Отмена крепостного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

История отечественного государства и права

Содержание

1. Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы
2. Суть крестьянской реформы 1861 года
3. Последствия отмены крепостного права
Список использованной литературы
Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 33.40 Кб (Скачать)

Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. Право собственности на землю сохранялось за помещиком. Усадьбы могли быть выкуплены крестьянином, полевые угодья выкупались только по согласию с помещиком и всей общиной. Выкупной договор между помещиками и крестьянами утверждался мировым посредником (назначался Сенатом из местных дворян-помещиков). До момента выкупа усадебной земли крестьяне не имели права отказываться от полевого надела. Выкупив землю, крестьянин уже не был временно обязанным. Помещик утрачивал вотчинный надзор, а крестьянин переходил в разряд крестьян-собственников. Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах – крестьянский двор (в этом случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землёй). В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы, т.е. выкупная цена земли оказалась в 1,5 раза выше рыночной. При выкупе крестьянин пользовался казённой ссудой. Ссуду бывшие крепостные получали от государства. В случае, когда крестьянин выкупал полный надел и сделка совершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 75-80 % капитальной суммы, а оставшиеся 20-25 % крестьяне компенсировали либо деньгами, либо отработками. Выкупную сумму государство ежегодно взыскивало с крестьян в виде «выкупных платежей» в размере 6% от ссуды. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. За своевременностью этих выплат следили полицейский и фискальный аппараты правительства. С целью кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

При определении норм надела закон учитывал особенности природных  и экономических условий. Вся  территория Европейской России была разделена на три полосы – нечернозёмную, чернозёмную и степную. Каждая из этих групп в свою очередь делилась на несколько местностей с учётом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. В первых двух группах устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной – «указная» норма. Средний размер надела для черноземной полосы колебался от 2 до 5 десятин, в нечерноземной – от 3 до 4, в степных – до 12 десятин. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. Помещик не мог дать земельный надел меньше «низшей» нормы, установленной местным Положением, а крестьянин не мог требовать надела больше «высшей» нормы, предусмотренной в том же Положении. Крестьяне потеряли на отрезках 20% земли в нечернозёмной полосе , 40% земли в черноземной.

Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.

Земля предоставлялась общине, помещик давал уставную грамоту, которая определяла наделы и повинности крестьян. Землёй наделялись только лица мужского пола. Душевой надел состоял  из усадьбы и пахотной земли, пастбищ  и пустошей.

Если на территории надела обнаруживались полезные ископаемые или  помещик собирался там строить  каналы, пристани, ирригационные сооружения, то помещик имел право потребовать  принудительного обмена крестьянских наделов. Если крестьянская усадьба  находилась в недопустимой близости к помещичьим строениям, то осуществлялся  их перенос.

В актах, посредством которых  осуществлялась реформа, содержались  положения, явно указывавшие на то, что законодатель намеревался ввести крестьянскую выкупную операцию в русло общегражданского права. Статьи 33 и 34 Общего положения подчеркивали, что крестьянин получает право приобретать в собственность недвижимое и движимое имущество (а также отчуждать его и распоряжаться им) на общих основаниях и на основе гражданских узаконений. В ст. 36 предполагалось право свободного выхода крестьянина из общины с выделением ему в частную собственность надела, «соразмерного степени его участия в приобретении земли».4

В течение первых девяти лет после принятия Общего положения  крестьянам было запрещено продавать  или закладывать свои земельные  наделы.

Временно обязанное состояние  могло быть прекращено по истечении  девятилетнего срока с момента  выпуска Манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной  массы крестьян это положение  потеряло силу лишь в 1883 году с изданием закона об обязательном переводе крестьянина  выкуп и о прекращении временно обязанного состояния, когда все  они были переведены в состояние  собственников.

Крестьяне получали право  заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в  суд на равных основаниях с представителями  других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы  были распространены на удельных и  государственных крестьян. Удельные крестьяне были освобождены с  несколько большим наделом, чем  надел помещичьих крестьян, но и  у них отрезали часть земли. На выкуп удельные крестьяне были переведены сразу. Государственные крестьяне  также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом. Им, как правило, сохранялся тот земельный  надел, которым они пользовались ранее.

В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой. Выход из общины был нелёгким. «Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, по которому необходимо было уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т. д. Поэтому выход из общины, связанный с большими материальными расходами, могли осуществить лишь зажиточные крестьяне, а для остальных он был практически невозможен. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли.

