П.А. Столыпин и его рефрмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

«Родина требует служения себе настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде затемняет разум и омрачает душу». Петр Аркадьевич Столыпин. [2]

Это великие слова. Прочитав это письмо и это высказывание мне захотелось разобраться в деятельности этого выдающегося реформатора.

Цель работы: изучить реформаторскую деятельность П.А. Столыпина

Содержание

1.Введение
2.Краткая биография
2.1 Начало пути
2.2 Служба в Ковно
2.3 Гродненский губернатор
2.4 Саратовский губернатор
2.5 Министр внутренних дел
2.6 Премьер-министр
3.Реформы Столыпина
3.1 Права и свободы граждан
3.2 Реформирование судопроизводства
3.3Местное управление и самоуправление
3.4 Земельная реформа
3.5 Экономика, финансы, инфраструктура
3.6 Социальная политика
3.7 Образование, наука, культура
3.8 Военная реформа
4.Выводы
5.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Столыпин.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    Министерство  культуры и массовых коммуникаций

    Федеральное агентство по культуре и кинематографии

    Санкт-Петербургский  Государственный университет культуры и искусств

Факультет культуры семьи и детства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

П.А. Столыпин и его  реформы 
 

Реферат по истории  
 
 
 
 
 

Работу  выполнил:

Студентка 2 курса, группа 26291

Измайлова Любовь Владимировна

Работу  проверил:

Кандидат  исторических наук, доцент

Суетов  Леонид Александрович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2011

Содержание

  1. Введение
  2. Краткая биография

      2.1 Начало пути

      2.2 Служба в Ковно

      2.3 Гродненский губернатор

      2.4 Саратовский губернатор

      2.5 Министр внутренних дел

      2.6 Премьер-министр

  1. Реформы Столыпина

      3.1 Права и свободы граждан

      3.2 Реформирование судопроизводства

    1. Местное управление и самоуправление
    2. Земельная реформа
    3. Экономика, финансы, инфраструктура
    4. Социальная политика
    5. Образование, наука, культура
    6. Военная реформа
  1. Выводы
  2. Список литературы
 
 
 
 

1. Введение

      «Получив милостивую телеграмму Вашего Императорского Величества, имею счастие всеподданнейше доложить, что жизнь моя принадлежит Вам, Государь; что все помыслы, стремления мои – благо России; что молитва моя ко Всевышнему – даровать мне высшее счастие: помочь Вашему Величеству вывести нашу несчастную Родину на путь законности, спокойствия и порядка.

Вашего Императорского Величества 
Верноподданный 
Петр Столыпин 
13 августа 1906 г.» [3]

      «Родина требует служения себе настолько  жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде затемняет  разум и омрачает душу». Петр Аркадьевич Столыпин.  [2]

      Это великие слова. Прочитав это письмо и это высказывание мне захотелось разобраться в деятельности этого выдающегося реформатора.

      Цель  работы: изучить реформаторскую деятельность П.А. Столыпина.

  
 
 
 
 
 
 
 

2. Краткая биография

2.1 Начало пути

      Пётр  Аркадьевич происходил из дворянского рода, существовавшего уже в XVI столетии. Отец будущего реформатора, Аркадий Дмитриевич, отличился во время русско-турецкой войны 1877—1878 года, по окончании которой был назначен губернатором Восточной Румелии и Адрианопольского санджака От его брака с Натальей Михайловной Горчаковой, чей род восходит к Рюрику, родился в 1862 году сын Пётр.

      Пётр  Столыпин родился 2 (14) апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене, куда ездила к родным его мать. Спустя полтора месяца — 24 мая — был крещён в дрезденской православной церкви.

      Детство провел сначала в усадьбе Середниково Московской губернии (до 1869 года), затем в имении Колноберже Ковенской губернии. Семья выезжала также в Швейцарию.

      Когда пришло время определять детей в  гимназию, Аркадий Дмитриевич купил  дом в соседнем Вильно. Двухэтажный дом с большим садом располагался на Стефановской улице (ныне улица Швянто Стяпоно)[13]. В 1874 году 12-летний Пётр был зачислен во второй класс Виленской гимназии, где проучился до шестого класса.

      В сентябре 1879 года 9-й армейский корпус под командованием отца был возвращён из Болгарии в город Орёл. Пётр и его брат Александр были переведены в Орловскую мужскую гимназию. Петра зачислили в седьмой класс.

      3 июня 1881 года 19-летний Пётр окончил Орловскую гимназию и получил аттестат зрелости. Он уехал в Санкт-Петербург, где 31 августа поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета.

      Женитьба  Столыпина на фрейлине императрицы Марии Фёдоровны Ольге Борисовне Нейдгардт, являвшейся праправнучкой великого русского полководца Александра Суворова, дала прочный и счастливый брак.  У четы Столыпиных родились пять дочерей и один сын.

      По  разным источникам, свою государственную  службу молодой Столыпин начал в  Министерстве земледелия и сельской промышленности. Однако, согласно «Формулярному списку о службе Саратовского Губернатора» 27 октября 1884 года, он был зачислен на службу в Министерство внутренних дел. Согласно тому же документу, в октябре 1885 года советом Императорского Санкт-Петербургского университета Столыпин «утверждается кандидатом физико-математического факультета», что соответствовало получению учёной степени и окончанию университетского образования. На последнем курсе обучения им была подготовлена выпускная работа экономико-статистической тематики — «Табак (табачные культуры в Южной России)». Следующая запись Формулярного списка подтверждает, что в том же году Столыпин «согласно прошению переведён на службу в число чиновников, причисленных к Департаменту земледелия и сельской промышленности».

