Отношения с Западом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

В 2002 году В. В. Путин и лидеры 19 стран НАТО в Риме подписали договор о создании Совета Россия — НАТО, в рамках которого стало осуществляться политическое сотрудничество между Россией и НАТО.
В мае 2002 года в Москве прошёл совместный саммит России и Евросоюза, в ходе которого было заявлено о том, что Россия признаётся страной с рыночной экономикой[1].

Работа содержит 1 файл

Отношения с Западом.docx

— 21.75 Кб (Скачать)

Отношения с Западом

См. также: Россия и Европейский  союз, Россия и НАТО и Большая  восьмёрка

В 2002 году В. В. Путин и лидеры 19 стран НАТО в Риме подписали  договор о создании Совета Россия — НАТО, в рамках которого стало  осуществляться политическое сотрудничество между Россией и НАТО.

В мае 2002 года в Москве прошёл совместный саммит России и Евросоюза, в ходе которого было заявлено о  том, что Россия признаётся страной  с рыночной экономикой[1].

В июне 2002 года на саммите  Большой восьмёрки, состоявшемся в  Канаде, Россия была объявлена полноправным членом этой организации[1].

27 августа 2002 года В.  В. Путин направил в адрес  председателя Еврокомиссии и  глав государств-членов ЕС послание  по проблематике жизнеобеспечения  Калининградской области в свете  расширения ЕС, в котором было  предложено рассмотреть вопрос  о переходе в перспективе на  безвизовый режим взаимных поездок.  Это послание явилось официальным  началом переговоров по вопросу  безвизовых поездок граждан России  и стран Европейского Союза.  На удивление, ЕС не отверг  возможность установления безвизового  режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в  Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято  решение рассмотреть отдельно  в качестве долгосрочной перспективы  вопрос о возможности установления  с Россией безвизовых отношений.[2].

1 января 2006 года с началом  т. н. «газовой войны» России  с «оранжевой» Украиной обостряются  отношения с западом. Соединённые  Штаты и Российская Федерация  занимают резко противоречащие  друг другу позиции по ряду  вопросов:

Поддержка «цветных революций» на посоветском пространстве;

Поддержка непризнанных властей  Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья;

Стремление вступление Украины  и Грузии в НАТО;

Строительство системы ПРО;

Продвижение трубопроводов, доставляющих каспийскую нефть в  обход российской территории;

Независимость Косово;

Строительство ядерного реактора в Бушере, Исламская Республика Иран;

Военные поставки Венесуэле;

Приём в Москве представителей террористического движения «Хамас» после его победы на выборах в Палестине.

Обострение отношений  происходит на фоне массированных обвинений  российских властей в сворачивании демократии, и требованиях исключить  Россию из G8, и не допускать в ВТО.

 

В течение 1999—2008 имидж Соединённых  Штатов в России постепенно ухудшается, что вызвано бомбардировками  Югославии (1999), вторжением в Ирак (2003), скандалами из-за пыток в тюрьме Абу-Грейб (2004), и в тюрьме Гуантанамо, неадекватными действиями местных  властей и вспышками мародёрства  в Новом Орлеане во время урагана  «Катрина» (2005), скандалами с «секретными  тюрьмами ЦРУ» (2005) и т. д.

Помимо основных разногласий, вспыхивают также ряд более мелких конфликтов, в частности, конфликт с  Норвегией из-за траулера «Электрон», который был уличён местными властями в браконьерстве в 2005 году, и скрылся  с норвежским инспектором на борту.[3] Экспедиция российского ледокола «Академик  Фёдоров» в 2007 году к хребту Ломоносова в Северном ледовитом океане, завершившаяся  установкой российского флага[4], вызвала  враждебную реакцию других держав, имеющих претензии на эту территорию. По заявлению представителя Госдепартамента США Тома Кейси «Я не уверен, что именно они водрузили, — металлический флаг, резиновый флаг или простыню на дне океана. Это не имеет никакого легального значения и не может служить обоснованием заявки России на территорию морского шельфа». Министр иностранных дел Канады Питер Маккей заявил, что «сейчас не XV век, и нельзя втыкать флаги на новооткрытых землях, и объявлять себя их владельцами».[5]

Обостряются также отношения  с Польшей, президент которой  Александр Квасьневский сыграл заметную роль в событиях «оранжевой революции» 2004 года на Украине, и с Израилем, который выражает сильную обеспокоенность  российскими военными поставками Сирии  и строительством ядерного реактора в Иране.

