Переселение лангобардов в Италию. Первый период завоеваний

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:24, реферат

Описание работы

Как мне кажется, необходимо начать с самих лангобардов ( от лат. Langobardi, если переводить дословно – «длиннобородые») – восточногерманское племя, которое упоминалось еще в работах Страбона, Тацита и даже Птолемея. По данным этих же авторов и в соответствии с данными археологических раскопок, лангобарды расселились по обеим берегам нижней Эльбы уже в последнее десятилетие I в. до н.э. Возможно, это и была их родная территория, но некоторые источники раннего средневековья, в частности Павел Диакон, утверждают, что лангобарды были родом со Скандинавии, что археологическими исследованиями еще не подтвердилось.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 29.57 Кб (Скачать)

Глава 1. Лангобарды

    1. Предыстория лангобардов .

       Чтобы видеть полную картину происходящих событий, стоит рассмотреть и знать все детали, описываемых мною, явления, происшествия, эпизоды, факты и т.п.

        Как  мне кажется, необходимо начать  с самих лангобардов ( от лат. Langobardi, если переводить дословно – «длиннобородые») – восточногерманское племя, которое упоминалось еще в работах Страбона, Тацита и даже Птолемея1.

По данным этих же авторов  и в соответствии с данными  археологических раскопок, лангобарды расселились по обеим берегам  нижней Эльбы уже в последнее  десятилетие I в. до н.э. Возможно, это и была их родная территория, но некоторые источники раннего средневековья, в частности Павел Диакон, утверждают, что лангобарды были родом со Скандинавии, что археологическими исследованиями еще не подтвердилось.

         Древнейшие, известные в настоящее время, поселения лангобардов находились на левом берегу Эльбы. Там сохранилось и название племени лангобардов в существующем со времени Каролингов Барденгау (Bardungawi) и в названии местности Бардовик (Bardowick)2. Поселения лангобардов граничили на северо-западе с хавками, а на западе с ангривариями. Территория лангобардов отделялась от хавков и ангривариев широкой полосой пустынной лесной местности. Предполагается, что в первые годы нашей эры, в связи с походом римлян под командованием Тиберия, на время подчинившего хавков и лангобардов с левого берега Эльбы, часть лангобардов была переселена на территорию вправо от Нижней Эльбы: «Сломлена была сила лангобардов, племени, чья дикость превышает даже обычную дикость германцев»3. Военную мощь лангобардов отмечал позже и Тацит: «Лангобардов красит их незначительное число. Окруженные многочисленными и могущественными народами, они ищут спасения не в подчинении, а в мужественной борьбе и смелой предприимчивости».Это суждение подтверждается археологическим материалом. В нижнеэльбских некрополях I—II вв., которые считают лангобардскими, найдены захоронения с большим количеством оружия (мечи с одним и двумя лезвиями, копья, щиты с железной сердцевиной и наконечники стрел, последние, впрочем, в I—II вв. встречались еще редко).5

        Легенда гласит, что вначале лангобарды назывались «виннилиами» (в переводе, вероятно, «воинами»); но эта легенда, согласно А. Корсунскому, содержится в источниках, лишь начиная с VII в.; какие именно источники, автор не указывает. Так же исследователь писал об этих же источниках: «Те писатели, которые раньше всего упоминают об этом племени, называют их лангобардами. Указывается также, что у них с древнейших времен большое значение имел культ Вотана»6. Поклонение воинственному богу, можно связать с воинственностью и храбростью данного племени, которое нередко описываются в различных источниках. Так же, по одной из легенд7, предоставленных Павелом Диаконом, чтобы лангобарды казались более многочисленными и чтобы запугать врага, перед битвой лангобардские женщины завязывали свои волосы под подбородком, становясь похожими на бородатых мужчин. Неизвестно, насколько эта информация может быть правдивой, но сразу ясно, что многие воспринимали племя, как воинствующих варваров.