      В 1886 году он был утверждён в чине коллежского секретаря (что соответствовало X классу табели о рангах); в январе 1887 стал помощником столоначальника (VII класс) Департамента земледелия и сельской промышленности. Менее чем через год (1 января 1888 года) Столыпин был «пожалован в звание камер-юнкера Двора Его Императорского Величества» (V класс). Таким образом, всего за два года он поднялся на пять ступенек по лестнице чинов бюрократической системы Российской империи.

      Однако  вскоре Столыпин вновь перешёл на службу в Министерство внутренних дел. 18 марта 1889 года он был назначен Ковенским уездным предводителем дворянства и председателем Ковенского суда мировых посредников.

    • 2.2 Служба в Ковно

      Столыпин провёл на службе в Ковно около 13 лет — с 1889 по 1902 годы. По приезде в Ковно молодой уездный предводитель дворянства с головой окунулся в дела края. Предметом его особой заботы являлось Сельскохозяйственное общество, которое, по сути, взяло под контроль и опеку всю местную хозяйственную жизнь.

          Главными  задачами общества были просвещение  крестьян и увеличение производительности их хозяйств. Основное внимание уделялось  внедрению передовых методов  хозяйствования и новых сортов зерновых культур. Во время службы предводителем дворянства Столыпин близко познакомился с местными нуждами, получил административный опыт. Усердие на службе было отмечено новыми чинами и наградами.

          В 1890 году он был назначен почётным мировым судьёй, титулярным советником, в 1891 произведён в коллежские асессоры, в 1893 награждён первым орденом св. Анны, в 1895 произведён в надворные советники, в 1896 получил придворное звание камергера, в 1899 произведён в коллежские, а в 1901 и в статские советники.

          Кроме дел уезда, Столыпин занимался своим  имением в Колноберже, где изучал земледелие и проблемы крестьянства.

      • 2.3 Гродненский губернатор

            П. А. Столыпин 30 мая 1902 года был неожиданно назначен гродненским губернатором. Инициатива при этом исходила от Плеве, который взял курс на замещение губернаторских должностей местными землевладельцами.

            21 июня Столыпин прибыл в Гродно и приступил к исполнению обязанностей губернатора. В управлении губернии были некоторые особенности: губернатор был подконтролен генерал-губернатору Вильно (сегодняшнего Вильнюса); губернский центр Гродно был меньше двух уездных городов Белостока и Брест-Литовска; национальный состав губернии был неоднороден (в больших городах преобладали евреи; аристократия, в основном, была представлена поляками, а крестьянство — белорусами).

       По инициативе Столыпина в Гродно были открыты еврейское двухклассное народное училище, ремесленное училище, а также женское приходское училище особого типа, в котором, кроме общих предметов, преподавались рисование, черчение и рукоделие. На второй день работы он закрыл Польский клуб, где господствовали «повстанческие настроения».

            Освоившись  в должности губернатора, Столыпин начал проводить реформы, которые включали:

      • расселение крестьян на хутора
      • ликвидацию чересполосицы
      • внедрение искусственных удобрений, улучшенных сельскохозяйственных орудий, многопольных севооборотов, мелиорации
      • развитие кооперации
      • сельскохозяйственное образование крестьян.

            Проводимые  нововведения вызывали критику крупных  землевладельцев.

        • 2.4 Саратовский губернатор

              Работа  в Гродно вполне удовлетворяла Столыпина. Однако вскоре министр внутренних дел  Плеве вновь сделал предложение Столыпину занять должность губернатора Саратовской губернии.

              Назначение  Столыпина саратовским губернатором являлось повышением по службе и свидетельствовало  о признании его заслуг на различных должностях в Ковно и Гродно. Ко времени его назначения губернатором Саратовская губерния считалась зажиточной и богатой. В Саратове проживало 150 тысяч жителей, имелась развитая промышленность — в городе насчитывалось 150 заводов и фабрик, 11 банков, 16 тысяч домов, почти 3 тысячи магазинов и лавок. Кроме этого, в состав Саратовской губернии входили крупные города Царицын (ныне Волгоград) и Камышин, несколько линий Рязано-Уральской железной дороги.

              Начало  русско-японской войны Столыпин воспринял  критично. После поражения в войне  с Японией Российскую империю  захлестнули революционные события. При наведении порядка Столыпин проявлял редкое мужество и бесстрашие, что отмечают все свидетели того времени. Он безоружным и без какой-либо охраны входил в центр бушевавших толп. Спокойный и строгий вид губернатора так действовал на народ, что страсти сами собой утихали.

              Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась. Действия молодого губернатора были замечены Николаем II, который дважды выразил ему личную благодарность за проявленное усердие.

              Во  второй половине апреля 1906 г. Столыпина вызвали в Царское Село телеграммой за подписью императора. Встретив его, Николай II сказал, что пристально следил за действиями в Саратове и, считая их исключительно выдающимися, назначает его министром внутренних дел.

          • 2.5 Министр внутренних дел

                Министр внутренних дел являлся первым среди  других министров Российской империи  по своей роли и масштабу деятельности. В его ведении были:

          • управление делами почты и телеграфа
          • государственная полиция
          • тюрьмы, ссылка
          • губернские и уездные администрации
          • взаимодействие с земствами
          • продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае)
          • пожарная часть
          • страхование
          • медицина
          • ветеринария
          • местные суды и др.

                После занятия поста премьер-министра Столыпин совмещал оба поста, оставаясь министром внутренних дел до конца своей жизни.

