Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

По условиям Рижского мирного договора от 18 марта 1921 г. за-паднобелорусские земли (бывшая Гродненская губерния, восточные уезды Виленской и западные уезды Минской) вошли в состав Польши. Эти территории получили неофициальное название – «Западная Бела-русь» (официальное название «кресы восточные» или «восточные ок-раины»). Они составляли почти половину этнической территории Бе-ларуси (112, 9 тыс. кв. км., где проживало (по переписи 1931 г.) 4,6 млн. чел., 65% населения составляли белорусы).

Работа содержит 1 файл

ист бел.docx

— 22.74 Кб (Скачать)

20. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ  В СОСТАВЕ ПОЛЬСКОГО 

ГОСУДАРСТВА (1921 – 1939 ГГ.) 64

По условиям Рижского мирного договора от 18 марта 1921 г. за-паднобелорусские земли (бывшая Гродненская губерния, восточные уезды Виленской и западные уезды Минской) вошли в состав Польши. Эти территории получили неофициальное название – «Западная Бела-русь» (официальное название «кресы восточные» или «восточные ок-раины»). Они составляли почти половину этнической территории Бе-ларуси (112, 9 тыс. кв. км., где проживало (по переписи 1931 г.) 4,6 млн. чел., 65% населения составляли белорусы). Польскими властями территория была разделена на воеводствы (Полесское, Новогрудское, Виленское, Белостокское), уезды и гмины, была создана польская администрация, подкрепленная густой сетью полицейских учрежде-ний.

В своѐм хозяйственном  развитии Западная Беларусь стала аграр-ным придатком промышленных районов Польши, источником дешево-го сырья и рабочей силы. По сравнению с БССР она изготавливала промышленной продукции в 9 раз меньше, хотя территория и числен-ность населения была практически равной. Единственной отраслью промышленности, которая получила развитие, была деревообрабаты-вающая. С 1921 по 1936 гг. площадь лесов в крае уменьшилась на 400 тыс. га.

Более 80% населения  Западной Беларуси занимались сельским хо-зяйством. В деревне преобладало крупное помещичье землевладение. В 1920-е – начало 1930-х гг. польское правительство провело земель-ные реформы: парцелляцию, комасацию, ликвидацию сервитутов. Одновременно проводилось насаждение колонистов, т. наз. осадни-ков. В результате реформ владения помещиков значительно уменьши-лись, хотя крупное помещичье землевладение сохранилось. Крестьяне в поисках лучшей доли выезжали в страны Западной Европы и Канаду.

Тяжелое социальное и экономическое положение дополнялось  по-литикой принудительной полонизации и ассимиляции, религиозной нетерпимости к православному населению. Закрывались белорусские школы, газеты, не разрешалось пользоваться белорусским языком в государственных учреждениях.

Национально-правовой гнѐт ещѐ больше усилился после установ-ления в мае 1926 г. военно-авторитарного режима Ю. Пилсудского т.н. «режима санации».

Социальное угнетение, политическое и национальное бесправие  создали условия для усиления освободительного движения в Западной Беларуси. К середине 1920-х гг. в  нѐм оформилось два направления:

1) революционно-освободительное  направление: представляли –  Коммунистическая партия Западной  Беларуси (КПЗБ), Коммунистиче-ский Союз молодежи Западной Беларуси (КСМЗБ), Белорусская рево-люционная организация (БРО). Выступали за сочетание нелегальных и легальных форм политической борьбы в защиту интересов белорус-

65  

ского народ, а именно. самоопределение Западной Беларуси и еѐ вос-соединение с БССР, установление рабоче-крестьянской власти, конфи-скацию помещичьих земель и раздел еѐ без выкупа между крестьяна-ми, против национального угнетения и т.д. Организаторами револю-ционного движения были И.К.Логинович, В.З. Хоружая и др.

2) национально-демократическое  направление представляли депу-таты-белорусы, избранные в польский сейм (С.А. Рак-Михайловский, Б.А.Тарашкевич и др.), члены массовой культурно-просветительской организации – Товарищество белорусской школы (ТБШ) и др. Представители этого направления считали важным един-ство действий с организациями других партий, активное использова-ние легальных форм борьбы.  

Под влиянием КПЗБ в мае 1926 г. окончательно оформилась мас-совая политическая организация – Белорусская крестьянско-рабочая громада (БКРГ), которая объединяла около 120 тыс. человек. Еѐ воз-главлял известный белорусский ученый, общественный деятель Б. А. Тарашкевич.

Яркой страницей  освободительной борьбы были Кобринское воо-руженное выступление крестьян в августе 1933 г., забастовка нарочан-ских рыбаков, борьба которых началась летом 1935 г. и продолжалась до 1939 г.

