"Откуда есть пошла земля русская": споры о прародине славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Русичи – это славянские племена, составляющие единое целое. Мы, русские, - это народ, который основал государство, занимающее шестую часть земли на планете, который первым вошел в космос, который по праву может гордиться своей историей. Хотя само по себе происхождение названия страны отнюдь не является решающим для оценки генезиса ее государственности.
Целью моего реферата стало рассмотрение вопросов о том, каким путем сложилось наше государство, выявление исторических корней славянских народов, а также попытаться понять этимологию термина «Русь».

Содержание

Введение 3
1. Славянские племена в эпоху «Великого переселения народов» 5
2. Версии происхождения термина «Русь» 10
Заключение 16
Список литературы

Работа содержит 1 файл

история моя.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО  – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

БОЛОГОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

КАФЕДРА ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ 

 

«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА  ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»:

СПОРЫ О ПРАРОДИНЕ  СЛАВЯН

 

 

Выполнил:

 

Студент 3 курса группы МБ-331

 ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Аверьянова Наталья Николаевна

 

 

Проверил:

 

д.ф.н., профессор  Михайлова Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

                 Оценка

«___»____________ 2012 г.               «__________________»

 

Бологое 2012

 

 

План

   Введение                                                                                                          3

1. Славянские племена в эпоху «Великого переселения народов»               5

2. Версии происхождения термина «Русь»                                                    10

   Заключение                                                                                                    16

   Список литературы                                                                                18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

История в некотором  смысле  есть  священная  книга  народов:

 главная, необходимая;  зерцало их бытия и деятельности;

скрижаль откровений и  правил; завет предков  к  потомству; 

дополнение,  изъяснение  настоящего  и  пример будущего.

Н.М. Карамзин

 

   Правители, законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на  ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные  страсти волновали гражданское общество и какими способами  благотворная  власть  ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить  порядок,  согласить  выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.

     Но  и   простой  гражданин  должен  читать  Историю.  Она  мирит   его  с

несовершенством видимого порядка  вещей, как с обыкновенным явлением во  всех веках; утешает в государственных бедствиях,  свидетельствуя,  что  и  прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство  не  разрушалось;  она питает нравственное чувство и  праведным  судом  своим  располагает  душу  к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.1

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется  естественной потребностью человека знать  историю своей Родины. Народ без  исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет  будущего. Поэтому актуальность рассматриваемой  темы трудно переоценить. И хотя русскому человеку не привыкать жить в условиях неопределенности, все же попробуем разобраться «откуда есть пошла земля русская».

Русская цивилизация никогда  не была маленькой, она всегда охватывала Восточную и даже Центральную  Европу. Она всегда была полиэтнична и составляющие ее этносы были частями одного целого. Не было никакого маленького народа «русь», из которого будто бы и выросла современная Россия. Русичи – это славянские племена, составляющие единое целое. Мы, русские, - это народ, который основал государство, занимающее шестую часть земли на планете, который первым вошел в космос, который по праву может гордиться своей историей. Хотя само по себе происхождение названия страны отнюдь не является решающим для оценки генезиса ее государственности.

Целью моего реферата стало рассмотрение вопросов о том, каким путем сложилось наше государство, выявление исторических корней славянских народов, а также попытаться понять этимологию термина «Русь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Славянские племена в эпоху «Великого переселения народов»  

К середине II тысячелетия  до н. э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н. э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит - I в. н. э., географ Птолемей Клавдий - II в. н. э.) Античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах".2

С конца IV в. н. э. многочисленные германские племена перешли от набегов на Римскую империю к завоеваниям. К этому времени многие народы Евразии научились изготавливать железное оружие, сели на коней, создали боевые дружины. Война, дальние походы стали в повестку дня истории в евразийской части мира. Вожди звали народы в походы. Так, германские племена гнало вперед желание обрести добычу и новые, богатые, уже заселенные и освоенные римлянами земли. На пути их лежали богатые города и роскошные усадьбы. Так началось Великое переселение народов на Запад. Но это явление оказалось свойственным и всему Евразийскому континенту, от Атлантики до Зауралья и Южной Сибири. Участниками Великого переселения стали, правда с большим историческим запозданием, и народы Восточной Европы, в том числе славяне, угро-финны, балты, аланы и др.