                Начало  его работы на новом посту совпало  с началом работы I Государственной думы, которая была в основном представлена левыми, с самого начала своей работы взявшими курс на конфронтацию с властью. Столыпин изначально дал понять, что «надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России».

            • 2.6 Премьер-министр

                  8 (21) июля 1906 года Первая Государственная дума была распущена императором. Столыпин заменил И. Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров с сохранением должности министра внутренних дел.

                  Сразу же после назначения Столыпин начал  переговоры о приглашении в новый  кабинет популярных парламентских  и общественных деятелей, принадлежавших к Конституционно-демократической партии и «Союзу 17 октября». Министерские посты первоначально предлагались Н. Д. Шипову, кн. Г. Е. Львову, гр. П. А. Гейдену, Н. Н. Львову, А. И. Гучкову; в ходе дальнейших переговоров также рассматривались кандидатуры А. Ф. Кони и кн. Е. Н. Трубецкого. Общественные деятели, уверенные, что будущая II Дума сможет принудить правительства к созданию ответственного перед Думой кабинета, имели мало заинтересованности в деятельности в качестве коронных министров в смешанном общественно-чиновничьем кабинете; возможность вхождения в правительство они обставляли такими условиями, которые заведомо не могли быть приняты Столыпиным. К концу июля переговоры полностью провалились. Поскольку это была уже третья неудачная попытка привлечения общественных деятелей в правительство (первая попытка была сделана гр. С. Ю. Витте в октябре 1905 года, сразу после издания Октябрьского манифеста, вторая — самим Столыпиным в июне 1906 года, перед роспуском I Думы), Столыпин в результате полностью разочаровался в идее общественного кабинета и в дальнейшем возглавлял правительство чисто бюрократического состава.

                  При вступлении в должность премьер-министра Столыпин настоял на отставке главноуправляющего землеустройством и земледелием А. С. Стишинского и обер-прокурора Святейшего Синода кн. А. А. Ширинского-Шихматова, при сохранении всего остального состава предшествующего кабинета И. Л. Горемыкина.

                  На  посту премьер-министра Столыпин действовал весьма энергично. Его запомнили  как блестящего оратора, многие фразы  из речей которого стали крылатыми, человека, справившегося с революцией, реформатора, бесстрашного человека, на которого было совершено несколько покушений. На должности премьер-министра Столыпин оставался вплоть до своей смерти, последовавшей вследствие покушения в сентябре 1911 года. [1] 
             
             
             
             

            3. Реформы Столыпина

                  Столыпин  прекрасно осознавал масштабность переживаемой Россией в начале XX в. трансформации и давал ей адекватные определения: "эпоха перемен", "великий перелом", "перестройка  и брожение", "период перестройки", "великий исторический перелом", "время переустройства всех государственных законодательных устоев" и т. д. [4]

                  Понимая всю сложность ситуации, сложившейся  в условиях системного кризиса в  стране, Столыпин предлагал решить в рамках переходного периода две взаимосвязанные проблемы. Первая (так называемая отрицательная задача) состояла в оперативном прекращении революции. Вторая (так называемая положительная задача) сводилась к проведению системных реформ, позволявших, в конечном счете, создать динамично развивающуюся Россию. Как известно, с отрицательной задачей Столыпин справился и фактически обеспечил России 12-летнюю паузу между революцией 1905 г. и революциями 1917 г.

                  Решая положительную задачу, Столыпин считал важнейшим фактором российский исторический опыт формирования и функционирования государственности, социо-культурные традиции русского народа. Красной нитью через все сохранившиеся столыпинские тексты проходит мысль о необходимости идти "своим, русским, национальным путем" как при разработке исходного замысла преобразований, так и во всей технологической "цепочке" их реализации.

                  Руководящая идея Столыпина состояла в том, что  реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности  России. При этом такое укрепление должно было осуществляться на основе "исторического ядра" государственности - русского народа и православия.[4]

                  Реформы Столыпина затрагивали все ключевые сферы жизни страны, были системным  реформами. Можно выделить следующие основные направления преобразовательной политики столыпинского правительства:  
            •    права и свободы граждан;

            • формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти;

            •    реформирование судопроизводства;

            •    реформа местного управления и самоуправления;

            •    земельная реформа;

            •    экономика, финансы и инфраструктура;

            •    социальная политика;

            • образование, наука и культура;

            • военная реформа;

            • противодействие терроризму.

            3.1 Права и свободы  граждан

                  К началу XX века российское общество в значительной степени оставалось традиционным, а государственность - архаичной. Россия нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему развитию страны. Для этого следовало уравнять в правах подданных империи. В Российской империи даже после цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным.

                  Цель  столыпинской России заключалась в  том, чтобы, сохранив уникальность своей  культуры и вековых традиций, сохранить  страну и не проиграть в мировой  конкурентной борьбе.

                  Для этого следовало установить в  стране правовой порядок, разбудить творческие силы народа, дать людям возможность свободно жить и трудиться.

                  Основную  задачу Столыпин сформулировал уже  в августе 1906 г. в правительственном  сообщении: «создать вновь устойчивый порядок, ведущийся на законности и  разумно понятой истинной свободе». Законность и свобода - это и есть основы правового государства и гражданского общества.

                  Столыпин  отчетливо понимал, что «без граждан  правовое государство немыслимо»[4]. Правительство активно работало в направлении выравнивания прав русских подданных, создавая возможности для нормальной общественной жизни. Ключевое значение в этом плане имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который самым непосредственным образом касался судеб многомиллионного сельского населения.  Указ 5 октября 1906 г., с одной стороны, как раз и ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы).

