Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:10, реферат
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.
Введение.
1. Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви.
2. Предпосылки и причины реформ;
3. Суть преобразований;
4. Патриарх Никон
5. Протопоп Аввакум
6. Старообрядчество
Заключение.
Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века.
Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и использовала при этом всю мощь государственного аппарата.
Раскол
последней трети семнадцатого века
- сложное социально-религиозное
движение. Но враждебность раскольников
официальной церкви и государству
определялась отнюдь не расхождением
религиозно-обрядового характера. Ее обусловили
прогрессивные стороны данного движения,
его социальный состав и характер.
Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.
К консервативным чертам можно отнести :
- идеализацию и защиту старины;
- проповедь национальной замкнутости;
- враждебное отношение к распространению светских знаний
- пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души;
К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:
- освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви;
- разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;
- оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.
Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.
События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.