Сход разрешал семейные разделы  земли. Сельские общества осуществляли разверстку крестьянских наделов между  крестьянскими дворами, соответственно размерам этих наделов развёрстывались  подати. Сход облагал членов общины другими, местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую  единицу — волость. Волостной  сход большинством решал вопросы  о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов. В период временно обязанного существования староста являлся  фактическим помощником помещика и  мог налагать на виновных штрафы или  подвергать их аресту. Волостной суд  избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. К недоимщикам  применялись такие меры, как:

отобрание доходов с недвижимости;

отдача в работу или  опеку;

принудительная продажа  движимого и недвижимого имущества  должника;

отобрание части или всего  надела.

 

Последствия отмены крепостного права

 

Реформа 1861 года «ударила одним  концом по барину, другим по мужику».5 В основном реформа имела негативные последствия, как для помещиков, так и для крестьян. Основную свою цель (ликвидацию прежней системы общественно-экономических отношений) реформа не выполнила. В деревнях сохранились феодально-крепостнические пережитки, крестьянство испытывало на себе давление гнёта помещичьего и растущей буржуазии и кулачества, что тормозило развитие капитализма в России.

Реформа не оправдала надежд крестьян на полное освобождение от крепостничества. Их наделы уменьшились по сравнению  с дореформенными. В сравнении со старым оброком возросли платежи. Община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием. Крестьянство по-прежнему рассматривалось как особое сословие, существующее в особом правовом режиме, не подпадающее под действия общих правовых установлений. Говорили об особом «крестьянском праве».

Помещики тоже понесли  потери. Крестьянская реформа ущемляла их экономические интересы:

личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков  на эксплуатацию дарового крестьянского  труда;

реформа заставила помещиков  отдать крестьянам в собственность  их надельную землю.

Несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, крестьянская реформа в конечном счёте явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России. Говоря о положительных последствиях реформы, можно отметить следующие:

Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка  рабочей силы.

Предоставление крестьянам имущественных и гражданских  прав благоприятствовало развитию сельскохозяйственного  и промышленного предпринимательства. В результате ликвидации сословного права дворян на землю, земля стала  продаваться.

Реформа 1861 года спасла помещиков  от финансового краха: государство  погасило эти долги за счет вычета из выкупных платежей крестьян.

Благодаря отмене крепостного  права, все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью  на пути к правовому государству  – такому государству, которым управляют  граждане в соответствии с законом  и каждый гражданин имеет в  нем надежную защиту.

В России начали строиться  новые фабрики и заводы, что  являлось признаком технического прогресса.

Капиталистическая перестройка  хозяйства способствовала постепенному усилению буржуазии и экономическому ослаблению дворянства, в руках которого по-прежнему находилась политическая власть. Одновременно растёт и крепнет  новый класс – пролетариат.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская (1864 г.), городская (1870 г.), судебная(1864 г.), военная(1874 г.) и другие буржуазные реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой  социальной структурой, в которой  многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом  стремления «либеральной бюрократии»  продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось  приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и  использовать буржуазию в интересах  господствующего класса.

Список использованной литературы

 

Исаев И.А. История государства  и права России в вопросах и  ответах: учеб. пособие – М.: Проспект, 2009. – 240 с.

Исаев И.А. История государства  и права России: Учебник. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 797 с.

История государства и  права России: учеб. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544 с.

История России с древнейших времён и до наших дней: учеб. / В.А. Фёдоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: ТК Велби, ЗАО «КноРус», 2005. – 544 с.

Смирнов С.Н. История отечественного государства и права. – М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2009. – 334 с.

Фёдоров В.А. История России. 1861 – 1917: Учеб. для вузов. – М.: Высш.шк., 2001. – 253с.

Шатилова С.А. История  отечественного государства и права. – М.: Инфра-М, 2002. – 160 с.

1 Фёдоров В.А. История  России. 1861 – 1917: Учеб. для вузов. – М.: Высш.шк., 2001. С.8.

2 там же. С.8.

3 История государства  и права России: учеб. / Под ред.  Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 192.

4 Исаев И.А. История  государства и права России: Учебник.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. C. 423/

5 История России с древнейших  времён и до наших дней: учеб. / В.А. Фёдоров, В.И. Моряков,  Ю.А. Щетинов. – М.: ТК Велби, ЗАО «КноРус», 2005. С. 235.


Информация о работе Отмена крепостного права в России