                  Согласно  Указу, крестьяне могли без согласия общины и иных инстанций поступать в высшие учебные заведения, на гражданскую и духовную службу, оставаясь при желании в составе общины; окончательно отменялись подушная подать и круговая порука, ограничения, относящиеся к предпринимательской деятельности; земские гласные от сельских обществ избирались непосредственно крестьянами, а не утверждались губернатором из числа предложенных кандидатов.

                  Столыпинский  проект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции» продолжил серию законопроектов, изданных еще до Столыпина и направленных на обеспечение основных гражданских прав. Столыпин охарактеризовал меры, предусмотренные в данном законопроекте, как «обычные для всех правовых государств».  
             Согласно проекту, никто не мог быть наказан иначе, «как в порядке, законом определенном»; никто не мог быть судим «иначе, как тем судом, которому по закону подведомственно вменяемое в вину деяние», никто не мог быть задержан или заключен под стражу либо подвергнут личному обыску «иначе, как в случаях, законом определенных, и при том лишь по предъявлении письменного на то требования, от подлежащей судебной власти исходящего».

                  Одновременно  в проекте фиксировались правовые функции полицейских, следственных и судебных органов, которые имели право действовать исключительно в рамках закона. Лица, задержанные полицией без санкции судебной власти, должны были быть в течение 24 часов «или освобождены, или же препровождены к судье либо судебному следователю», который «незамедленно и, во всяком случае, не позднее 24 часов опрашивает задержанного и отдает письменный приказ или о дальнейшем содержании его под стражей, или об освобождении».

                  В проекте содержались статьи, согласно которым «никто не может быть ограничиваем в избрании места пребывания или передвижения с одного места на другое, за исключением случаев, особо в законе указанных», и «вход в жилище без согласия его хозяина допускается не иначе, как по призыву из сего жилища или для оказания помощи при несчастных случаях, или же во исполнение должностным лицом возложенных на него законом обязанностей». Полиция могла производить «осмотры, обыски и выемки без постановления о том судебной власти лишь в тех случаях, когда ею застигнуто совершающееся или только совершившееся преступное деяние, а также когда до прибытия на место происшествия представителя судебной власти следы преступления могли бы изгладиться». В проекте говорилось о нерушимости тайны почтовых, телеграфных и телефонных сношений. Отступления от этого правила допускались лишь «в целях раскрытия преступных деяний».

                  Как видим, разрабатывая данный проект, Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные  задачи: во-первых, личность, получив  права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в  духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом. 
            Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России.

                  Так, в законопроекте «Об изменении  законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое» проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной веры в другую практически устранялись. В период министерства П.А. Столыпина были заметно расширены права старообрядческих и сектантских общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам православного исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т. ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. А 22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра.

                  В условиях переходного периода огромное значение приобрела проблема налаживания  оптимального сотрудничества между исполнительной и представительной ветвями власти. П.А. Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося значения. Столыпин неоднократно подчеркивал, что Дума является важнейшим фактором «воссоздания государственных устоев порядка», что обеим ветвям власти важно найти «тот язык, который был бы одинаково нам понятен».

                  Таким «языком», по его мнению, должно было стать сходное понимание правительством и «молодым народным представительством» общенациональных и общегосударственных задач. Обе ветви власти в рамках Основных законов, четко определивших круг их прав, функций и компетенции, нацеливались на совместное проведение в жизнь «обдуманных и твердых новых начал государственного строя», что, в конечном счете, и должно было привести «к успокоению и возрождению нашей великой страны».

                  К сожалению, в силу целого комплекса  объективных и субъективных обстоятельств исполнительная и представительная ветви власти так и не могли найти «общего языка». I и II Дума демонстративно отказалась от сотрудничества с правительством. Столыпину в результате дважды пришлось принять участие в роспуске Думы и согласиться на весьма непопулярную в обществе меру - изменение в одностороннем порядке избирательного закона.

                  По  замыслу Столыпина, изменение избирательной  системы должно было обеспечить решение  двух взаимосвязанных задач: во-первых, избрать работоспособную Думу и, во-вторых, сформировать в ней большинство, готовое к конструктивной работе с правительством в деле реализации программы системных реформ. Для осуществления поставленных задач Столыпиным были приняты достаточно эффективные меры: задействованы административные и финансовые ресурсы, налажено идеологическое и информационное обеспечение избирательной кампании. В результате III Дума по своему партийно-фракционному составу, в общем и целом, «вписалась» в контекст обновленной дуалистической политической системы.

                  Благодаря избирательному закону 3 июня 1907 г., III Государственная дума аккумулировала наиболее конструктивно мыслящие общественные силы страны, склонные к тесному сотрудничеству с властью во имя решения насущных политических, социальных и экономических проблем. 
             Можно констатировать, что Столыпин стал первым реальным политиком, который завершил процесс формирования «национального типа политической системы», соответствующей идее Манифеста 17 октября 1905 г. и новой редакции Основных законов 1906 г.

                  В рамках политической системы 3 июня 1907 г. сложились более или менее приемлемые взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти.

                  Опыт  взаимодействия представительной и  исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. Реформы были результатом мучительного поиска компромиссов между властью и обществом. 
             В Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное устройство страны. Этот принцип должен был осуществляться через систему выборного начала, начиная от низовых ячеек и структур (земельные, сельские общества и товарищества, сходы, советы, больничные кассы, профсоюзы, местное самоуправление) и вплоть до высших законодательных институтов - Государственной Думы.

