Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:36, доклад
Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов.
Состояние парламентаризма в современной России
Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.
Парламент в России рождался дважды. Впервые - в апреле 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Здесь же в ночь на 6(19) января 1918 года с разгоном Учредительного собрания завершился первый цикл в истории российского парламентаризма.
Новый российский
парламент возник в 1990 году не на возделанном
поле и даже не на залежной земле. Почва,
на которой взошли первые ростки российского
парламентаризма в начале XX века, была
срыта бульдозером коммунистической диктатуры,
залита асфальтом, укатана тяжелым катком.
Историческая традиция была прервана,
имена и дела первых русских конституционалистов-
Появлению нового российского парламента предшествовал, как известно, парламент союзный, избранный за год до него. Если продолжить целинно-асфальтовую метафору, то именно Съезду народных депутатов СССР суждено было провести первые борозды (как выяснилось вскоре, криво, неглубоко и нередко там, где не могли пробиться культурные всходы). Хотя уже I Съезд народных депутатов СССР в мае-июне 1989 года оказался исторически грандиозным - он невиданно политизировал всю страну.
Становление
современного российского
После сентябрьско - октябрьских событий 1993 г. становление представительных органов проходит в условиях укрепления власти президента Российской Федерации. Поэтому, несмотря на то, что в основе конституционного строя лежит принцип разделения властей, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы, в российской действительности президентская власть стоит над всеми остальными - законодательной, исполнительной и судебной.
Конституцией Российской Федерации (ст.94) было установлено, что Федеральное Собрание -- парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органов Российской Федерации. Никто, кроме Федерального Собрания Российской Федерации, не имеет права принимать федеральные конституционные законы и федеральные законы. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе. Регламентом Государственной Думы установлено, что Государственная Дума проводит ежегодно две сессии - весеннюю, продолжительностью в шесть месяцев, и осеннюю, продолжительностью в четыре месяца. Таким образом, палата за период своей работы вполне может реализовать обширную законотворческую программу.
Однако развитие полноценного парламентаризма немыслимо без правового оформления конституционной ответственности правительства перед парламентом, которая в действующем Основном законе имеет по преимуществу формальный характер. Тем самым нижняя палата Федерального Собрания, не обладая правом привлекать министров к конституционной ответственности за незаконные действия, наделяется возможностью выражать вотум недоверия правительству в целом. При этом Президент России "вправе не отправлять правительство в отставку не только при первом, но и при повторном выражении недоверия правительству со стороны Государственной думы", приобретая, в последнем случае, праве роспуска Думы.
12 декабря 1993 года была принята конституция РФ
По новой Российской Конституции:
-- Возможность
роспуска Думы для Президента
стала заурядным явлением, в то
время как объявление
-- Фактически невозможным стало и внесение изменений в Конституцию, что свидетельствовало о намерении Президента на долгое время сохранить сложившийся расклад сил и свою монополию на власть.
-- К минимуму сведены надзорно-контрольные функции Парламента (Счетная палата).
-- Парламент
лишился каких-либо
-- Серьезно ограничена
и законодательная
-- Разделение
Парламента на две палаты, каждая
из которых имеет свой круг
конституционных полномочий, свои
функции в системе власти, своего
председателя, свой аппарат, свое
здание, практически исключило
Президент
также передал часть кадровых
назначений "верхней палате" -
Совету Федерации, обеспечив
Проведем
краткий анализ работы
V Госдуме 1993 г. придавал переходность двухлетний срок ее существования. Принятие Думой Меморандума о согласии и документов об амнистии позволили преодолеть противоборство различных сил после октября 1993 г. Дума приняла Гражданский кодекс - экономическую конституцию страны. Была завершена разработка Уголовного кодекса, Арбитражного процессуального, Водного, Земельного и ряда других кодексов. Бюджет на 1996 г. был принят Думой перед началом финансового года.
VI Госдума 1995 г. из современных российских парламентов была (после I Съезда народных депутатов РСФСР) самым оппозиционным парламентом по отношению к исполнительной власти. В целом наблюдалось усиление влияния Думы по ряду позиций:
-- Значительно усилилось влияние Думы на законодательный процесс. Сохранив преемственность с V Думой и повысив профессионализм депутатского корпуса, новая Дума существенно сократила "указное право".
-- Возросло
влияние Думы на формирование
партийной системы России. По сравнению
с V Думой в VI Думу прошли представители
всего четырех партийных блоков (раньше
их было восемь). От левых сил прошла КПРФ;
от державных сил - ЛДПР; от демократов
- "Яблоко"; от "партии власти"
- "Наш дом – Россия».