Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 16:29, реферат
Помимо поисков каменного угля возникала необходимость в изыскании различных целебных трав для медицины того времени. Таким образом указом Петра I был направлен ботаник Даниель Мессершмидт в Сибирь для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей. Даниель Мессершмидт также вошел в историю Кузбасса, как известный исследователь земли Кузнецкой. Во втором разделе своего реферата я поясню, кто же все-таки этот немецкий ученый Мессершмидт и какую важную роль он внес в историю нашего края.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 РУДОЗНАТЕЦ МИХАЙЛО ВОЛКОВ ……………………………………..4
2 ДАНИИ́Л ГО́ТЛИБ МЕ́ССЕРШМИДТ ……………………………………6
3 ОТКРЫТИЕ КУЗНЕЦКОГО КАМЕННОУГОЛЬНОГО
БАССЕЙНА ……………………………………………………………………. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..13
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Р
Е Ф Е Р А
Т
По дисциплине:
«История горного дела»
Тема: «Открытие Кузнецкого каменноугольного бассейна. Рудознатец
Михайло
Волков. Даниил Готлиб Мессершмидт»
Выполнил:
Проверил:
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1
РУДОЗНАТЕЦ МИХАЙЛО
ВОЛКОВ ……………………………………..4
2
ДАНИИ́Л ГО́ТЛИБ МЕ́ССЕРШМИДТ
……………………………………6
3 ОТКРЫТИЕ КУЗНЕЦКОГО КАМЕННОУГОЛЬНОГО
БАССЕЙНА
…………………………………………………………………….
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
В центральных районах России, где были сосредоточены металлургические заводы, потреблявшие древесный уголь, в начале ХVIII века стал ощущаться недостаток топлива - значительная часть лесов была выжжена. Поэтому правительство Петра 1 форсировало строительство заводов на лесистом Урале и всячески поощряло поиска каменного угля. В 1722 году берг-коллегия предложила В. Геннину, ведавшему уральскими и сибирскими заводами, «иметь старание о прииске каменного угля как и в прочих европейских государствах обходятся дабы оным лесам теми угольями было подспорье». Поисками угля занималась специальная команда рудоискателей, созданная при берг-коллегия. Рудоискатель Михаил Волков в 1721 году открыл каменный уголь на берегах Томи. О котором повествуется в первом разделе данного реферата. [3]
Помимо поисков каменного угля возникала необходимость в изыскании различных целебных трав для медицины того времени. Таким образом указом Петра I был направлен ботаник Даниель Мессершмидт в Сибирь для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей. Даниель Мессершмидт также вошел в историю Кузбасса, как известный исследователь земли Кузнецкой. Во втором разделе своего реферата я поясню, кто же все-таки этот немецкий ученый Мессершмидт и какую важную роль он внес в историю нашего края.
По
поводу первооткрывателя Кузнецкого каменноугольного
бассейна возникает много споров.
Но кто же все-таки является истинным и
законным первооткрывателем Кузнецкого
каменноугольного бассейна? Об этом я
поясню в основной части реферата в последнем
разделе.
1 РУДОЗНАТЕЦ МИХАЙЛО ВОЛКОВ
О жизни и деятельности первооткрывателя угля в Кузбассе Михайло Волкова сохранилось мало документов. Сведения о нем не только скупы, но и отрывочны. Одни считают его бывшим крепостным помещицы Селивановой Переяславского уезда Рязанской провинции, бежавшим от своих хозяев в Сибирь. В качестве доказательств приводилась запись в протоколе берг-коллегии от 26 мая 1724 г.: «А ему, Волкову, и прочим рудоискателям указом объявить, чтобы они помещикам своим и приказчикам во всем были послушны и подати государства и помещичью работу работали без всякой оговорки».
Другие исследователи считают, что Михайло Волков - коренной сибиряк, родом из Тобольска. Он в свое время примкнул к одной из артелей буровщиков и в теплое время скитался по Сибири. Михайло Волков был в группе рудознатца Степана Костылева, получившего широкую известность в 20-х годах XVII века. Эта группа пользовалась особым покровительством крупного государственного деятеля В. А. Татищева. Группа Степана Костылева сделала ряд значительных открытий месторождений, богатых серебряными, медными и железными рудами, в Кузнецком уезде. В этом участвовал и рудознатец Михайло Волков.
В одном из очередных походов он, исследовав «горелую гору», заметил, что «на камни навалились пышущие жаром угли. Прогорая, они покрываются нежным сизоватым пеплом ... Но что это! Показалось, будто камни тоже горят. Без пламени, распространяя сладковато - удушливый смрад. Не поверив, рудознатец отгреб их в сторонку. Горят! Впрочем, какой же это камень? Это уголье, только каменное ... Каменное уголье!»
В
феврале 1722 г. Михайло Волков представлял
в берг-коллегию заявку на открытие угля
на территории современного Кузбасса.
Уголь был в семи верстах от Верхотомского
острога на территории современного Кемерово.
За свое великое открытие Михайло Волков
не получил никакого вознаграждения от
правительства. Уголь не добывали.
Перспективу
развития Кузнецкого угольного бассейна
открыла Великая Октябрьская социалистическая
революция. Подвиг Михайло Волкова, простого
русского труженика, сумевшего преодолеть
огромные лишения на пути к большому открытию,
останется навечно в памяти кузбассовцев.[5],[6]
2 ДАНИИ́Л ГО́ТЛИБ МЕ́ССЕРШМИДТ
Да́ниэль (Дании́л) Го́тлиб Ме́ссершмидт - немецкий медик и ботаник на русской службе, «один из сподвижников Петра I по исследованию России» Руководитель первой научной экспедиции в Сибирь, родоначальник русской археологии, открыл петроглифы.