                  Получая гражданские права и свободы, «становящаяся личность» непосредственно  приобщалась к процессу выработки  и принятия решений на всех уровнях. Реализация столыпинских проектов о  правах и свободах граждан, безусловно, способствовала формированию в России нового типа личности - свободной, творчески активной, целеустремленной в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамизм экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности и политической стабильности.

             
            3.2 Реформирование судопроизводства

                  Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы  государством. Прекрасно осознавая, что декларирование прав и свобод личности само по себе важно, но явно недостаточно, Столыпин считал необходимым реализовать всеобъемлющую судебную реформу. Этим создавалось единое правовое пространство в масштабах всей России. Реформа предусматривала унификацию законодательства, пересмотр устаревших правовых норм, замену их новыми, более соответствующими тем материальным, социальным отношениям, которые формировались в ходе преобразований. Она была важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина.

                  Законопроект «О преобразовании местного суда» должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях.

                  Одновременно  государство отказывалось от «обломков» сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянство. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

                  Реформа предполагала повышение образовательного и профессионального ценза мировых  судей, их тесную связь с территорией, на которую распространялась юрисдикция местного суда (проживание в данной местности не менее года), материальную обеспеченность и независимость (владение землей или другим имуществом). Мировые судьи избирались сроком на три года земскими собраниями и городскими думами. Причем должность мирового судьи не могла быть совместима с другой должностью по государственной или общественной службе, за исключением только почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях, а также звания гласного земских собраний и городских дум.

                  В законе была четко прописана компетенция  мирового судьи, круг рассматриваемых  им гражданских дел (имущественные  дела, о найме, аренде, наследстве и  т. д., не превышающие сумму в 1 тыс. руб.), уголовных дел (выговоры, денежные взыскания на сумму не свыше 1 тыс. руб.; арест на 15 суток и заключение в тюрьму без права лишения состояния и преимуществ). Согласно закону, граждане, обратившиеся в мировой суд, могли воспользоваться услугами высококвалифицированных адвокатов, а в случае необходимости им представлялись и услуги переводчика.  
             Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др.

                  Реформа местного суда имела огромное значение, поскольку имела целью обеспечить действительное равенство всех перед законом, независимо от сословной принадлежности.

            3.3 Местное управление  и самоуправление

                  Правительство П.А. Столыпина одной из главных  своих задач считало упорядочение устройства жизни в деревне. На это  были направлены аграрная реформа и реформа местного управления.

                  Только  крестьянская община являлась в деревне  некоей целостной единицей, субъектом  и объектом управления. В то же время, в связи с естественным ходом  жизни и проведением аграрной реформы в деревне появлялось все больше людей и участков, не входивших в общину. К таковым относились и помещики, и вышедшие из общины зажиточные крестьяне. П.А. Столыпин считал, что и те, и другие, независимо от сословной принадлежности, должны обладать равными правами в самоуправлении.   
             Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу «Положение о поселковом управлении» и «Положение о волостном управлении». Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. В устройство поселка вносилось принципиальное новшество - он не должен был более основываться на общине. Поселок виделся Столыпину как «бессословная самоуправляющаяся единица» с открытым доступом в нее всем лицам, «заинтересованным в благоустройстве поселка с привлечением сих лиц и к несению соответствующих податных тягостей». В состав поселка как такой единицы должны были войти все лица и учреждения, владеющие на его территории недвижимостью или содержащие в черте усадебной оседлости села торговые, промышленные или ремесленные заведения.

                  Наиболее  ожесточенное сопротивление помещиков  встретила предложенная Столыпиным реформа уездного управления. Смысл  необходимых изменений сводился к установлению исполнительной вертикали от министра до руководителя уездных государственных органов.

                  Вплоть  до начала ХХ в. государственная власть заканчивалась в губернии; властные функции в уезде исполняли  предводители дворянства, т.е. важную для  всего населения должность занимал представитель одного сословия. Поместные землевладельцы, из которых избирались предводители, к началу ХХ в. уже в значительной мере оскудели землей, процесс этот продолжался, и они с ним мирились как с неизбежностью. Тем более ожесточенное сопротивление встречали попытки лишить их «последнего» - власти на местах, пусть даже зачастую формальной. В коллективном понимании происходившего помещиками - противниками реформы сакральный смысл вопроса смешивался с его материальной составляющей. Служилый класс, который основал государство и являлся его опорой, вдруг оказался государству не нужен, и это было оскорбительно.  
             Таким органом должно было стать «лицо, обладающее распорядительной властью и уполномоченное давать общее направление делам». Четкая и управляемая структура, встроенность уездного управления в вертикаль, давала правительству возможность эффективно бороться с революционным движением. Правительственная власть, по Столыпину, должна была обрести своего представителя на уровне уезда. Учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

                  Вместе  с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должности земского начальника, который, обладая властными  полномочиями, также представлял  узкосословные интересы. Вместо него предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления.  
              Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.  
             П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать «своей» для общества.

            3.4 Земельная реформа.

                  Одна  из ключевых проблем российской истории  начала XX века - неэффективность крестьянского  хозяйства, сдавливаемого архаичными нормами общинного уклада жизни. Российское крестьянство, составлявшее порядка 80 % населения страны, получило в 1861 г. личную свободу, однако оставалось связанным множеством ограничений. 
            Основные из них были обусловлены существованием общины. Столыпин высказывался об этой институции крайне жестко. Столыпин прямо связывал аграрные преобразования и создание гражданского общества, это был своего рода инструмент для создания оного.

