Падение Римской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:12, доклад

Описание работы

Правовой строй римской республики обладал многими особенностями, которые являлись источником и его величия и его слабости.
Власть Магистратур. Их власть фактически являлась продолжением прежней царской власти, обладала принципиальной полнотой и неограниченностью. Народ создавал в магистрате себе не слугу, а господина. С момента вступления в должность он получал право отправлять её по своему, совершенно свободному убеждению. Такая свобода давала ему возможность в каждом конкретном случае действовать энергичнее на благо народа. В этом заключалось огромное преимущество римских магистратур по сравнению с должностными лицами современного государства. Но, с другой стороны, в этой почти неограниченной свободе заключалась и большая опасность: свобода убеждения легко могла превратиться в свободу произвола, и огромная власть магистрата, вместо служения благу народа, могла оказаться направленной на служение той или другой партии или даже тем или другим личным интересам.

Работа содержит 1 файл

Падение Республики.docx

— 20.83 Кб (Скачать)

Падение Республики

            Правовой строй римской  республики обладал многими особенностями, которые являлись источником и его  величия и его слабости.

     Власть  Магистратур. 
              Их власть фактически являлась продолжением прежней царской власти, обладала принципиальной полнотой и неограниченностью. Народ создавал в магистрате себе не слугу, а господина. С момента вступления в должность он получал право отправлять её по своему, совершенно свободному убеждению. Такая свобода давала ему возможность в каждом конкретном случае действовать энергичнее на благо народа. В этом заключалось огромное преимущество римских магистратур по сравнению с должностными лицами современного государства. Но, с другой стороны, в этой почти неограниченной свободе заключалась и большая опасность: свобода убеждения легко могла превратиться в свободу произвола, и огромная власть магистрата, вместо служения благу народа, могла оказаться направленной на служение той или другой партии или даже тем или другим личным интересам.

     Однако возможность такого произвола в Риме отпадала всвязи с кратковременностью службы (1 год). Но и здесь был свой минус, магистрат, если он имел программу серьезных реформ, не мог в такой короткий срок провести ее в жизнь. Также возможность вмешательства со стороны другого, равного или высшего, магистрата (jus intercessionis) и отсутствие точно разграниченных компетенций вносило также большую путаницу и неопределенность в деятельность отдельных носителей власти. —государственное управление требует подготовки и опыта; между тем в Риме для избрания в магистраты специальной подготовки не требовалось. Каждый мог быть избран в любую должность, а по общему правилу лицо, посвящающее себя должностной карьере, проходило все их в заранее определенном порядке; поочередно оно оказывалось то эдилом — и тогда заведовало полицией, то квестором — и тогда получало в свои руки дела казны и государственного архива, то претором, руководившим судом и юрисдикцией, то консулом — в роли военачальника. Но очевидно, что едва ли многие обладали всеми качествами, необходимыми для каждой из этих должностей.

     Такая система магистратур могла годиться для той маленькой общины, какою был Рим в начале республики; но она оказывалась непригодной для такого огромного государства, каким стал Рим с покорением Италии и провинций. Этими недостатками в значительной степени объясняется то усиление роли сената, которое наблюдается во второй половине республики в разных областях государственного управления. Но этими же недостатками объясняется и появление различных чрезвычайных диктатур последнего столетия.

  Не менее  существенным пороком страдает и организация народных собраний. Они в течение всего республиканского периода остаются построенными по типу собраний вечевых: каждый гражданин должен принимать участие в собрании непосредственно и лично. Необходимость личного участия каждого приводила к тому, что далеко не все население могло принимать участие в политической жизни страны: население города Рима являлось фактически господином всего государства. И здесь такой порядок вещей не представлял особенного противоречия лишь до тех пор, пока римское государство совпадало с городом Римом; но когда римское гражданство оказалось занимающим всю территорию Италии, решение народного собрания по существу далеко не выражало собою истинного мнения всего населения государства.

