Педагогические реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:25, доклад

Описание работы

Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах(распоряжение) он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования.

Работа содержит 1 файл

Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I.docx

— 19.46 Кб (Скачать)

Российского образования в  ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах(распоряжение) он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки  рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования.

     Благодаря Петру  в России возникла система  профессионального  образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.   27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание

      «Навигацкая школа» располагалась  в Сухаревской  башне.  Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения  своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая  дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.

     Выпускники  Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых вМоскве по именным указам Петра 1, получая не только общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики»  Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».

      В Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и  ближних, и всего служивого и купецкого чина…».

      В 1714 году был  издан  указ о всеобщей учебной  повинности для детей  всех сословий (кроме  крестьян). Было постановлено: без свидетельства  об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».

      К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное  обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными  школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

     К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в  связи с открытием  епархиальных школ, куда перешли почти  все дети священников  и дьяконов,

     Любимым детищем Петра  была Академия наук. При ней был  учрежден первый российский университет в  Санкт-Петербурге, а  при университете - гимназия. Вся эта  система, созданная  Петром, начала действовать  уже после его  смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди  профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень  мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены  стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся  за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В  гимназии также учились  дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный  университет с  двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский  язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию  и иностранные  языки; в гимназии для разночинцев  учили главным  образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и  технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные  школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное  математическое и  инженерное образование 

     Именно  Петру мы обязаны  введением гражданской  азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми  переводами на русский  язык западноевропейских учебников, прежде всего  по предметам естественным, математическим и  техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХУ111 веке по-прежнему значительную роль в  московском образовании  играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская  типография».

      Она печатала разнообразные  календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже  не славянскими, а  русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского  содержания.

            Петр  мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная  им система оказалась  и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и  задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и  условие профессионального  образования. Но эта  система сыграла  гигантскую роль в  развитии российского  образования, "вписав" его в европейскую  систему образования

Информация о работе Педагогические реформы Петра I