                  На  это же были направлены и другие важнейшие реформы: самоуправления, образования, социального страхования и др. Крестьянство намного превосходило по численности все прочие группы населения, поэтому именно работе с ним Столыпин уделял повышенное внимание. 
            Решение аграрного вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буквой.  Отсюда вытекала главная стратегическая задача - снять ограничения, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает.

                  Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянин получил  право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Указ ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда». Считая чувство личной собственности природным свойством человека, Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянской стране станет, с одной стороны, основным источником формирования среднего класса, а с другой - прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.

                  Будучи  полноценным владельцем своего земельного участка, крестьянин мог брать ссуды  в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда. Горизонты планирования у столыпинского правительства были весьма широки. Кредитование крестьянства под 4,5% годовых на срок свыше 50 лет давало возможность домохозяевам существенно улучшить жилищные условия своей семьи, «растянув» выплаты по займу на 2-3 поколения.

                  Простое изменение правового статуса  крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный надел был  разделен на множество полос, между  которыми пролегали значительные расстояния. Это заметно затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб или хутор (если бы от общины обособлялся не только земельный надел, но и усадьба с хозяйственными постройками). Столыпин не просто объявил аграрную реформу и обеспечил ее законодательно, он предусмотрел создание мощного инструмента реализации своих планов.

                    В целях «выяснения на местах  земельных нужд крестьянского  населения и содействия к расширению и улучшению его землевладения» в деревню были направлены хорошо подготовленные специалисты, которые должны были воплотить в жизнь столыпинские идеи землеустройства.

                  Одно  из принципиальных направлений аграрной реформы - переселенческая политика. Правительство было вынуждено решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавало в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

                  Анализируя  опыт переселенческой политики, правительство пришло к выводу о необходимости отказаться от практики повсеместной даровой раздачи земли, сохранив при этом дифференцированный подход к переселенцам. Даровая раздача земли переселенцам ограничивалась труднодоступными в хозяйственном отношении местностями. В остальных же районах вводилась продажа земли по заранее определяемой шкале расценок. С одной стороны, правительство вводило меры, облегчающие ходачество (бесплатная перевозка переселенцев и ходоков, упрощение порядка предоставления ходокам особых свидетельств), а с другой - в целях ускорения мобилизации и оборота земельного фонда принимало меры по ограничению срока сохранения переселенческих участков за ходоками, самовольно покинувшими места заселения.

            3.5 Экономика, финансы,  инфраструктура

                  Гражданская свобода не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому  одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической  активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для предпринимателей разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей широкий простор для бюрократического произвола.

                  Вместо  нее вводился явочный принцип  организации акционерных обществ. Государство также пошло на реформирование нормативной базы для совершенствования финансово-кредитной системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита.

                  Предполагалось  провести серьезные преобразования и в области налоговой системы. Во-первых, планировалось упорядочить  налоги, на что и было направлено «Положение о поземельном и промысловом  налогах». Во-вторых, налоговая система  должна была стать социально ориентированной, что бы способствовало поддержанию внутреннего мира в России. Для этого правительство предлагало ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Причем, подразумевался индивидуальный подход при назначении суммы налогов. Устанавливалась целая система льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов могла заметно снижаться. Из налогооблагаемой базы исключались наследства, дарственные получения, страховые вознаграждения, выигрыши по процентным бумагам, суммы, направленные на богоугодные, благотворительные и просветительные цели.

                  Обложению не подлежали император, наследник  престола и члены их семей. Важно, что подоходный налог не распространялся  исключительно на физических лиц, им облагались определенные учреждения, общества, компании, товарищества, артели и общественные собрания. Таким образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятия остроты конфликтов между различными общественными группами.

                  В конце XIX - начале ХХ вв. в России началось интенсивное освоение месторождений полезных ископаемых. Столыпин понимал, какие преимущества это дает в мировой конкурентной экономической борьбе. При нем был открыт широкий доступ крупному частному капиталу к разработке угольных и нефтяных месторождений, к добыче золота и платины, к освоению новых территорий в Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.

                  Правительство сознавало необходимость разработки правил допуска частного капитала к  разработке нефтяных месторождений. Основными  условиями были стабильная добыча нефти  и доступные цены на нефтепродукты. Важнейшее значение для справедливого  распределения природной ренты имело то, что арендатор был обязан уплачивать в казну разницу между стоимостью обязательного для добычи количества нефти по рыночной цене и стоимостью ее по условной цене. Последняя и являлась предметом торга при предоставлении участка в аренду, т.е. возможность работать с месторождением получала компания, обязавшаяся больше платить государству.

                  Рыночная  цена фиксировалась специальным  государственным органом. Причитающуюся  казне долю арендатор должен был  заплатить в расчете на те периоды, когда рыночная цена превышала условную, и в объемах, соответствующих обязательной добыче. Иных последствий несоблюдение арендатором требования об обязательной добыче не несло. Нефть, добытая сверх нормы, подлежала оплате долевыми отчислениями натурой или деньгами по рыночной цене.

                  При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры. Государство  несло большие финансовые расходы  на строительство новых, стратегически  значимых железнодорожных магистралей: второй путь Сибирской магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. Кроме того, в годы премьерства П.А. Столыпина активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации.  
             В экономической сфере правительство П.А. Столыпина одновременно решало две задачи. С одной стороны, оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства. С другой, оно заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Оно определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.

            3.6 Социальная политика

                  На  рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив стал одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина. 
            Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих. До Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесен ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Несправедливость и неэффективность этой системы Столыпин понял задолго до того, как оказался на вершине власти. Будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он выступал против введения административных барьеров для рабочих, желающих эмигрировать.

