Ответы по истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:16, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 37 вопросов.

Работа содержит 1 файл

История.rtf

— 906.47 Кб (Скачать)

Городской класс. Петр старался поднять социальный уровень торгово-промышленного класса. Петр хотел также, чтобы русские ремесленники по образцу западноевропейских организовались в цехи. Цеховая организация не должна была носить принудительный характер. Попытка Петра насадить в России городское самоуправление и цеховой строй не увенчались успехом.  
 

  38. СССР после ВОВ. Усиление тоталитаризма в 1945-53г.г. 

  Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. В августе 45г. правительство дало поручение госплану ( Вознесенский) подготовить проект 4-й пятилетки. Были высказаны предложения о некотором смягчении нажима на экономику. В 46г. был подготовлен проект новой конституции, в котором с признанием приоритета гос. собственности, допускалось существование мелких частных хозяйств. Однако Сталин решил продолжить курс, взятый перед войной, на завершение строительства социализма и построение коммунизма.

  Восстановление промышленности происходило в очень тяжелых условиях: постоянная нехватка продуктов, тяжелые условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности. После денежной реформы 47г. средняя заработная плата составляла около 500 рублей. Однако некоторые ограничения военного времени были сняты: восстановлен 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены пренудительные сверхурочные работы. Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы. Компенсировать эти издержки предстояло увеличением  перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета, но не были приняты меры для закрепления этих новшеств. Административно-командной системе было выголно достижение высоких результатов без дополнительных вложений. Преимущество   отдавалось машиностроению, металлорургии, топлевной и энергнтической промышленностям.  Легкая и пищевая промышленности  финансировались по остаточному принципу.  Всего за годы 4-й пятилетки было восстановлено 6200 крупных предприятий. Главным творцом этих успехов стал советский народ.  Значительную помощь оказали полученные из Германии репарации.  Весьма эффективным был труд почти 9млн. заключенных.

  Еще более ослабленным вышло из войны с/х страны. Его положение ещё более ухудшела засуха 46г., вызвавшая сильный голод.  Неэквивалентный товарообмен деревни сгородом продолжался и после этого. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Были значительно повышаны налоги с доходов от продаж на рынке. Рыночная торговля разрешалась крестьянам, колхозы которых выполнили гос. поставки. Денежная реформа 47г. больнее всего ударила по крестьянсву, хранившему свои сбережения дома. К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена было рекомендовано развивать бригадную форму работы, последовшая за этим  укрупнение колхозов привело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов. Таким образом, возврат  СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в после военный период.

  В эти годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий. Система ГУЛАГа достигла своего апогея. Один из первых ударов пришелся по военнопленным. В 48г. были созданы лагеря “спецрежима” для осужденных за антисоветскую деятельность. Политические заключенные в ряде лагерей поднимали восстания, которые проходили под политическими лозунгами (в Печере 48г., Салехард 50г.). На ряду с политзаключенными  в лагерях оказалось немало труженников, которые не выполняли существовавшие нормы. Репрессии затронули и часть партийных деятелей. В 48г. были арестованы почти все лидеры ленинградской парторганизации (около 2000 чел.). Последним стало дело врачей (53г.), которые обвинялись в неправильном лечении высшего руководства. Всего жертвами репрессий стало около 6,5млн. чел. Репрессии остановились лишь после смерти Сталина. 

  39. Политика дестанализации. ХХ съезд КПСС. Освобождение и реабилитация полит. заключенных. 