       Далее лангобарды не упоминаются в источниках около 3-х веков до того момента, как они не отправились на юг. Вероятнее всего, лангобарды шли вверх по Эльбе или между Эльбой и Одером на юго-восток, пересекли область Бранденбурга и Лаузиц, нередко прерывая свой путь (археологами обнаружены остатки материальной культуры конца V в., которую продолжала культура лангобардов в Паннонии, датируемая VI в.). В своем странствии лангобарды в середине V в. сталкивались с гуннами, причем поражения и победы сменяли друг друга. В 487—488 гг. германское племя ругиев было полностью разбито Одоакром и его братом Хуивульфом. На территории этого маленького «королевства», расположенного напротив римской провинции Noricum ripense на левом берегу Дуная, в так называемой стране ругиев, осели в 488—489 гг. лангобарды во главе со своим королем Гудеоком. Их путешествие очень детально и раскрыто описывает Павел Диакон в своей «Истории лангобардов»8 .

        Вскоре после этого они двинулись дальше на юго-восток и натолкнулись на сильное сопротивление народа герулов, которому удалось даже на несколько лет подчинить лангобардов. Однако при короле Тато лангобарды в 510 г. нанесли решительное поражение герулам. После освобождения лангобардов от господства герулов, во всяком случае не позднее, к ним стала проявлять интерес Византия, чтобы при случае использовать их как военную силу и противопоставить гепидам и остготам. Когда в начале войны Византии с остготами при короле Теодате армия Юстиниана захватила Сирмию (535), Византия обрела союзников в лангобардах9. Вероятно, уже в те годы (535—536) был заключен союз с королем Вахо, ибо в 539 г. Вахо отказывает в военной помощи королю остготов Витигису, ссылаясь на свой союз с Византией10. Однако, с другой стороны, он не выступил против гепидов, когда, они в том же году вторглись в византийские владения к югу от Дуная и уничтожили войско полководца Каллука. Вскоре после этих событий Вахо умер, и новым королем лангобардов стал его малолетний сын Вальтари под опекой Аудоина. Аудоин принадлежал к знатному роду Гаузус, и когда Вальтари в 545 или 546 г. умер, королем лангобардов стал Аудоин11.

         В эти годы союза с лангобардами добивались франки, замышлявшие в правлении Теудеберта союз с остготами, гепидами и лангобардами, своего рода антивизантийскую коалицию, а также и Византия. Византийцам было прежде всего необходимо обрести в лангобардах союзников против гепидов и остготов. В 546 г. Аудоин перешел на сторону Византии; к этому его склонили подарками и обещаниями новых земель. В 546—547 гг. лангобарды в силу этого союза вошли в Западную Венгрию и заняли также Бургенланд.

    Между тем, начиная примерно с 548 г., между лангобардами и гепидами начались столкновения. В решающей битве в пограничной области между владениями лангобардов и гепидов весной 552 г. гепиды потерпели сокрушительное поражение. Готский историк Иордан сравнивает это событие с битвами Аттилы.

       Благодаря византийскому посредничеству между обоими народами был заключен мир.

       Вероятно, только после этой победы лангобарды послали в Италию вспомогательный отряд в 5500 человек в помощь византийскому полководцу Нарсесу, воевавшему с остготами; этот контингент лангобардов активно участвовал в решающем сражении с остготами в конце июня — начале июля 552 г. в местности, названной busta Gallorum (могилы галлов), близ античного города Сентин.12 Однако после сражения Нарсес немедленно отправил вспомогательные войска лангобардов назад в Паннонию; как утверждают, они были слишком необузданны и жестоки.

1.2. Вторжение лангобардов в Италию.

        Переселения  лангобардов в Италию было  совершено за правления короля  Альбоина, который был сыном Аудоина (546-566 гг.), хотя точнее его назвать самым, что ни на есть, инициатором этой миграции. Ко времени прихода Альбоина к власти, лангобарды уже были федератами Византии и проживали в районе рек Дравы и Дуная.