                  Столыпин  был одним из первых, кто поставил вопрос о страховании рабочих. Когда  Столыпин возглавил правительство, то впервые в России была разработана и начала внедряться система социального страхования.

                  Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных  работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. Рабочий день ограничивался 12 часами, причем в тех случаях, когда он превышал 8 часов, устанавливался перерыв для приема пищи общей продолжительностью не менее двух часов в день.

                  В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты «Об обеспечении  рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений). 
             При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.  
             Также правительство Столыпина своими социальными мероприятиями стремилось поддерживать Православную церковь, прежде всего в лице ее служителей низового звена - городского и сельского приходского духовенства, чтобы на фоне коренных преобразований экономического и социального уклада обеспечить в широких слоях населения устойчивость нравственно-этических традиций.

                  Разрабатывая  принципы новой социальной политики, правительство Столыпина пошло  на инновационный шаг: «увязало» проблему повышения материального уровня чиновников и служащих с результативностью проводимых реформ. Весьма характерен в этом отношении проект увеличения содержания чинам судебного ведомства.

                  Цель  социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на «разных языках».

                  Реформы были тесно увязаны с развитием  личности, с преобразованиями экономики  и государственного управления, более  того, они были направлены на синхронизацию  этих процессов. Столыпин старался соблюсти баланс между укреплением предприятий, повышением производительности труда и защищенностью рабочих. Основанием всего социального законодательства было четкое определение прав субъектов, возникавших вместе с обязанностями.

            3.7 Образование, наука и культура

                  Системная модернизация без приобщения большинства  населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений  реформ П.А. Столыпина - расширение и  совершенствование системы образования. Столыпин хорошо сознавал тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения.  Возглавив правительство, Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчеркивалась мысль о необходимости именно «законченного круга знаний» на каждой ступени образовательного цикла.

                  Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением.

                  Широкомасштабные  проекты в области народного  просвещения требовали новых  кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу.  
             Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. 
            Столыпин полагал, что правильно поставленное образование должно оградить высшую школу, студенчество от увлечения разрушительными идеями.   
             При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в «связке» с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное «Положение об охране древностей»; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

                  Правительство создавало благоприятную среду  для дальнейшего поступательного  развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан  России. По сути дела, так реализовывалось  право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

            3.8 Военная реформа

                  Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость  скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось «вписать» отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

                  Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так  и на переоснащение армии. При  прокладке новых железнодорожных  путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

                  Столыпин  являлся категорическим противником  силовых методов разрешения внешнеполитических конфликтов. Вместе с тем Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. По инициативе Государственной Думы межведомственной комиссией, образованной при Военном министерстве, была произведена переработка устава о воинской повинности. В нем четко прописывались льготы по отбыванию воинской повинности для различных категорий призывников, круг функций и компетенций призывных комиссий и система обжалования их решений, определение срока службы и родов войск, меры ответственности призывника от уклонения от призыва в армию и т. д.

                  В частности, от воинской повинности освобождались 7 категорий граждан, в первую очередь  духовенство и ученые. Отсрочки предоставлялись  по имущественному положению, для окончания образования, вследствие нахождения на службе по договору на судах торгового флота и по семейному положению. Вместе с тем, отправлялись служить не все, подлежащие призыву; производился набор заранее планируемого количества солдат. Поскольку это количество было заведомо меньше круга лиц, которых можно было призвать, устанавливалась детально прописанная процедура жеребьевки.

                  Говоря  о действиях, предпринятых Столыпиным по обеспечению обороны государства, мы не можем обойти вниманием вопрос о флоте. Россия после Цусимы оказалась на море практически безоружна, и нашлось много желающих заявить, что флот стране не нужен - его создание и развитие требует весьма значительных ассигнований, а потерять его можно мгновенно.

                  Выступая  в Государственной Думе, Столыпин призвал слушателей «забыть ту жгучую боль, которую испытывает каждый русский, когда касается вопроса о русском флоте», и понять, что «только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках море, который может его отстоять». В Главном морском штабе были разработаны так называемые большая и малая судостроительные программы. В установленных ими рамках была предусмотрена постройка четырех линейных кораблей с турбинными механизмами, что являлось новой ступенью в техническом развитии российского флота.

                  Несмотря  на то, что сильная, укомплектованная по понятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и  мощнейшим социальным фактором. Говоря о флоте, Столыпин напоминал, что  в действительности речь идет о живых людях, связавших с морем свою судьбу. Предложенные Столыпиным меры позволяли достичь большей справедливости при наборе в армию, уменьшить произвол государственных органов, комплектовать войска, не сдавая при этом позиции в других отраслях экономики.

                  П.А. Столыпин был принципиальным противником  втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной  экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой  нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

            3.8 Противодействие  терроризму

                  В годы Первой русской революции правительство  в значительной мере утратило контроль за правопорядком в стране. Россию захлестнул вал революционного террора, жертвами которого пало более 18 000 человек.

                  Дабы  обеспечить безопасность населения, власть была вынуждена пойти на беспрецедентно жесткие меры. 19 августа 1906 г. по инициативе Николая II были учреждены военно-полевые суды, которые рассматривали дела в ускоренном порядке - за 48 часов; приговор же должен был приводиться в исполнение через 24 часа после его вынесения. В сфере компетенции военно-полевого суда находились те случаи, когда виновный был пойман с поличным и его действия были направлены против представителя власти. В работе этих судов не принимали участие ни прокуроры, ни адвокаты, ни свидетели обвинения. В апреле 1907 г. военно-полевые суды были упразднены. За восемь месяцев их существования было казнено 683 человека. При этом в губерниях, находившихся на чрезвычайной или усиленной охране, продолжали действовать военно-окружные суды, предполагавшие упрощенное судопроизводство. Всего в России по решениям военно-полевых и военно-окружных судов в 1906-1911 гг. было казнено около 2,8 тыс. чел.

