Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:11, реферат
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX Съезде партии в 1956 г. культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни.
Реформы, начавшиеся после
Время с середины 50-х до середины 60-х гг.
вошло в историю СССР под названием "оттепель",
хотя инерция развернувшихся в то время
процессов давала о себе знать вплоть
до начала 70-х гг.
В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX Съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.
Большую роль в закреплении идеологии "оттепели" сыграли пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильм М. Хуциева "Застава Ильича". Правду о сталинизме несли труды А. Солженицина, Е. Гинзбург, В. Шаламова и мн. др.
"Самиздат"
возник в конце 50-х гг. Такое
название получили
Культурная
политика в период "оттепели".
Н. Хрущев четко сформулировал задачу
и роль интеллигенции в общественной жизни:
отражать возрастающее значение партии
в коммунистическом строительстве и быть
ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью
художественной интеллигенции осуществлялся
посредством "установочных" встреч
руководителей страны с ведущими деятелями
культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры
Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А.
Суслов не всегда оказывались в состоянии
вынести квалифицированное решение относительно
художественной ценности критикуемых
ими произведений.
Время хрущевской "оттепели" прямо
и косвенно разобщило и дезориентировало
творческую интеллигенцию: одни переоценили
характер поверхностных изменений, другие
не сумели увидеть их "скрытного подтекста"
(влияние извне), третьи не смогли уже выражать
коренных интересов народа-победителя,
четвертые были способны только на пропаганду
интересов партийно-государственного
аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало
неадекватные реальной действительности
художественные произведения, где доминировали
идеалы демократического социализма.
В целом "оттепель" оказалась не только
кратковременной, но и достаточно поверхностной,
не создала гарантий против возврата назад,
к сталинской практике. Потепление не
было устойчивым, идеологические послабления
сменялись грубым административным вмешательством,
и к середине 60-х гг. "оттепель" сошла
на нет, но ее значение выходит за рамки
кратких всплесков культурной жизни. В
те годы был сделан первый и решающий шаг
в преодолении сталинизма, началось возвращение
культурного наследия эмиграции, восстановление
культурной преемственности и международного
культурного обмена. В годы "оттепели"
сформировались "шестидесятники",
поколение интеллигенции, которое впоследствии
сыграло важную роль в перестройке. Большие
последствия для общественного сознания
имело возникновение альтернативных источников
информации - "самиздата", передач
зарубежных радиостанций.
Общая характеристика советской культуры
периода "застоя". Более 20 лет в советской
истории существовала эпоха "застоя",
которая в области культуры характеризовалась
противоречивыми тенденциями. С одной
стороны, продолжалось плодотворное развитие
всех сфер научной и художественной деятельности,
благодаря государственному финансированию
укреплялась материальная база культуры.
С другой стороны, усилился идеологический
контроль руководства страны за творчеством
писателей, поэтов, художников и композиторов.
Следует отметить эволюцию форм этого противостояния - от резкого неприятия до установления определенного взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития.
Культурная политика периода "застоя". С приходом нового политического руководства (Л.И. Брежнев) ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей А. Синявского и Ю. Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966 г. состоялся суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за литературные произведения, но, несмотря на давление, они не признали своей вины.
Административно-
Некоторые творческие деятели из-за невыносимых
условий работы покинули Родину. Все это
вело к разбазариванию интеллектуальных
и творческих сил советского общества,
ломало судьбы людей. Имена вынужденных
эмигрантов вычеркивались из советской
культуры, их книги изымались из библиотек.
Негласные запреты превратились в норму.
В целях регулирования тематики художественных
произведений с середины 70-х гг. была введена
система государственных заказов, прежде
всего в области кинематографии. Возросло
влияние цензурного пресса. Родилось понятие
полочного фильма, снятого, но не допущенного
на экран в силу "идеологической невыдержанности"
или присутствия в нем элементов формализма.
Та же практика распространялась на организацию
художественных выставок, театральных
спектаклей, исполнение музыкальных произведений.
Было ограничено знакомство советской
публики с образцами художественной культуры
стран Восточной Европы.
Запрещались или замалчивались авангардные
направления в искусстве. Не исполнялись,
например, музыкальные произведения А.Г.
Шнитке. В полузапрете находилось творчество
поэтов-бардов Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича,
В.С. Высоцкого.
Тема преступлений сталинизма считалась
исчерпанной, так как партия якобы преодолела
"последствия культа личности". В
70-е гг. Сталин стал вновь появляться в
книгах и фильмах о войне в образе мудрого
полководца.
Идеологические и организационные проблемы
культурной жизни усугублялись материальными
трудностями.
В конце 60-х гг.
основные течения диссидентов
Программа Медведевых ратовала за возвращение
к истокам марксизма-ленинизма, не искаженным
сталинской идеологией, А.Д. Сахаров выступал
за введение демократии западного образца
при сохранении общественной собственности
в стране, А.И. Солженицын в основу обновления
закладывал идеалы христианской морали
и монархического политического устройства.
"Демократическое движение" не имело
широкого резонанса в стране, однако свое
настоящее признание получило за границей,
прежде всего благодаря авторитету А.Д.
Сахарова и А.И. Солженицына.
Информация о работе Оттепель в советской культуре 60-х годов