Патриарх Никон и протопоп Аввакум

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.

Содержание

Введение.
1. Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви.
2. Предпосылки и причины реформ;
3. Суть преобразований;
4. Патриарх Никон
5. Протопоп Аввакум
6. Старообрядчество
Заключение.

Работа содержит 1 файл

История андрей.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Раскол  и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века.

     Царская власть активно поддержала церковь  в борьбе  с расколом и использовала при этом всю мощь государственного аппарата.

     Раскол  последней трети семнадцатого века - сложное социально-религиозное  движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству  определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили  прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер. 

     Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и  потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.

     К консервативным чертам можно отнести :

     - идеализацию и защиту старины;

     - проповедь национальной замкнутости;

     - враждебное отношение к распространению светских знаний

     - пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души;

     К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:

     - освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви;

     - разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;

     - оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

     Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути  движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

     События тех времен показали, что, отстаивая  свои политические интересы, церковная  власть превратилась в серьезное  препятствие на пути прогресса. Она  мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

Информация о работе Патриарх Никон и протопоп Аввакум