                  Эти меры оценивались П.А. Столыпиным как  чрезвычайные, необходимые для спасения государственности. Столыпин глубоко переживал необходимость принятия исключительных мер. Их целесообразность и вынужденный характер он неоднократно обосновывал в своих выступлениях, постоянно подчеркивая: революционные беспорядки - это болезнь государства; чтобы его вылечить необходимо решительно уничтожить очаг заболевания, иначе больной стране грозит гибель, т.е. Распад.

                  Характерно  высказывание Столыпина о том, что  в экстремальной ситуации, ведущей  к хаосу и непосредственно  к распаду государства, исполнительная власть не только может, но и обязана использовать все меры, в том числе внеправового характера, чтобы сохранить единство и неделимость страны. Однако, считал он, такого рода «временные меры» не должны «приобретать постоянного характера», ибо когда «они становятся длительными, то теряют свою силу, а затем могут отразиться на самом народе, нравы которого должны воспитываться законом». Он также считал важным установить жесткие правовые рамки использования исключительных полномочий местной администрацией, чтобы уберечь населения от возможного произвола и злоупотребления властью.

                  Правительством  был подготовлен «Проект исключительного  положения», прописывавший четкие критерии, согласно которым та или иная губерния объявлялась в чрезвычайном положении. Кроме того, в документе был сделан акцент на предупредительных, а не репрессивных мерах властей. Предполагалось реформировать органы правопорядка. Так, был разработан Устав полицейский, который определял процедуру полицейского контроля, что должно было обезопасить гражданина от незаконных посягательств на неприкосновенность его личности. Правительство также стремилось к установлению ответственности бюрократических учреждений, если их решения неоправданно ущемляли интересы населения.

                  За  годы премьерства П.А. Столыпина масштабы революционного террора заметно уменьшились. Напрягая всю свою волю, пренебрегая грозящей лично ему каждодневной опасностью быть убитым террористами, Столыпин, по мере возможности совершенствуя и концентрируя усилия своего силового ведомства, все же успешно решил проблему, которую Николай II поставил перед его назначением на пост министра внутренних дел. Ему удалось подавить основные очаги революции, уничтожить террористические и экспроприаторские группы.

                  Отчасти это было связано с репрессивной политикой. Однако в большей степени это было предопределено системностью подхода и планомерностью политики правительства. Власть искала диалог с обществом, решала наиболее острые проблемы социального бытия России - и тем самым подрывала социальную базу революции и лишала террор какого-либо оправдания в глазах общественности. 
             
             
             
             
             

            4. Выводы 

                  Вопреки всем трудностям, возникшим на пути столыпинских реформ в 1906-1911 гг., Россия сделала качественный скачок в своем  развитии. Буквально во всех сферах жизни - материальной, культурной и духовной - стали просматриваться контуры нового облика страны, которая с каждым новым годом набирала темпы роста, крепла и преображалась. Проблема реформ - одна из острейших проблем российской истории. Они способствовали мобилизации огромных людских, материальных ресурсов, влекли за собой значительные издержки, даже людские потери и тем не менее не решали ключевую стоящую перед ними задачу: не способствовали выходу России на качественно новый уровень развития, когда в центре всей социально-политической системы оказывался человек.

                  Реформаторы России зачастую оказывались заложниками  собственных преобразований, которые  плодили конфликты и социальные противоречия. Ведь всякий раз изменению  подлежала не вся система политических, правовых отношений, а лишь некоторые из ее элементов. Уникальность П.А. Столыпина как реформатора как раз и заключается в том, что он впервые в отечественной истории предложил программу системного реформирования России, которая позволила бы стране выйти из этого заколдованного круга и решить проблему конкурентоспособности России на международной арене.

                  Анализируя  и сопоставляя плюсы и определенные минусы столыпинских реформ, следует  сказать, что их позитивные итоги  многократно превосходили имевшиеся при их реализации издержки. Столыпин не просто обозначил контуры «новостроящейся» России, но и заложил прочный фундамент для качественных изменений.

                  К сожалению, в России не нашлось второго  Столыпина - последователя и продолжателя деяний первого.

            1. Список литературы

            1. Программа реформ П.А. Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002 ( Библиотека Хронос http://www.hrono.info/libris/stolypin/index.php)

            2. Программа  реформ П.А. Столыпина. Том 2. Документы и материалы. М.: «Российская  политическая энциклопедия», 2002. (Библиотека  Хронос http://www.hrono.info/libris/stolypin/index.php)

            3. Письмо  Николаю II от 13. 08.1906 года (Библиотека Хронос http://www.hrono.info/libris/stolypin/19060813st.html) [3]

            4. П.А.  Столыпин: личность и реформы. К.И. Могилевский, К.А. Соловьев. М.: «Русское экономическое обозрение», март 2011[2]

            5. Базовые  компоненты столыпинской программы  модернизации России.  К.И. Могилевский. М.: «Русское экономическое обозрение», март 2011[4]

            6. «Википедия»  ( http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%EE%EB%FB%EF%E8%ED,_%CF%B8%F2%F0_%C0%F0%EA%E0%E4%FC%E5%E2%E8%F7) [1]

Информация о работе П.А. Столыпин и его рефрмы