Волна «цветных революций» на постоветском пространстве в 2006 году затухает; победа «революции тюльпанов» в Киргизии не привела к смене её внешнеполитической ориентации, Узбекистан и другие бывшие республики СССР приходят к выводу о необходимости жёсткого подавления протестов, невзирая на дипломатическое давление и санкции со стороны США и ЕС. Основные «оранжевые» страны, Украина и Грузия, входят в полосу глубокого политического кризиса.

В феврале 2007 года, выступая Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, В. В. Путин изложил  своё видение места и роли России в современном мире с учетом нынешних реалий и угроз.

В апреле 2007 обеспокоенность  русского меньшинства в Эстонии  своим положением выливается в массовые беспорядки в Таллине (см.: Бронзовый солдат). Россия встаёт на сторону протестующих, осуждает действия эстонской полиции, и оказывает на эстонские власти меры дипломатического и экономического давления.

США

В июле 2000 года состоялась встреча  руководителей Большой восьмёрки, в ходе которой было принято совместное заявление президента России В. В. Путина и президента США Билла Клинтона о сотрудничестве в обеспечении  стратегической стабильности.[1]

После террористических актов  против объектов в Соединённых Штатах 11 сентября 2001 года президент Путин  выразил полную поддержку США[6], получив одобрительные оценки от Президента США Дж. Буша[7].

В мае 2002 года президент США  Джордж Буш совершил официальный  визит в России, в ходе которого были подписаны совместная декларация президентов России и США о  новых российско-американских стратегических отношениях, а также Договор о  сокращении стратегических наступательных потенциалов[1].

В 2002 году советник президента США по национальной безопасности Кондолиза  Райс назвала отношения Путина и  Буша «эпохальными», и заявила, что  «отношения, которые установились между  президентами Бушем и Путиным, и  курс, который Россия твердо держит на Запад, подлинная мечта не только эпохи пост-холодной войны: этой мечте уже 300 лет».[8]

Российское общественное мнение осталось в различных вопросах или нейтральным (например, в вопросе  о выборности губернаторов, дело ЮКОСа), или в большинстве поддержало политику правительства Владимира  Путина (политика в отношении Украины). Вместе с тем имидж Владимира  Путина за рубежом к началу 2005 года сильно ухудшился.

Переход к широкомасштабной дипломатической конфронтации, и  дальнейшее её обострение вызвали двоякий  эффект. В либеральной среде имидж  правительства Владимира Путина существенно ухудшился, так как  оно отвергает рекомендации экономически более развитых Соединённых Штатов, в ряде случаев прямо торпедируя их политику; в процессе конфронтации Россия оказывает ряд дружественных  жестов по отношению к странам, причисленным Соединёнными Штатами к «оси зла». С другой стороны, эти шаги повлекли за собой стремительное увеличение политического влияния России, как  на территории бывшего СССР, так  и в других странах, что стало  одним из факторов сохранения значительного  рейтинга Владимира Путина. Россия на текущий момент играет заметную роль, позитивную или негативную, во многих международных вопросах в  разных частях земного шара. Это  обстоятельство является резким контрастом с президентством Бориса Ельцина.

Украина

Основная статья: Российско-украинские отношения

 

С конца 2005 года Украина входит в затяжной политический кризис. Верховная  Рада отказывается утверждать компромиссную  фигуру Еханурова на должность премьер-министра. 1 января 2006 года начинается «газовая война» с Россией. Острый конфликт заканчивается существенным повышением цен на газ. Россия оказывает также ряд других мер экономического давления. «Оранжевый» министр обороны неоднократно делает негативные высказывания о пребывании в Крыму российского военного флота. Несмотря на сохраняющееся российское военное присутствие на территории Украины, Соединённые Штаты не видят в этом препятствий для вступления Украины в НАТО. Президент Ющенко подтверждает соглашение, в соответствии с которым российский военный флот находится в Севастополе до 2017 года, однако заявил о готовности повысить арендную плату.[10] В апреле 2005 министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил, что Россия должна вывести Черноморский флот «не позднее» 2017 года.[11]