        В 567 г. Альбоин  в мощном союзе с аварами  победил своих давних противников  – гепидов. Но, так как, авары  на тот момент представляли  собой мощнейшую силу на правобережье  Дуная, Альбоин опасался, что его  народ постигнет та же участь, что и гепидов. Король принял решение отправится вместе со своим народом в Италию, где еще не окрепла Византийская власть после Готских войн (535-554 гг.). Король Альбоин отправился в Италию, предварительно заключив соглашение с аварами о том, что все их земли в Паннонии лангобарды оставляли аварам. Согласно О. Бородину, переселение лангобардов началось 2 апреля 568 г.13, но лангобарды не были единственным мигрирующим этносом. Вместе с Альбоином отправились покоренные лангобардами гепиды, свевы и аланы. Так же к королю примкнули его союзники – саксы.

      Попав в северо-восточную  часть Италии, лангобарды за очень  короткое время захватили обширные  территории. В этом же году  они основали первое на территории Италии лангобардское княжество —Фриульское герцогство. Данное герцогство имело отличное расположение, находясь между Карнийскими и Юлийскими Альпами, которые находились на севере и востоке герцогства соответственно, и служили отличной защитой от вторжения. На юге граничило с Равеннским экзархатом, с границ с которым, часто совершались набеги то на одну территорию, то на другую.

      Что касается Равеннского экзархата, то это очень интересный феномен. А именно, экзархат, так же называемый Итальянский, это особая византийская административная единица, реорганизованная при императоре Маврикии в 584 г., как форпост, основной целью которого, было сдерживать натиск, недавно переселившихся на Апеннинский полуостров лангобардов14. Управление областью поручалось экзарху – наместнику императора в провинции, который имел огромнейшие политические и военные полномочия. Экзархат объединял в себе территории Венеции, Равенны, Рима и Неаполя, с прилегающими к ним областями, а также близлежащие земли вокруг Адриатического моря — Истрия и Далмация. Большинство территорий – это были прибрежные города, которые после стремительного продвижения лангобардов оставались под властью Византии. Само наименование провинции наталкивает на ту мысль, что церковь играла очень значительную роль, как в светской, так и в политической жизни экзархата. В описании О.Р. Бородина15 повествуется о том, что большинство территорий области принадлежали Церкви, а их значительная часть была во владении Равеннского архиепископства. Возможно, это было сделано для того, что бы укрепить христианское господство в византийской Италии, и предотвратить проникновение в массы простого населения идей лангобардского арианства.

     Большая часть достижений по завоеванию Италии, безусловно, принадлежит Альбоину, тому самому, который и спровоцировал миграцию лангобардов – именно за его правления завоеватели устроили, такой себе, раннесредневековый «блицкриг». Чтобы завоевать Италию, Альбоин должен был захватить укрепление Фриули, пришедший в упадок в результате войн между Юстинианом и готами. В 568 г. он пал почти с первого удара. Вскоре была захвачена Аквилея; ее патриарх нашел убежище на прибрежном острове Градо, это положило начало первому этапу всеобщего бегства населения к морю. Лангобарды один за другим заняли укрепления Венеции, в то время как их разведчики уже рассыпались далеко впереди. На следующий год Альбоин завладел почти всей долиной реки По, и вскоре был взят Милан. Положение древней столицы было плачевным, но ее значение по-прежнему было таково, что Альбоин приказал начать счет лет своего правления в качестве dominus Italiae (государя Италии) именно с этого дня16.

      Тем не менее успех лангобардов не был полным: в руках византийцев оставались отдельные участки, а также небольшие крепости, преграждавшие альпийские маршруты, а именно: Аоста, Суза, Чьявенна и Изола Комачина, Одерцо, и укрепленные города на равнине: Падуя, Мантуя, Кремона и Павия. Вокруг этого-то последнего города и развернулись решающие бои: чтобы его взять, Альбоину протребовалось три года (569–572 гг.)17. Но все же, после тяжелых лет осад, едва видимого преимущества и таких же поражений, город пал перед королем лангобардов.

