Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:36, курсовая работа
Нападение фашистской Германии на СССР поставило советский народ перед лицом смертельной опасности. Складывавшаяся на фронтах с первых дней обстановка показывала, что борьба предстоит длительная и исключительно упорная. Было очевидно, что отстоять свободу и независимость Советского государства и разгромить врага можно лишь в том случае, если борьба с фашистскими оккупантами приобретет всенародный характер, если советские люди в той или иной форме примут участие в защите Отечества.
Глава 1. Предпосылки формирования партизанского движения и начало организации.
Глава 2. Основные формы борьбы в тылу врага и направления деятельности
2.1 Агитационно-пропагандистская деятельность
2.2 Диверсионная деятельность
2.3 Разведывательные действия
Глава 3. Итоги, результаты и значения партизанской борьбы.
Партизанские формирования выполняли и ряд специальных политических задач. Дезинформирование фашистского руководства, разложение аппарата военно-политической администрации врага и его воинских формирований, ликвидация представителей оккупационных учреждений и спецслужб противника, скрытие истинных намерений партизанского командования и Центра – вот далеко неполный перечень выполняемых задач.
Огромная политическая работа проводилась и среди населения. Как и в предшествующий период, она имела целью укрепить у советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, веру в неизбежность победы, помочь каждому человеку найти свое место в борьбе с врагом, воспитывать жгучую ненависть к иноземным поработителям, пропагандировать в массах героические подвиги партизан и подпольщиков, разоблачать лживую фашистскую пропаганду, знакомить людей с основными событиями в советском тылу и на фронте.
Пропаганда способствовала
активизации народного
Все эти героические усилия способствовали срыву фашистских планов по использованию людских и материальных ресурсов оккупированных районов и превращению в пустыню советской территории во время отхода войск.
Но партизаны
не только дезинформировали противника,
но и добывали нужную и полезную
информацию. Именно они сообщали населению
об истинном положении Красной Армии на
фронтах, распространяли листовки и газеты.
Только с декабря 1942 г. по март 1943 г. было
отправлено для распространения в тылу
врага более 6 млн. экземпляров листовок
и брошюр.
2.2 Диверсионная
деятельность
Значительные
результаты приносили и регулярно
совершаемые партизанскими
В первый период
воины важнейшими задачами рейдов были
организация партизанского
В начале войны рейды проводились преимущественно небольшими силами партизан. Однако в ряде случаев в них участвовали и крупные соединения. Особенно выдающимся был рейд соединения М.И. Наумова, насчитывавшее более 2 тысяч человек, которое на санях за 65 суток (1 февраля-6 апреля 1943 г) совершило 2400-километровый рейд по степным районам Украины.
Летом и осенью 1943 г. блестящие рейды провели соединения под командованием А.Ф. Федорова для вывода из строя Ковельского железнодорожного узла (июнь-июль); соединение Я.И. Мельника в район Винницы (июнь-август); соединение под командованием В.Е. Самутина и Ф.Ф. Капусты в Белостокскую область (сентябрь-ноябрь); соединение С.А. Ковпака в Карпаты до венгерской границы (июнь-сентябрь). Следует заметить, что появление у западных границ Украины и Белоруссии крупных партизанских сил настолько обеспокоило гитлеровское командование, что планами ликвидации соединения С.А. Ковпака занимался сам Гиммлер. С выходом ковпаковцев в Карпаты противник бросил против них до трех дивизий, которые поддерживались авиацией, танками, артиллерией. Однако врагу не удалось ликвидировать это легендарное соединение.
Партизанам было очень сложно противостоять немцам. Фашистские армии были моторизованы и хорошо вооружены. Партизаны же не могли похвастаться хорошим вооружением, да и возможности широко применять для маневра автомобильный транспорт в тылу врага не было.
В этой ситуации излюбленным методом в арсенале партизан стали диверсии. Их преимущество в том, что они позволяли наносить противнику эффективные удары и практически не нести потерь. Кроме того, успех боевых действий на фронтах зависел от своевременного пополнения войск личным составом, вооружением, боевой техникой, горючим и многими другими видами материальных средств. Партизаны прекрасно это осознавали и стремились наносить по дорогам самые мощные удары.
В диверсионной работе партизанские формирования руководствовались указаниями Коммунистической партии о борьбе с оккупантами в тылу противника, наиболее важным из которых явилось постановление ЦК ВКП (б) "Об организации борьбы в тылу германских войск" от 18 июля 1941 г., которое потребовало "создать невыносимые условия для германских интервентов".
Еще раньше 1 июля 1941 г. появилась директива НКГБ СССР № 158 о ведении работы в тылу противника, которая поставила конкретную задачу перед органами государственной безопасности - приступить к диверсионно-террористической и разведывательной работе в тылу врага.
