Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Отмена крепостного права
Предпосылки реформы…………………………………..………..….3
Отмена крепостного права……………………………………...….7
Значение отмены крепостного права…………………………….11
Буржуазные реформы
Земская реформа………………………………………….…..….….12
Судебная реформа………………………………………………....14
Военная реформа………………………………………………..….15
Финансовая реформа………………………………….…………..16
Реформы образования и печати……………….………………18
Значение реформ……………………………………….………..…20
Убийство Александра II…………………………………………….21
Заключение……………………………………………………….………….23
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Отмена крепостного .docx

— 48.49 Кб (Скачать)

 

    

Реформы образования и  печати

Еще в  начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные  меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

Преподавание  в университетах получило больше свободы, они стали доступны для  вольнослушателей, как мужчин, так  и женщин. Однако новизна положения  привела в 1861 году к некоторым  беспорядкам, после чего свободу  университетов пришлось несколько  ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под  влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу  средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был  открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и  реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом  общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой  имели право поступления в  университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в  том, чтобы давать образование людям  всех сословий, но приспособленное  к практическим потребностям и к  приобретению практических познаний.

Этой  реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой  упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и  греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа  графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась  и женская. До правления Александра II существовали только институты и  частные пансионы, в которых обучались  в основном дворянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

 

Значение  реформ

Проведенные реорганизации имели прогрессивный  характер. Они начали закладывать  базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени  приблизилась к передовой для  того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении  России в буржуазную монархию.

Однако  процесс модернизации России имел специфический  характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных  народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали  реформаторские устремления правительства.

Зачинателями  реформ были некоторые высшие государственные  чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Логическим  продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса. 
 

 

Убийство  Александра II

Император Александр II, вызвавший восхищение и удивление просвещенных людей  целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд  посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу  России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался страдальческой смертью от злодейской руки, кинувшей разрывной снаряд.

В этот фатальный день государь император  Александр II решил сделать развод, т.е. порядок рассылки ежедневных караулов на смену. Его путь лежал по узкой  улице, составляемой садом великой  княгини, огороженным каменным забором  в рост человека и решеткой Екатеринского  канала. Местность очень непроезжая, и если достоверно, что государь предпочел ее ввиду полученных анонимных  угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - неужели потому, что заметили при  нем большое, против обыкновенного, число полиции.

Как бы то ни было, но когда государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая  тут же остановилась. Государь вышел  из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучер  государя, предчувствуя бедствие, повернулся к нему с козел: «Поедемте, государь!». Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же мольбой ехать скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: «Хочу видеть своих раненых». В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: «Так это ты хотел меня убить?». Но не успех он договорить, как вторая бомба взорвалась перед ним, и он опустился со словами: «Помогите». К нему кинулись, подняли, посадили в сани полицмейстера, который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной, и повезли. Через час с небольшим, точнее, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II преставился в Зимнем дворце.  

Убийство  императора выдающийся русский философ  В.В.Розанов назвал «помесью Безумия  и Подлости».  Политическое завещание  Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений  и в стремлении вернуться к  идеалу царей Московских, обратился  к народу с манифестом, в котором  утверждались несокрушимость самодержавной  власти и исключительная ответственность  самодержца перед богом.

Русская империя  вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она  когда-то нашла известность и  процветание.

Деятельность  Александра II прекратилась из-за его  погибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось  имя «Освободитель». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что  боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного  гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели  основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

Внутренние  реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами  Петра I. Царь-реформатор совершил действительно  грандиозные преобразования без  социальных катаклизмов и братоубийственной  войны. С отменой крепостного  права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток  рабочих рук, открылись новые  сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых  либеральных форм общественной жизни  привели к свободе личности. А  чувство этой свободы пробудило  желание развить ее. Создавались  мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело  через 35 лет Россию к гибели, а  Николая II к мученическому венку. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Бабленкова  И.И. история России: весь курс для  выпускников и абитуриентов: учебное  пособие/ М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
  2. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
  3. «История» П.С.Самыгин и др. – изд.6-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 478, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).
  4. «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.
  5. «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект» 2003 год.
  6. «История России» под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА * М – НОРМА, 1997 год.
  7. Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
  8. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
  9. Толмачев Е.П. Александр II и его время: В 2 кн. М, 1998.
  10. Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. М., 1994.
  11. «Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «русское слово», OCR Палек, 1998 год.

Информация о работе Отмена крепостного права