 

В 2006 году между украинской и российской стороной происходит ряд  конфликтов из-за использования объектов морской инфраструктуры, в частности, маяков.[12][13][14]. Пикетирование и захваты объектов, ударной силой которых выступает некоммерческая организация «Студенческое братство», встречают противодействие российских военных, по заявлению министра обороны РФ Сергея Иванова, сделанному по этому поводу, «Охрана российских маяков в Крыму располагает всеми полномочиями, предусмотренными Уставом гарнизонной и караульной службы».[14] В сентябре 2006 ряд объектов были изъяты из ведения российского Черноморского флота решением Апелляционного хозяйственного суда города Севастополя, однако российские военные отказались подчиняться этому решению, заявив, что будут подчиняться только решению межправительственной российско-украинской комиссии.[15]

См. также: Черноморский флот ВМФ России#Претензии Украины

 

В июне 2006 в Крыму проходят акции протеста против учений НАТО Sea Breaze — 2006. Военному персоналу НАТО пришлось скрываться от протестующих в санатории в Алуште, откуда им пришлось эвакуироваться после того, как персонал санатория отказался готовить им еду.[16] Верховный Совет Автономной республики Крым объявляет полуостров «свободной от НАТО зоной».[17] В декабре 2006 ряд общественных организаций Крыма проводят непризнанный «народный референдум» по вопросу о вступлении Украины в НАТО.[18] В апреле 2005 года президент Ющенко оглашает план урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, предусматривающий, в частности, вывод российских войск.[19] В период 3 марта — 16 марта 2006 Украина блокирует ввоз на территорию «Приднестровской Молдавской республики» товаров, не прошедших таможню Республики Молдова.[20] Украинские власти расценивают этот шаг, как борьбу с контрабандой, приднестровские — как «блокаду» региона.

 

В марте 2006 года проходят выборы в Верховную Раду Украины, особенно важные в связи с предполагаемым преобразованием Украины в парламентскую  республику в связи с политреформой. Партия регионов Виктора Януковича составляет самую большую фракцию (186 мест), однако обе оранжевые фракции в сумме занимают большее количество мест (фракция Юлии Тимошенко «БЮТ» 129 мест, фракция Виктора Ющенко «Наша Украина» 81 место, см.: Парламентские выборы на Украине (2006)). Противоречия между бывшими лидерами «оранжевой революции» Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко (последняя требует пост премьер-министра, в чём ей отказано) приводят к тому, что «оранжевая коалиция» так и не сформирована. Отсутствие прочной парламентской коалиции и стремление «оранжевых» изолировать сторонников Виктора Януковича от ключевых постов в парламентских комитетах приводят к обострению политического кризиса; обе стороны демонстрируют готовность прибегнуть к «оранжевым методам», и апеллируют к Конституционному суду, который фактически отказывается выносить какое-либо решение.

 

Стремление преодолеть острый политический кризис, силы обеих сторон в котором раскололись примерно поровну, вынуждает Виктора Ющенко сформировать «антикризисную коалицию»  с Партией регионов, и 4 августа 2006 назначить премьер-министром Виктора  Януковича. Российская либеральная  оппозиция воспринимает это событие  с крайним разочарованием. Негативное отношение высказывают также  бывшее второе лицо «оранжевой революции» Юлия Тимошенко, представители украинской диаспоры в западных странах, и власти Западной Украины. В августе 2006 Виктор Ющенко и Виктор Янукович подписывают  Универсал национального единства, фактически замораживавший разногласия сторон по основным вопросам. Российские власти выражают явное удовлетворение этим назначением. 21 сентября 2006 Россия и Украина подписывают соглашение о сохранении цены на газ. В декабре 2006 премьер-министр Янукович заявил о заинтересованности Украины в ЕЭП. В ряде официальных визитов в Россию Украину представляет вместо президента Ющенко премьер-министр Янукович. Так, Виктор Янукович представлял Украину на похоронах первого президента РФ Бориса Ельцина (см.: Смерть и похороны Бориса Ельцина).


Информация о работе Отношения с Западом