  Со смертью Сталина (5.03.53) закончилась эпоха в жизни страны, которая развивалась и крепла, опираясь на аппарат и репрессивные органы. Началась компания по осуждению культа личности. Еще до ХХ съезда КПСС руководство предприняло шаги по разоблачению преступлений сталинского периода. К марту 53г. в тюрьмах и лагерях назодилось 10млн. чел. Амнистия 27.03.53 освободила 1,2млн. Было прекращено сфабрикованное дело врачей, 54г. реабилитированы жертвы ленинградского дела, в 55г.  - Еврейского антифашистского комитета, освобождены арестованные после войны военноначальники. В результате из тюрем и лагерей вышло десятки тыс. чел. В основе работы по реабилитации лежал трезвый политический расчет. По мнению Хрущева, критика сталинских преступлений д.б. исходить от высшего партийного руководства. Именно это объясняетвыступление Хрущева с докладом на закрытом заседании ХХ съезда КПСС (02.56). В нем приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима. Доклад не был опубликован. Критика культа личности Сталина должна была иметь определенные рамки: несмотря на все принесенное зло, культ личности не изменил природу социализма и не увел общество в сторону от пути к коммунизму. Тем самым был снят вопрос о политической ответственности за  многочисленные жертвы со сподвижников Сталина.  ХХ съезд положил начало широкой массовой реабилитации миллионов простых людей. Курс на демократизацию жизни общества получил дальнейшее оазвитие после ХХ съезда. Были расширены права союзных республик в эконом. и правовой  сферах. В 57г. принято постановление ЦК КПСС об улучшении деятельности советов, усилении их связи с массами. Также были расширены права первичных провсоюзных организации, сокращен штатный аппарат. Аналогичные процессы происходили в Комсомоле и самой партии. В новый устав КПСС были внесены положения: о возможности проведения внутрипартийных дискуссий, о расширении прав местных парт. органов, о недопустимости подмены гос. органов парт. организациями, о выдвижении руководящих кадров на основе их деловых качеств.  Тем не менее, они не затрагивали основы и принципы сущ-ия КПСС.  В результате  многочисленных преобразований 50-60г. тоталитарный полит.режим лишь дал трещину и продолжал свое сущ-ие в слегка подретушированном виде. 

  41. Внешняя политика СССР в 50-60г. 

  После смерти  Сталина стали просматриваться две линии в руководстве внешней политикой страны.  Министр иностранных дел  Молотов, считая, что перерыв в холодной войне нужен, предлагал сохранить жесткое противостояние двух стран.  Он отрицал идею мирного сосуществования гос-в с разным полит. строем. Иначе оценивал ситуацию Председатель Совета Министров Маленков, считавший, что после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР, выступал за мирное сосуществование, считая его просто необходимым. Он полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от отношений СССР с Западом. Это определило направление внешней политики СССР в постсталинский период. Летом 53г былдостигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией и Югославией. В 54г. важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 55г. договор о выведении войск с территории Австрии. 55г. - прекращение состояния войны с Германией, в 56г. - с Японией. ХХ съезд закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал создание системы коллективной безопастности в Европе, затем в Азии и достижение разоружения. Однако на деле сохранялся примат идеологии над политикой. Многое объяснялось взаимным недоверием лидеров СССР и Запада, отсутствием средств контроля над ядерным оружием.  Внешняя политика, как Запада, так и СССР велась с позиции силы. В 57г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Призрак советского ядерного возмездия был серьезным фактором в переговорах  СССР и США. Благодаря этому удалось в 56г. предотвратить агрессию Запада против Египта. Отношения Восток - Запад еще более обострились в августе 61г., когда в Берлине была возведена стена. В сентябре 61г. СССР отказался от соглашения  с США о моратории на ядерныевзрывы в атмосфере и провел ряд ядерных испытаний. Наиболее опастным оказался Карибский кризис 62г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ на это начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать в последний момент благодаря заключенному компромиссу между Кеннеди и Хрущевым. После чего началась относительная полоса разрядки в отношениях Восток - Запад.

  Поддержка просоветских режимов в странах оставалась одним из важных направлений во внешней политике СССР. В 55г. по инициативе советского руководства были налажены совестско-югославские отношения. На ХХ съезде был принят тезис о многообразии форм перехода к социализму . В некоторых странах начались процессы демократизации. Так начались дем. процессы в Венгрии, после чего на ее территорию советское руководство ввело войска и подавило выступления против коммунистического строя. Венгерский кризис подтолкнул СССР к пересмотру критики сталинизма и ужесточению политики. В мае 55г. социалистические страны заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Однако после Карибского кризиса размежевания в социалистическом лагере приобрели окончательный характер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  42. Трудности социально-экономического развития СССР в 60-80г. 