  2) Если мы  перейдем к области гражданского права и гражданско-правового творчества, то и здесь мы должны отметить аналогичные черты свободы и неопределенности. То, что было сказано выше относительно магистратов вообще, может быть повторено полностью и относительно того магистрата, который заведовал гражданской юрисдикцией, — претора. Полнота его власти, дававшая ему право временами даже поступать вопреки закону (делать jus sine effectu), помогла ему сделать бесконечно много для гражданского праворазвития. Но, с другой стороны, нельзя закрывать глаза и на теневые стороны такой власти. Возможность для претора не считаться с предписаниями закона создавала известную неуверенность для частных лиц в том, как будет разрешен им тот или другой интересующий их конкретный случай. Наконец, и здесь свобода усмотрения легко могла перейти в свободу произвола. И действительно, в последнем столетии республики замечается тенденция к большему водворению в области гражданских отношений принципа законности.

  3) Наконец,  в области уголовного права и процесса существеннейшими недостатками являлись: а) во-первых, принцип частной accusatio, то есть зависимость уголовного преследования исключительно от частной инициативы отдельных граждан. Этот принцип мог годиться также лишь до той поры, пока социальные и нравственные устои общества не были расшатаны, пока общество жило нормальною и интенсивною общественною жизнью. Когда же все это поколебалось, принцип частной accusatio стал только источником многочисленных и самых неприятных злоупотреблений.

     Весь  римский государственный механизм для самого своего функционирования предполагал развитое, сознающее  свои интересы и свои права общество и постоянное, неуклонное участие  его в политической жизни. Это  постоянное живое участие являлось лучшей гарантией против всяких попыток  самовластия и произвола, вследствие чего римляне пользовались выгодными  сторонами независимого положения  своих магистратов, не опасаясь сторон невыгодных. При таких условиях все  отмеченные погрешности римского республиканского строя являлись теми неправильностями в диете и образе жизни, которые  до поры до времени мог позволить  себе необыкновенно здоровый общественный организм.

     Но  положение резко должно было измениться, когда описанный выше процесс  экономического и духовного разложения в корень расшатал устои общественной жизни, подрыл ту реальную общественную основу, на которой стоял весь республиканский  государственный механизм.

     Тогда все его недостатки стали давать себя чувствовать, и чем дальше, тем  сильнее. Перед Римом встала проблема: или вновь возродить общественную атмосферу, или же перестроить организацию учреждений. Римская история пошла по этому второму пути.

     Все последнее столетие живет мыслью перестроить республику. Появляются диктатуры с чрезвычайными полномочиями: Сулла в качестве диктатора для написания законов и укрепления республики, Цезарь в качестве бессрочного диктатора. Вторые триумвиры( под «вторым триумвиратом» (букв. «союз трех») имеется в виду санкционированное в законодательном порядке объединение в 43 г. до н. э. трех римских полководцев — Антония, Лепида и будущего императора Октавиана в специальную коллегию с чрезвычайными полномочиями «для упорядочения республиканского строя»). Правление триумвиров является важным эпизодом гражданских войн в Риме, приведших к падению Республики и установлению монархического строя. И, наконец, Октавиан Август, с которого начинается новый период римской истории.

     Главной причиной падения республики являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Почти совершенно исчезло италийское крестьянствонобилитет и всадничество в результате гражданских войн в значительной своей части погибли физически или разорились. На смену нобилитету и всадничеству пришли новые социальные группировки: новые богачи, военные колонисты. Они ничем не были связаны со старой республикой. Их существование было тесно связано с военной империей, с победоносными полководцами конца республики. Профессиональная армия, выросшая из гражданских войн, явилась непосредственной опорой этих полководцев и главным орудием военного переворота.

Падение республики было неизбежно. Октавиан победил потому, что за ним стояла Италия, что  он мог использовать единый аппарат  римского государства. Он был хитрее, осторожнее, выдержаннее Антония, он был приемным сыном Цезаря.

Информация о работе Падение Римской Республики