Первыми на территории Восточной  Европы сдвинулись с мест германские племена готов. Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились  в Южной Прибалтике, но оттуда их потеснили западные славяне, и готы пустились в путь. От берегов Балтики во II—III вв. н. э. через земли балтов и восточных славян они пришли в степные пространства современной Украины и прожили там два столетия. От готов в славянском языке остались слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем».

В 70-х гг. IV в. с Востока началось новое нашествие в лице гуннов. Потерпев неудачу на востоке, эти воинственные племена двинулись на запад и в IV в. были уже на подходах к Северному Причерноморью — дороге всех кочевых орд с востока.

Нашествие гуннов было еще  одним, может быть, самым крупным, явлением в истории переселения  народов.

Гунны были тюркским народом, и с их появлением начинается господство тюрко-монгольских племен на степных  просторах Евразии. Они знали  железоделательное производство, ковали мечи, стрелы, кинжалы, во время стоянок  гунны жили в глинобитных домах  и полуземлянках, но основой их хозяйства  было кочевое скотоводство.

В своем движении гунны  увлекали всех, кто попадался им на пути. Вместе с ними снимались  со своих мест угро-финские племена, алтайские народы. Вся эта огромная орда вначале обрушилась на аланов, отбросила часть их на Кавказ, а  остальных также втянула в  свое нашествие.

Затем гунны двинулись  в причерноморские степи и  разгромили государство готов. Они  прошли огнем и мечом и по южно-славянским поселениям. В очередной раз спасаясь от гибели, славянское население бежало под укрытие лесов, бросало плодородные южные черноземы.

Центром своей державы  гунны сделали земли по Дунаю, с прекрасными пастбищами. Отсюда они атаковали римские владения и наводили ужас на всю Европу.

Своей наивысшей славы  держава гуннов достигла при их вожде  Аттиле. То был талантливый полководец, опытный дипломат, но грубый и беспощадный  властитель.

Попытка Аттилы завоевать  всю Западную Европу закончилась  в 451 г. грандиозным сражением в Северной Франции, на Каталаунских полях провинции Шампань. Римская армия, куда входили отряды многих народов Европы, наголову разгромила столь же многонациональную армию Аттилы. Вождь гуннов увел остатки своего войска на Дунай, где вскоре и умер во время пира на собственной очередной свадьбе. Утомившись от пищи и вина, он заснул и захлебнулся кровью, хлынувшей из носа в горло.

Вскоре между гуннскими  вождями начались распри, и держава  гуннов распалась. Но движение народов, вспененное гуннской волной, еще продолжалось несколько столетий.3

   Участниками Великого переселения народов стали и славяне. Но случилось это не сразу. После падения державы гуннов вновь населяются дунайские и днепровские берега, лесные поляны в чащах вдоль рек Припять, Десна, верховьев Оки. Это был, как говорят ученые, подлинный демографический взрыв, т. е. быстрое и громадное увеличение славянского населения и его распространение на больших пространствах Восточной Европы. Произошло это в V—VI вв. н. э. Прежде всего выросло славянское население там, куда не доходила конница гуннов, — за Карпатами, в Центральной и Северной Европе. В славянской среде идут мощные переселенческие процессы. Население, укрывшееся в северо-восточных лесах, начинает возвращаться на юг, на свои древние исконные земли, в районы Среднего Поднепровья, бассейны рек Днестр и Буг. Из Повисленья и из-за Карпат славяне двигаются на плодородные земли по Дунаю, и с V в. население этих земель надолго становится чисто славянским по своему составу. Славяне занимают территории, покинутые германцами, продвигаются до реки Эльба на западе и из Среднего Поднепровья далее на восток.

  Одновременно в славянской среде происходят крупные перемены в социальном составе общества — усиливается роль племенных вождей, старейшин, вокруг них складываются боевые дружины, общество начинает делиться на богатых и бедных.

   Возобновляется торговля поднепровских и подунайских жителей с Балканами и греческими городами.   Мир и покой в славянских землях дали свои плоды. Начиная с V в. н. э. на землях, где раньше хозяйничали скифы, сарматы, гунны, в бассейнах Днепра и Днестра складывается мощный союз восточно-славянских племен, которых называли антами, что на иранском наречии означало «жители окраин». Именно таковыми были анты — древние восточные славяне — по отношению к иранским племенам, жившим в юго-восточной части России. А в том, что это были именно славяне, убеждают древние греческие авторы. Они рассказывают, что в V—VI вв. в юго-восточной части Европы сложились два крупных славянских племенных образования. Одно — это племенной союз склавинов, или славян, а второе — родственный им союз антов.