Польские власти жестоко расправлялись с участниками  националь-но-освободительного движения. В Берѐзе-Картузской был создан кон-центрационный лагерь, куда помещали всех несогласных с режимом санации. Повсеместно действовали суды и карательные экспедиции. Деятельность белорусских национальных демократических организа-ций была запрещена. В 1938 г. решением Коминтерна были необосно-ванно распущены Компартия Польши и еѐ составных частей – КПЗБ и КПЗУ. Доброе имя КПЗБ, еѐ руководителей и деятелей было реабили- тировано в 1956 г. 

Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР. 

К концу 70-х гг. достаточно четко обозначился кризис советской модели государственного развития. Плановая экономика демонстрировала  устойчивую неспособность к интеграции достижений научно-технического прогресса. Росла «теневая экономика», усиливалась  коррупция на всех уровнях административного  и партийного аппарата. Преклонный возраст узкого круга партийных  лидеров обусловил частую смену  руководителей партии и государства. В течение 1982 – 1985 гг. в СССР умерли три главы государства: Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов и К.У. Черненко. Становилась очевидной неспособность старой партийной бюрократии обеспечить поступательное движение страны вперед.

В этих условиях в 1985 г. КПСС и советское государство  возглавил М.С. Горбачев, который  стал инициатором политики «перестройки», призванной реформировать советскую  систему, сделать ее более демократичной  и открытой для заимствования  опыта зарубежных стран, сохранив при  этом  власть в руках коммунистической партии.

Либерализация режима началась с того, что было разрешено достаточно свободное  обсуждение общественных проблем в прессе и на телевидении, открыт дозированный доступ к ранее засекреченной информации о советской истории. Одновременно происходила либерализация экономической жизни. Законом «О государственном предприятии» (1987 г.) предприятиям предоставлялось право самостоятельно планировать свою деятельность, заключать договоры с другими субъектами хозяйствования, распоряжаться полученной прибылью.

Широкими правами  наделялись советы трудовых коллективов, вводилась выборность руководителей  предприятий, появились трудовые контракты  как особая форма трудовых договоров. Гарантировалось право трудовых коллективов на проведение забастовок. Была легализована частная предпринимательская  деятельность, создавались частные  кооперативы. В 1990 г. принимаются Законы «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР», в которых вместо понятия частная собственность использовалось понятие «собственность советских граждан». На основе такой собственности могли создаваться индивидуальные и семейные предприятия. В аграрном секторе разрешалась долгосрочная (до 50 лет) аренда земли и формировались фермерские хозяйства.

В 1988 г. началась конституционная реформа. Создавался Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов, которые избирались как в территориальных избирательных  округах, так и от партий, профсоюзов и общественных организаций. К исключительному  ведению Съезда относились принятие и изменение Конституции СССР, определение государственной границы  СССР  и ряд других вопросов. Из числа депутатов Съезда формировался двухпалатный Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, контрольный и распорядительный орган, подотчетный Съезду. Президиум Верховного Совета СССР превратился в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

14 марта 1990 г.  был учрежден пост Президента  СССР, полномочия которого конкретизировались  Законом от 26 декабря 1990 г. Президент  возглавил систему органов государственного  управления СССР, назначал членов  союзного правительства с последующим  представлением на утверждение  Верховного Совета СССР, издавал  общеобязательные указы. Правительство – Кабинет Министров СССР во главе с премьер-министром (образовано вместо прежнего Совета Министров СССР) –  отвечало перед Президентом и перед Верховным Советом. Президент избирался Съездом Советов СССР. 15 марта 1990 г. на этот пост был избран М. С. Горбачев.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, который  в основном занимался национальной политикой. Был создан Президентский  совет, на который возлагалась разработка мер по реализации основных направлений  внутренней и внешней политики СССР. Была введена должность вице-президента СССР, который мог замещать президента в случае невозможности осуществления  им своих обязанностей.

В 1990 г. началось формирование многопартийной политической системы. В Конституцию были внесены  изменения, согласно которым отменялось положение о руководящей роли КПСС, и предоставлялась возможность  другим политическим партиям, общественным организациям и массовым движениям  участвовать в управлении государством. 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», конкретизировавший новые конституционные нормы.

В декабре 1990 г. был принят закон о референдуме, который впервые в истории  советского законодательства четко  регламентировал процедуру проведения всенародного голосования. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих  законов СССР, выявление общественного  мнения по наиболее важным вопросам. Право  назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

Либерализация политического режима породила новые  и обострила старые социально-экономические  противоречия. На этом фоне начались межнациональные  конфликты, переросшие с 1988 г. в межнациональные  вооруженные столкновения (в Нагорном Карабахе и др. регионах). Ослаблению государственного единства непосредственно  способствовал кризис КПСС и развал плановой экономики, так как ранее  именно партийные органы и централизованная экономическая система являлись тем каркасом, на котором держалось  союзное государство.

