Парламентаризм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:36, доклад

Описание работы

Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов.

Работа содержит 1 файл

Состояние парламентаризма в современной России.docx

— 17.64 Кб (Скачать)

    Состояние парламентаризма  в современной  России

Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы. 

Парламент в  России рождался дважды. Впервые - в  апреле 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Здесь же в ночь на 6(19) января 1918 года с разгоном Учредительного собрания завершился первый цикл в истории российского парламентаризма.

Новый российский парламент возник в 1990 году не на возделанном  поле и даже не на залежной земле. Почва, на которой взошли первые ростки российского  парламентаризма в начале XX века, была срыта бульдозером коммунистической диктатуры, залита асфальтом, укатана тяжелым катком. Историческая традиция была прервана, имена и дела первых русских конституционалистов-парламентариев забыты.

Появлению нового российского парламента предшествовал, как известно, парламент союзный, избранный за год до него. Если продолжить целинно-асфальтовую метафору, то именно Съезду народных депутатов СССР суждено было провести первые борозды (как выяснилось вскоре, криво, неглубоко и нередко там, где не могли пробиться культурные всходы). Хотя уже I Съезд народных депутатов СССР в мае-июне 1989 года оказался исторически грандиозным - он невиданно политизировал всю страну.  

 Становление  современного российского парламентаризма  происходит, в определенном значении  заново, с использованием опыта  парламентской деятельности, накопленного  в других странах в преломлении  к нашим российским условиям.   

После сентябрьско - октябрьских событий 1993 г. становление представительных органов проходит в условиях укрепления власти президента Российской Федерации. Поэтому, несмотря на то, что в основе конституционного строя лежит принцип разделения властей, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы, в российской действительности президентская власть стоит над всеми остальными - законодательной, исполнительной и судебной.   

 Конституцией  Российской Федерации (ст.94) было  установлено, что Федеральное  Собрание -- парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органов Российской Федерации. Никто, кроме Федерального Собрания Российской Федерации, не имеет права принимать федеральные конституционные законы и федеральные законы. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе. Регламентом Государственной Думы установлено, что Государственная Дума проводит ежегодно две сессии - весеннюю, продолжительностью в шесть месяцев, и осеннюю, продолжительностью в четыре месяца. Таким образом, палата за период своей работы вполне может реализовать обширную законотворческую программу.  

 Однако развитие полноценного парламентаризма немыслимо без правового оформления конституционной ответственности правительства перед парламентом, которая в действующем Основном законе имеет по преимуществу формальный характер. Тем самым нижняя палата Федерального Собрания, не обладая правом привлекать министров к конституционной ответственности за незаконные действия, наделяется возможностью выражать вотум недоверия правительству в целом. При этом Президент России "вправе не отправлять правительство в отставку не только при первом, но и при повторном выражении недоверия правительству со стороны Государственной думы", приобретая, в последнем случае, праве роспуска Думы.   

 12 декабря 1993 года была принята конституция РФ   

 По новой  Российской Конституции:   

-- Возможность  роспуска Думы для Президента  стала заурядным явлением, в то  время как объявление импичмента  Президенту сделалось фактически  невозможным.   

-- Фактически  невозможным стало и внесение  изменений в Конституцию, что  свидетельствовало о намерении  Президента на долгое время  сохранить сложившийся расклад  сил и свою монополию на  власть.   

-- К минимуму  сведены надзорно-контрольные функции Парламента (Счетная палата).   

-- Парламент  лишился каких-либо возможностей  влиять на состав правительства.    

-- Серьезно ограничена  и законодательная деятельность  Думы. Два вето Совета Федерации  и Президента сделали непроходимыми  любые законодательные инициативы  думцев, с которыми не согласен  Президент.   

-- Разделение  Парламента на две палаты, каждая  из которых имеет свой круг  конституционных полномочий, свои  функции в системе власти, своего  председателя, свой аппарат, свое  здание, практически исключило возможность  превращение законодательной власти  в противостоящую Президенту  и Правительству, стремящуюся  к самодостаточности, систему.    

 Президент  также передал часть кадровых  назначений "верхней палате" - Совету Федерации, обеспечив тем  самым лояльность себе со стороны  Конституционного, Верховного судов  и Центризбиркома.   

 Проведем  краткий анализ работы Государственных  Дум, избираемых начиная с 1993 года.   

 V Госдуме 1993 г. придавал переходность двухлетний срок ее существования. Принятие Думой Меморандума о согласии и документов об амнистии позволили преодолеть противоборство различных сил после октября 1993 г. Дума приняла Гражданский кодекс - экономическую конституцию страны. Была завершена разработка Уголовного кодекса, Арбитражного процессуального, Водного, Земельного и ряда других кодексов. Бюджет на 1996 г. был принят Думой перед началом финансового года.   

 VI Госдума 1995 г. из современных российских парламентов была (после I Съезда народных депутатов РСФСР) самым оппозиционным парламентом по отношению к исполнительной власти. В целом наблюдалось усиление влияния Думы по ряду позиций:   

-- Значительно усилилось влияние Думы на законодательный процесс. Сохранив преемственность с V Думой и повысив профессионализм депутатского корпуса, новая Дума существенно сократила "указное право".   

-- Возросло влияние Думы на формирование партийной системы России. По сравнению с V Думой в VI Думу прошли представители всего четырех партийных блоков (раньше их было восемь). От левых сил прошла КПРФ; от державных сил - ЛДПР; от демократов - "Яблоко"; от "партии власти" - "Наш дом – Россия». 
 
 

Информация о работе Парламентаризм в современной России