Во время этой осады лангобардские герцоги и их войска распространились во всех направлениях, пытаясь подойти к городу с разных сторон. Некоторые обходили город через Альпы, другие – через Галлию и все же Альбоин добился своего. Не мудрено, почему Альбоин столько сил и времени потратил на взятии Павии так, как он имел очень важное политическое значение. Еще Теодорих занимался его укреплением и развитием, а позже его занял византийский полководец Нарсес, и вот теперь он достался Альбоину, которые превратил Павию в столицу Лангобардского королевства. После чего король отправился дальше покорять Италию.

    Но в 572 г. или в 573 г.16 Альбоин был убит в Вероне вследствие заговора своей супруги Розамунды. Согласно описаниям Павла Диакона, опьяненный вином Альбоин однажды так забылся на пиру, что заставил свою супругу Розамунду пить за его здоровье из кубка, в который был оправлен череп ее отца. Павел Диакон, описывающий это событие, утверждает, что он сам видел этот кубок, и клянется в том «именем Божьим». Розамунда отомстила супругу за эту безобразную жестокость: подговорила его оруженосца Гельмигиса и одного из его дружинников Перидея и ввела их в опочивальню, где Альбоин спал в опьянении. Летописец прибавляет, что меч Альбоина был заклепан, и он был убит, лишенный всякой возможности сопротивляться. Но Розамунде не впрок пошло ее злодейство: все лангобардские князья восстали против нее. Ей удалось бежать со своими сокровищами в Равенну и там запутать в свои сети экзарха Лонгина. Ее любимец, бывший оруженосец мужа, мешал ей в достижении цели, и она попыталась поднести ему яд. Однако он догадался, что она дала ему отраву, и силой заставил ее выпить остаток яда.

    После смерти Альбоина началась междоусобная борьба за власть в, сложившемся к тому времени, так называемом, Лангобардском королевстве т.к. у Альбоина не было сыновей и, в итоге избрания, власть перешла к Клефу17. Учитывая то, что в описаниях Павла Диакона первые два лангобардских короля были очень жестоки в своей внутренней политике по отношению к своему народу, проводя репрессивную политику против коренного населения Италии, за очень короткое время (где-то с 568 по 573 или 574 гг.) народ проникся недоверием к королевской власти, и после смерти Клефа уже король не был избран. Лангобардское королевство разделилось на отдельные независимые друг от друга герцогства, этот период получил название «правление двенадцати герцогов», хотя здесь не совсем ясна логика, учитывая то, что на момент раздробленности герцогств было не двенадцать, а тридцать шесть16

     Как мне кажется, именно этими событиями и стоит закончить свою первую главу потому, что после распада Лангобардского королевства на отдельные герцогства на время прекратилась военная кампания лангобардских вождей в Италии и вожди сконцентрировали внимание на своих собственных владениях. А именно: поддержания в них своего собственного режима, защиты территорий от внешних угроз, в том числе и от других герцогств, а так же укрепление своей династической власти, что случиться лишь за правление следующей «ветви» лангобардских королей, но об этом позже.

1 Корсунский 191

2 Корсунский 191

3 Немировский А.И., Дашкова М.Ф. «Римская история» Веллея Патеркула. Воронеж, 1985. 106

4 Тацит Германия 40

5 Корсунский 192

6 Корсунский 193

7 Павел Диакон

8 Диакон

9 т.ж.

10 т.ж.

11 т.ж.

12 т.ж.

13 О. Бородин «Равеннский экзархат»

14 Там же

15 Там же

16 Иловарский 498


Информация о работе Переселение лангобардов в Италию. Первый период завоеваний