   Племенной союз склавинов образовался в северной части Балканского полуострова, а анты располагались на пространствах от нижнего Дуная до Азовского моря.

   Опираясь на освоенные территории, анты начали с V в. мощное движение в районы Подунавья, на Балканский полуостров, в пределы Византийской империи, враждуя при этом с балканскими славянами. Византия даже пыталась противопоставить их друг другу.

    В эти десятилетия славяне предпринимают дальние рискованные походы, создают сильные военные союзы, объединяют племенные дружины, формируют речные и морские флотилии, на которых быстро передвигаются по рекам и морям на дальние расстояния. Они постоянно переходят Дунай, захватывают византийские города, берут в плен жителей и требуют за них выкуп. Отряды славян доходят даже до средиземноморских берегов. По существу, как и германские племена на западе, восточные славяне начинают колонизацию территорий Византийской империи на Балканах.4 Чтобы противостоять напору антов, византийские императоры построили ряд крепостей по Дунаю. Не имея сил сдержать натиск славян, византийские власти пытаются откупиться от их нашествий богатыми дарами — золотом, дорогими тканями, драгоценными сосудами, предоставляют им некоторые пограничные территории, берут славянских вождей к себе на службу.

   Но не только на юг, на Балканы, рвутся славянские дружины. В колонизационный поток вовлекаются большие массы славянского населения, живущего на просторах Центральной и Восточной Европы от Балтики до Карпат.

   Из бассейна Балтики часть славянских племен двигается на запад, на земли ушедших в глубь Европы германцев. Другая их часть заселяет земли, расположенные к востоку — вплоть до берегов озера Ильмень. Здесь, на пересечении древних торговых путей, от берегов Балтики на восток и юг, встречаются два славянских переселенческих потока. Один — это славянские колонисты с запада, а другой — славянские переселенцы с юга, которые периодически уходили на север под натиском кочевых орд.

  Так проходило формирование мощного славянского центра в Приильменье, здесь позднее возник союз племен, получивших название новгородских словен.5 

    Из Южной Прибалтики на восток двинулись две волны славян: кривичи, создавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, создавшие Новгород и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Радимичи и вятичи пришли «от ляхов». Расселение повело к распаду былого племенного единства. Наконец, в IX-Х вв. сложилась Киевская Русь – «крупное явление в истории восточного славянства», – распавшаяся во второй половине XII в.   Киевская Русь возникла тогда, когда славянство перестало существовать как целостность, сохранив как реминисценцию былого единства общепонятность речи, или близость языков.6

    По существу, через всю Восточную Европу протягивались в V—VI вв. крепкие нити, связывающие всех славян, живущих на этих территориях. Переселенческие процессы стали тем рычагом, который формировал славянские племенные союзы.7

 

2. Версии происхождения термина «Русь».

   Первыми словами исторического труда Нестора были слова о происхождении Руси "Откуда есть пошла Русская земля". В литературе имеются около двадцати различных ответов на этот вопрос, взаимно исключающих друг друга. По мнению Б.А. Рыбакова, русов считали и варягами, и литовцами, и балтийскими славянами, и финнами, и славянами, и среднеазиатскими аорсами, и др. Основная же борьба в историографии по этому вопросу, которая не прекращается и сегодня, шла между норманистами и их противниками. Длительность споров о происхождении Руси во многом объяснялась противоречиями в источниках, обилием домыслов и догадок у самих древних авторов. В этих источниках имеются прямые указания на то, что русы — варяги и столь же прямые свидетельства их славянства. Русов то называют кочевниками, то говорят, что они из племени славян, то противопоставляют их славянам и т.д. Мнения на сей счет разнохарактерны, очевидно, историки и далее будут трудиться в этой области, высказывать свои гипотезы и различные суждения. Однако необходимо учитывать, что в "Повести временных лет" Нестора употребление слов "Русь", "Русская земля" ассоциируется с понятием восточных славян, единой русской народности, единого русского государства. Это же понятие характерно и для более поздних суждений летописцев.8  

Информация о работе "Откуда есть пошла земля русская": споры о прародине славян