На выборах  в республиканские Верховные  советы, прошедших весной 1990 г., победили национал-демократические силы. В  марте 1990 г. Верховный Совет Литвы  провозгласил независимость Литвы, а в мае 1990 г. аналогичное решение  принял Верховный Совет Латвии.  Руководство СССР пыталось предотвратить распад государства: в апреле 1990 г. были приняты законы о разграничении полномочий между союзным центром и республиками, о порядке выхода республик из состава СССР (такое решение могло быть принято только на референдуме), началась подготовка к подписанию нового Союзного договора. Но процесс суверенизации республик уже нельзя было остановить. Принимаются декларации о государственном суверенитете республик,  в которых  провозглашается верховенство республиканских законов над союзным законодательством.

Несмотря на то, что на референдуме 17 марта 1991 г. большинство населения страны проголосовало  за сохранение СССР как федеративного  государства, центробежные процессы продолжались. Ситуацию резко обострила попытка  государственного переворота, предпринятая членами образованного 19 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Б.Н. Ельцин, избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР, и парламент России выступили против путчистов, что способствовало провалу переворота. Деятельность КПСС была приостановлена, упразднялись Съезд народных депутатов СССР и должность вице-президента. На переходный период высшим органом признавался Верховный Совет СССР.

Для рассмотрения вопросов, затрагивающих интересы республик, был создан Государственный Совет  СССР, в состав которого входили  Президент СССР и высшие должностные  лица республик. 6 сентября 1991 г.  Совет признал независимость Литовской, Латвийской и Эстонской республик. В начале декабря после проведения соответствующего референдума объявила о своей независимости Украина.

8 декабря 1991 г. на встрече в Беловежской  пуще руководители Белоруссии, России  и Украины подписали Соглашение  о создании Содружества независимых  государств (СНГ) и заявили о  роспуске Союза ССР. На состоявшейся  в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. встрече  президенты Азербайджана, Армении,  Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана,  Молдовы, Российской Федерации,  Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана  и Украины подписали Декларацию, в которой подтверждалось образование  СНГ и прекращение существования  СССР.  В этой ситуации 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев вынужден был  сложить с себя полномочия Президента СССР. Так закончилась политическая история СССР.

1. История создания  СНГ. 
2. Цели и принципы СНГ. 
3. Членство в СНГ. 
4. Система органов СНГ. 
5. Акты СНГ.

1. 
7-8 декабря 1991 года после сложных переговоров главы государств Беларуси, Российской Федерации и Украины заключили
соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что СНГ является открытым для присоединения всех государств-членов СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Соглашения. В заключительной части отмечалось, что государства-члены СНГ намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности, гарантировать выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР, обеспечить единый контроль за ядерным оружием и его нераспространением. 
Соглашение о создании СНГ прошло ратификацию в парламентах Беларуси, России, Украины. 10 декабря 1991 года белорусский
парламент ратифицировал Соглашение. Верховный Совет Украины ратифицировал Соглашение с оговорками (из 12 пунктов). 
13 декабря 1991 года президенты пяти центрально-азиатских государств в Ашгабаде выступили с заявлением, в котором позитивно оценили подписанное в Беларуси Соглашение. 
21 декабря 1991 года в Алма-Аты руководители 11 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению, в котором говорилось, что Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют СНГ. Соглашение вступало в силу для каждого из участников только после его ратификации, в ходе которой члены Содружества могли делать оговорки к нему. 
Кроме протокола участники встречи подписали Декларацию, в которой подтвердили основные цели и принципы СНГ. В Декларации было констатировано, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Также указывалось, что СНГ открыто для присоединения к нему государств только с согласия всех его участников. Т.о. Учредителями СНГ являются 11 государств, принявших участие в Протоколе и Декларации. 
Учредительными актами СНГ являются Соглашение от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению и Декларация от 21 декабря 1991 года. 
Кроме того, 21 декабря 1991 года в Алма-Аты было принято Соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств. 
15 мая 1992 года в Ташкенте было принято протокольное решение на заседании Совета глав государств СНГ. Это решение стало первым этапом создания Устава СНГ. В нем признавалась необходимость создания условий для укрепления СНГ. 22 января 1993 года в Минске на заседании Совета глав государств СНГ был утвержден Устав СНГ. 
Устав СНГ является правовой базой для деятельности СНГ. В преамбуле Устава говорится о причинах создания Содружества и принятия Устава.

Информация о работе Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР