Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:54, доклад
Под влиянием поражения в крымской войне, Опасения бунта крестьян, общественного недовольства прежней политикой Александр II преодолел свои консервативные взгляды, понял необходимость коренных преобразований и настоял на их претворении в жизнь. В историю Александр II вошел как царь-освободитель. Проигранная Крымская война обнажила реальное положение дел в стране, ее отставание от передовых западных стран в экономической и социально-политической сферах. Поражение России подорвало ее престиж и влияние в Европе и во всем мире. Поэтому главной целью внутренней политики Александра II было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Наиболее актуальной была крестьянская реформа.
Отмена крепостного права
Под влиянием поражения в крымской войне, Опасения бунта крестьян, общественного недовольства прежней политикой Александр II преодолел свои консервативные взгляды, понял необходимость коренных преобразований и настоял на их претворении в жизнь. В историю Александр II вошел как царь-освободитель.
Проигранная Крымская война обнажила реальное положение дел в стране, ее отставание от передовых западных стран в экономической и социально-политической сферах. Поражение России подорвало ее престиж и влияние в Европе и во всем мире. Поэтому главной целью внутренней политики Александра II было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Наиболее актуальной была крестьянская реформа.
Крепостное право, из европейских стран сохранившееся до 19 века только в России, являлось главным тормозом развития страны. С конца 18 века российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Правительство, понимая важность крестьянского вопроса, в первой половине 19 века пыталось смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения. Правда, все меры были, во-первых, малоэффективны, а во-вторых, принципиально не меняли ситуацию в деревне.
Впервые о необходимости освобождения крестьян Александр II заявил в марте 1856г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза от том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собой начнется отменяться снизу», означала, что император и его окружение, наконец, к мысли о необходимости уничтожения крепостного права.
Сторонниками и сотрудниками императора в деле освобождения крестьян были члены императорской фамилии – великий князь Константин Николаевич (младший брат царя), Великая княгиня Елена Павловна , некоторые представители высшей бюрократии – товарищ( заместитель) министра внутренних дел Н.А. Милютин и др. Милютин являлся фактическим руководителем работ по подготовке крестьянской реформы. В начале 1857г., в соответствии с традициями прошлых царствовании, был образован Секретный комитет « для обсуждения мер по обустройству быта помещьих крестьян». Составленный в большинстве своем из крепостников комитет мог разделить печальную участь своих предшественников николаевского времени. Однако решимость царя оказалось непоколебимой. Осенью 1857г. Александр II поручил генерал – губернатору Северо – Западного В.И. Назимову обратиться к императору от имени дворянства Виленской, Ковенской и Гродненской губернии с просьбой об освобождении крестьян. Император воспользовался этой просьбой и 20 ноября 1857 года подписал рескрипт( спец. Письмо) на имя Назимова, в котором предписывалось образовать в северо-западных губерниях дворянские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян.
Рескрипт на имя Назипова был опубликован в печати. Началась официальная и гласная подготовка крестьянской реформы. Секретный комитет в начале 1858г. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу ( в 1860 году комитет возглавил великий князь Константин Николаевич). Дворянству других губерний ничего не оставалось, как просить царя о создании своих комитетов по крестьянскому вопросу. В ответ принимались рескрипты, одобрявшие дворянскую инициативу. Дворянские комитеты были открыты в 46 губерниях. Для рассмотрения и согласования губернских проектов в феврале в 1859 г. при главном комитете были учреждены Редакционные комиссии во главе с Я.И. Ростовцевым.
Вторая половина 1850-х гг. – время подготовки крестьянской реформы – была наполнена борьбой общественных сил. «Записка об освобождении крестьян» К.Д. Кавелина являлась ярким примером позиции либералов. Его план предусматривал освобождение крестьян с земельным наделом, которым он владел в настоящее время. Выступая за сохранение помещичьей собственности на землю, Кавелин указывал, что «справедливость» требует вознаграждения помещиков за потерю рабочих рук и представленную крестьянам землю. Другое решения, заявлял Кавелин, «было бы весьма опасным примером нарушения собственности».
Радикальная оппозиция (А.И. Герцин и Н.П. Огарев – в Лондоне, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов в Петербурге) призывала к безоговорочному освобождению крестьян и наделению их землей. По мнению Чернышевского, за землю, отходящую крестьянам, помещики должны получить только символическую плату от государства. В споре о крестьянской реформе точка зрения Чернышевского оказалась самой радикальной.
Однако для правительства важнее была позиция поместного дворянства. Большинство помещиков было настроено против всяческой реформы, мечтало о сохранении в неизменном виде крепостнических порядков. Но говорить, об этом открыто, было небезопасно, ибо это противоречило воле монарха. В поступивших из дворянских комитетов проектах размеры крестьянских наделов и повинности зависели от плодородия и почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы, но по высокой цене за десятину. В нечерноземных районах, где земля не имела такой ценности, дворяне соглашались передать крестьянам их наделы, но за большой выкуп.
Тем не менее материалы дворянских комитетов и беседы с дворянскими представителями в Петербурге оказались небесполезными для разработчиков реформы. Они убедились в том, что при осуществлении реформы необходимы: учет местных особенностей, переходный для крестьян период ( временнообязанное состояние) и предоставление помещикам гарантированного государством выкупа.
В октябре 1860г. Редакционные
комиссии передали проект Крестьянской
реформы в Главный комитет. На
последнем заседании комитета, а
затем в государственном совете
реформу отстаивал сам
19 февраля 1861 г. «положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (включающее почти 120 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день был подписан манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Подписание этих актов было приручено к шестой годовщине вступления Александра II на престол. 5 марта манифест был обнародован.
Манифест и «положения»
касались четырех основных вопросов:
личное освобождение крестьян, создание
органов крестьянского
Крепостные крестьяне, которых к этому времени было около 23 млн человек, получили личную свободу («крепостное право на крестьян отменяется навсегда») и ряд гражданских прав «свободных сельских обитателей». Отныне крестьянин мог владеть недвижимым и движимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступить в брак, поступать на службу и в учебные заведения, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия.
Выходившие из под опеки помещиков крестьяне объединялись в сельские общества, подобные тем, которые были введены на рубеже 1830-1840 годов для государственных крестьян: сельский сход во главе со старастой и волостной сход во главе с волостным старшиной, выполняющим административные и полицейские обязанности. Незначительные преступления и имущественные споры рассматривал избираемый крестьянами волостной суд. Все домохозяева сельского общества (сельского мира, сельской общины), на сельском сходе принимали решения по хозяйственным и другим вопросах христианской жизни. Их исполнения возлагалось на старосту, избираемого на 3 года.
Крестьяне освобождались с земельным наделом. Но поскольку вся земля в имении, в том числе и та, которая находилась в распоряжении крестьян, признавалась собственностью помещика, земельный надел крестьяне должны были у помещика выкупить. Условия выкупа и размеры надела определяли уставные грамоты – договоры сельского общества с помещиками. Если помещик и крестьянин не приходили к согласию, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них было не мало известных и уважаемых людей – писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев, хирург Н.И. Пирогов, профессор К.Д. Кавелин. До заключения договора крестьяне считались временнообязанными и выполняли повинности в виде барщины и оброка в пользу прежнего владельца. Первые два года до февраля 1863г., все крестьяне считались временнообязанными и несли , правда в уменьшенном объеме, прежние повинности. Никакого определенного окончания временно обязанного состояния закон не устанавливал. Лишь в 1881 году правительство решила перевести всех временнообязанных крестьян (их к тому времени осталось около 15%) с 1883 года на обязательный выкуп. Однако перевод затянулся, и временно обязанных крестьян не стало только в 1885 году.
«положения» 19 февраля 1861 года регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородия почвы. Территория России была условно разделена на три полосы – черноземную, нечерноземную и степную. В первых двух были установлены высший и низший размеры крестьянского надела( высший – больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не мог предлагать крестьянину). Низшая норма было в трое меньше высшей. В степной полосе устанавливалась «указная» норма надела (от 6 до 12 десятин). В этих пределах заключались соглашения сельских обществ с помещиками. В различных губерниях каждой «полосы» размеры крестьянских наделов в стране колебались от 1 до 12 десятин на душу мужского пола, а средний размер душевого надела составил 3,4 десятины. В том случае, когда крестьянские наделы превышали высшую или «указную» нормы, «лишнее» земли отрезались в пользу помещика. Так появились отрезки. В среднем по стране они составили 1/5 земли, которыми крестьяне распоряжались до 1861 года. Иначе говоря, крестьянские надельные земли уменьшались на 20%. Как правило, отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья. Крестьяне были вынуждены брать в аренду эти отрезки, а так же арендовать помещичьи земли. Так как для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства ( его производства и уплаты налогов) при тогдашней агротехники требовалось в зависимости от различных районов 6-8 десятин земли на мужскую душу.
Получая землю, крестьяне были обязаны заплатить за нее помещику. Сумма выкупа определялась не рыночной ценной переданной крестьянам земли, которая в 1860 году составляла 650млн рублей, а путем «капитализации» оброка. Такой суммой, которая если ее положить в банк при 6% годовых даст ежегодный доход, равный оброку, который крепостной крестьянин платил помещику.
Таких денег, разумеется у крестьян не было. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами 80 % выкупной суммы ( вычтя из нее 425 млн рублей помещичьего долго государству). Остальные 20% крестьянская община платила непосредственно помещику – сразу или в рассрочку. Сумма, выплаченная государством помещикам, рассматривалась как предоставленная государством крестьянам ссуда, которую крестьяне должны были выплачивать в размере 6% предоставленной ссуды ежегодно в течении 49 лет.
Проведение государством выкупной операции решило несколько проблем. Правительственная ссуда крестьянам обеспечивала помещикам гарантированную уплату выкупа и избавляла их от непосредственного столкновения с крестьянами. За 45 лет (1862 – 1906) бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне более 1,5 млрд рублей, то есть почти в 2 раза больше первоначальной выкупной суммы. Выкупная операция оказалась для казны выгодным делом. С 1 января 1907 года под влиянием революционных событий взимание выкупных платежей было отменено (крестьянам оставалось выплатить около 350 млн рублей).
Собственников выкупаемой земли оставались не отдельные крестьяне, а сельские общества. Общинная собственность на землю, уравнительное распределение наделов и их периодические переделы ( пастбищами и сенокосами крестьяне пользовались сообща), круговая порука (коллективная ответственность общины за выплату выкупных платежей и налогов) – такова была реальность переформенной деревни. Личная свобода крестьянина ограничивалась сельским миром, без согласия которого он не мог сдать в аренду в пределах сельского общества свои надел и уйти на работу в город.
Для крестьян условия реформы оказались весьма тяжелыми. Крестьяне ожидали не такого освобождения и отказывались верить что им сообщили подлинные условия реформы, считая что «грамоту» подменили помещики. Особенно возмущало крестьян то, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк, что землю они получили не даром, а за выкуп, который предстояло поатить долгие годы, что у них отрезали в пользу помещика часть их надела. Крестьянские волнения охватили 42 губернии. Значительную их часть пришлось подавлять с помощью воинских команд. Кровавым усмирениям закончились крестьянские бунты в селах Бездне Казанской губернии и в Кандеевке Пензенской губернии. Однако всероссийского крестьянского бунта, который в 1861 -1863 годах надеялись революционеры, не произошло. Даже несовершенная реформа была более приемлема для общества, чем крестьянское восстание, к которому звали Россию вожди революционного движения А.И. Герцин, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Серно-Соловьевич.
С раздражением встретило реформу большинство помещиков. Помещики, пусть за выкуп, но вынуждены были расстаться с частью земли и оказаться в совершенно новых для себя условиях, к которым, как правило, были не готовы. Учитывая недовольства поместного дворянства, умеряя его критический запал, царь в апреле 1861 года уволил в отставку С.С. Ланского и Н.А. Милютина. Руководство осуществления реформы перешло в руки консерваторов.
Основные положения
Крестьянская реформа
явилось необходимым