  В марте 65г. было объявлено о реформе в с/х. Намечались меры по частичному использованию экономических стимулов к труду. Были ослаблены репресивные меры за ведение личного подсобного хозяйства.  Это привело к оживлению хозяйственной деятельности в деревне. Однако опирались в ходе реформы только на административные рычаги. Огромные средства использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоющию технику, на непродуманную химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. К началу 80х годов колхозы оказались убыточными. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

  В сентябре 65г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти. Главными ее положениями стали изменения условий планирования и усиление экономического стимулирования. Наряду с сохранением жестких нормативов вводились и новые показатели, должные обеспечить ее качество. Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития, фонд самофинансирования производства. Было востановлено управление промышленностью через отраслевые министерства. Реформа дала немалые экономический результат. За годы 8ой пятилетки объем промышленного производствавырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий. Одноко уже к концу 60х годов реформа, при том, что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели. Руководство объясняло все это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением сырьевой базы, удорожанием добычи полезных ископоемых, физическим износом и моральным старением оборудования, ростом военных расходов. Все это было на самом деле, однако, гл. обстоятельством было то, что сама модель экономики, отвергая все новое, исчерпала себя.

  Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. В начале 80х годов сложилась острая жилищная проблема. Значительно были урезаны расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60х была самая низкая смертность, то в начале 80х СССР на 35 месте по продолжительности жизни. Падение темпов с/х производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Потребление продуктов было в СССР втрое меньше допустимой медицинской нормы. Резко увеличились импортные поставки продовольствия. Гл. источником средств для закупок стал экспорт нефти. Уже в 70е годы кое-где начала вводиться карточная система.

  Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающего кризиса  было возможно лишь при усилении эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, эксплуатации природной среды. 
 
 
 

  43. Внешняя политика СССР в 60-80г. 

  В середине 60х годов международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый социалистический лагерь находился в состоянии раскола, отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме. Руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР. В то время позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. США было вынуждено считаться с новыми военными реалиями, и пыталось достойно выйти из вьетнамского тупика. Западные политики видели гл. итоги разрядки не только в ослаблении напряженности. Но и в размывании тоталитарных структур власти в СССР. Тем не менее, к началу 70х началась постепенная нормализация отношений Востока и Запада.  В августе 70г. был подписан советско-западногерманский  договор, по которому признавались окончательными границы  в Европе, и был зафиксирован отказ от применения сила. В сентябре 71г. было подписано соглашение о мирном решении вопросов между США, СССР, Англией и Францией. В мае 72г. были подписаны договоры об ограничении систем противоракетной обороны.  73г. - соглашение о предотвращении ядерной войны. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 01.08.75 заключительного акта совещания по безопастности  и сотрудничеству в Европе главами 35 гос-в. Стержнем этого документа стала декларация принципов взаимоотношений стран: суверенное равенство, неприменение силы, нерушимость границ, территориальная целостность гос-ва, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека. Из-за противоположного понимания сущности заключенного договора судьба разрядки была не долгой. Вслед за начевшейся компанией на Западе в защиту прав человека СССР начал размещение ядерных ракет на территории ГДР и ЧССР, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане разрядка оказалась похороненной вовсе.

  В течение более10 лет (64-75г.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Вьетнаму в его борьбе против США. С июня 67г., после начала арабо-израильской войны, СССР занял однозначно проарабскую позицию. На стороне Индии СССР вытупил во время ее войны с Пакистаном. Многолетняя война за освобождение от колонизаторов Анголы, Мозанбика и Гвинеи при поддержке СССР завершилась провоглашением их независимости. В Анголе, Эфиопии и Мозанбике был провозглашен курс на строительство социализма. Все эти локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США, а территории стран становились полигонами для проверки эффективности оружия, правильности планов. Крупнейшей военной авантюрой стала война в Афганистане. В гражданский конфликт полит. Сил оказался вовлеченным контингент советских войск, выступивший по приказу высшего руководства СССР 25.12.79 на территорию суверенного гос-ва.  По офицальным данным в этой войне погибло 14тыс. советских солдат, потери афганского народа составили около 1млн. чел. Помощь афганскому народу обошлась СССР потерями десятков миллиардов руб. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире.

Информация о работе Ответы по истории