Подразделениям НКВД-УНКВД прифронтовых областей, помимо формирования партизанских отрядов, вменялось в обязанность немедленно приступить к организации и руководству диверсионной работой на оккупированной территории. Этим же задачам в полной мере было подчинено и специальное обучение чекистских кадров, которые направлялись на временно оккупированную территорию для боевой деятельности. Достаточно отметить, что из 30-часовой программы обучения на курсах на диверсионную подготовку отводилось 16 учебных часов.
Диверсии на железных дорогах осуществлялись подрывниками из числа партизан, бойцов оперативных групп органов госбезопасности и агентами, работавшими на станциях крупных железнодорожных узлах, в железнодорожных депо, ремонтных мастерских и т.д. Чаще всего выводились из строя железнодорожное полотно и различные сооружения (мосты, виадуки, депо, водокачки, линии связи). Взрыв железнодорожного полотна, мостов, путепроводов обычно приурочивался ко времени прохождения по ним поездов. Всякое крушение поезда вызывало серьезные нарушения движения по магистрали.
Характер диверсионной деятельности на железных дорогах в тылу противника менялся в соответствии с изменениями обстановки на фронте.
В первый период
Великой Отечественной войны
сложились исключительно
Во второй период войны диверсионная деятельность на железных дорогах приняла широкий размах. По указанию Центрального Комитета партии и Советского правительства увеличилось количество забрасываемых за линию фронта минноподрывных средств.
Диверсии на железных дорогах стали согласовываться с командованием Красной Армии, а также с Центральным и республиканскими штабами партизанского движения. Командование и военные советы фронтов, Главное военно-инженерное управление Красной Армии неоднократно обращались в НКГБ СССР, НКГБ Украинской и Белорусской ССР с просьбами об организации диверсионных актов на той или иной магистрали.
В основе диверсионной
деятельности партизанских формирований
лежала боевая работа небольших по
своей численности групп
Предусматривался тщательный подбор состава для диверсионных групп. Помимо честных, проверенных и смелых людей, предпочтение отдавалось людям, знакомых с техникой. При подготовке их уделялось внимание как работе с подрывными и зажигательными средствами, так и расчетам по разрушению и умению оценить жизненные части сооружений и агрегатов.
По опыту
проведенных партизанами
Успешные диверсии партизан на транспорте и в промышленности, особенно если они не затрагивали интересов местного населения, способствовало вовлечению его в активную борьбу с оккупантами. Слова агитации и пропаганды подкреплялись делами.
Массовое применение партизанами всевозможных мин заставляли фашистов отказываться от ночного движения. Для облегчения поисков мин гитлеровцы предпринимали следующие меры: цепляли впереди паровоза пустые платформы; пропускали контрольные поезда перед открытием утреннего движения; практиковали пропуск поездов пакетами, то есть несколько один за другим; очищали балласт из-под подошв рельс; тщательно укладывали вдоль рельс гравий и поливали его раствором извести; в одних местах, в конце дня, охрана протаскивала по полотну связки прутьев, в других, к последнему вагону вечернего поезда прицепляли цепи, оставляющие на профиле борозду. На подготовленном, таким образом, полотне были заметны следы при утреннем осмотре участка железной дороги. Все эти меры приводили к облегчению нахождения мин.
Таким образом, методы диверсий на железных дорогах были хорошо отработаны и приносили серьезные результаты. Это позволило с накоплением опыта и сил перейти к крупномасштабным диверсионным операциям, направленных на решения стратегических задач войны. Первые подобные операции были проведены в 1943 г.
Так, начало 1943 г. партизаны ознаменовали переходом к массированным ударам по коммуникациям врага
К еще одному из видов диверсий, совершаемых партизанами, следует отнести разрушение мостов. Мосты, которые подвергались диверсиям, были самые различные как по своей структуре (деревянные, железобетонные), так и по стратегическому значению. Лучшим способом разрушения деревянных мостов, являлось сжигание надводной или подрыв подводной частей моста. В организации наиболее значительных диверсий принимали личное участие командиры отрядов и бригад.
При диверсиях на важных военных и промышленных объектах, на электростанциях, в учреждениях связи, а также на объектах в сельской местности использовалось минирование, организовывались поджоги, уничтожение и выведение из строя объектов и иными способами.
В основном здесь
применялось минирование
Работа по разрушению или минированию любых объектов разделялась на 2 этапа. Первый этап включал в себя подготовку к диверсионному акту, второй исполнение. Случайная, непродуманная установка мин, хотя и наносила урон фашистам, однако не давала того внушительного эффекта, который достигался в результате спланированного минирования.
Всего за годы
войны только оперативными группами органов
государственной безопасности СССР было
пущено под откос 2852 железнодорожных эшелона,
разбито и повреждено 2923 паровоза, 30547
вагонов и цистерн с горючим, взорвано
1325 железнодорожных и шоссейных мостов,
разрушено 254 км железнодорожного пути,
863 км линий связи, взорвано или сожжено
1364 промышленных предприятия и склада.