится реорганизация управления войсками, перестраивается

система органов стратегического и оперативного руководства ВооруженнымиСилами. Был упрощен порядок регламентации капитального строительства, сокращен объем необходимых проектных документов, допускались отступления от сметы и проекта, ними расширены права руководителей предприятий. Законодательство защищало жилищные права военнослужащих их семей. Усовершенствовались нормы наследственного Права: расширился круг наследников, устанавливалась очередность их признания, каждый гражданин мог завещать иное имущество лицам из числа наследников, а также государственным органам и организациям. Изменения коснулись и института брака и развода. Только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, иски о разделе имущества, нажитого в период фактически брачных отношений. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем: нехватка рабочих рук в промышленности и на транспорте, в строительстве и на селе. Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое на учреждениях  и   предприятиях. В период войны отразилась и некоторая забота о защитниках Родины, инвалидах Великой Отечественной войны, семьях военнослужащих в виде предоставления жилой площади, питания, возможности повышения квалификации, пенсий и других льгот. В военное время произошли важные изменения в законодательстве и судебной практике по уголовным делам. Были определены новые составы преступлений, в том числе такие, как преступления против человечества, военные преступления. Война потребовала вне

сения изменений и в уголовно-процессуальное   законодательство.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.  Исаев  И.А. История государства и  права России. – М.: Юрист, 1993.

2.     История отечественного государства  и права. Ч. II / Под ред. О.  И.

Чистякова. – М.: БЕК, 1997.

3.     Титов Ю.П. История отечественного  государства и права. М.: Юрист, 1996.

4.      Хрестоматия по истории государства  и права СССР. Дооктябрьский период

/ под  редакцией Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература,

1990.

5.     Хрестоматия по истории государства  и права 1917-1991 гг. М.,1997 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОУ СПО « Строительный колледж № 26» 
 
 
 

Реферат на тему:

«Изменения  в государственной  системе СССР в  период Великой Отечественной  войны»  
 
 
 

Реферат выполнила

студентка группы ГМУ-21

Самойлова Е.А. 

Реферат проверила 

Добролюбова М.А.

________________ 
 
 

Москва 2010г.

Информация о работе Перестройка государственной системы СССР в условиях военного времени