5 ноября 1718 года появился указ Петра I о посылке доктора Мессершмидта в Сибирь «для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей: трав, цветов, корений и семян и прочих статей в лекарственные составы». Этот указ ставил Мессершмидта в непосредственное подчинение медицинской канцелярии и президента медицинского факультета Л. Блюментроста, куда он должен был присылать все собранные материалы и откуда должна была производиться в Сибири выплата ему жалования и прогонных денег.
Он не имел никакой другой инструкции, не было установлено никакого срока его пребывания в Сибири, не имел он и сколько-нибудь чёткого маршрута путешествия. По мнению В. И. Вернадского, с путешествий Мессершмидта «начинается естественнонаучное изучение России, они являются родоначальниками того великого коллективного научного труда, который беспрерывно и преемственно продолжается с 1717 года до наших дней, всё более разрастаясь как по своей силе, так и по ширине захваченных интересов». Выехав из Петербурга в 1719 году, он вернулся из своего путешествия назад в Петербург только через 8 лет.
Несомненно, труд Мессершмидта прошёл не бесследно. Хотя о его путешествии своевременно появилось очень немногое, но оставшиеся в рукописи его дневники и привезённые им из Сибири научные коллекции были использованы.
Так, его растения были описаны и использованы — уже после его смерти - в Петербурге Буксбаумом и Амманом, ими пользовался Гмелин. Лишь немногие были описаны им самим в «Мемуарах Парижской академии наук», куда их доставил Пётр Великий в 1720 году.[7]
Его картографические открытия и многочисленные сибирские наблюдения были использованы Страленбергом. Позже Георги и Паллас сделали вытяжки из его открытий и напечатали их через 60 -70 лет после его путешествия. Здесь даны, между прочим, определения широт (32 пункта по Нижней Тунгуске), которые были новы не только в эпоху Палласа (1782), но и во времена Миддендорфа (1860) являлись основою карты. Ошибки в его определениях достигают 1—5 градусов — для его времени и средств допустимая ошибка. Мессершмидт первым исследовал Среднесибирское плоскогорье. Проводя съёмку местности, где только было возможно, Мессершмидт установил, что изображения рек Оби, Ангары, Нижней Тунгуски на прежних картах были далеко не точными.[9]
Мессершмидт изучил и описал соляные промыслы Соликамска, Уктусский горный и Лялинский медеплавильный заводы, месторождения угля на Нижней Тунгуске, рудные месторождения района Нерчинска; составил карту Сибири (от Урала до Енисейска) c указанием месторождений полезных ископаемых, горных предприятий и металлургических заводов; собрал коллекции минералов и руд Урала и Забайкалья (149 образцов; часть этих образцов была включена M. B. Ломоносовым в его «Минеральный каталог»). [8]
3 ОТКРЫТИЕ КУЗНЕЦКОГО КАМЕННОУГОЛЬНОГО
БАССЕЙНА
Как отмечалось выше, М. Волков примкнул к группе С. Костылева, открывшей месторождения полиметаллических руд в предгорьях Алтая. А чем он занимался раньше? Когда и как стал рудоискателем?
В протоколе берг-коллегии от 26 мая 1724 года записано: «Слушали доношение вдовы Федоровской, жены Селиванова, Феклы Петровой дочери, человека ее Алексея Жирнова, поданного маия двадесят первого дня, приказали в Переяславскую провинцию Резанского послать указ и велеть показанного в вышеписанном доношении ее, Селивановой, крестьянина Михайлу Волкова в ту провинцию сыскать и взять у него подлинной данной из берг-коллегии указ и освидетельствовать за чьею оной закрепою и, списав с него копию, прислать в берг-коллегию при доношении, а подлинной ему отдать с роспискою. А ему, Волкову, и протчим рудоискателям указом объявить, чтобы они помещикам своим и прикащикам во всем была послушны и подати государевы и работу помещичью работал без всякой отговорки».
Этот документ представляется довольно убедительным, тем не менее нельзя забывать об утверждении Г. Веймарна и В. Рожкова, что М. Волков был тобольским казачьим сыном. Г. Веймарн пишет: «...в 1720 году оный же Костьтлев, взяв с собой тобольского казачьего сына Михайла Волкова, и быв с ним в местах, лежащих над рекою Алеею и между оной в рекою же Чарыша, нашли в разных тамо урочищах медные руды»… .По данным В. Рожкова, тобольский казачий сын М. Волков и С. Костылев должны были встретиться в Кунгуре в октябре 1720 года.
М. Рожков приводит список рудознатцев, которых В. Н. Татищев в 1720 году привез с собой из Москвы на Урал, - М. Волкова среди них нет. Вместе с тем Рожков и Веймарн, ссылаясь на известные им документы, сообщают, что М. Волков был тобольским казачьим сыном, а Веймарн прямо пишет, что этот казачий сын искал руды вместе с Костылевым.
Следовательно, есть больше оснований предполагать, что первооткрывателем кузнецкого угля был тобольский казачий сын Михайло Волков.
Группа С. Костылева в 1720—1721 годах вела поиски полезных ископаемых в северных предгорьях Алтая. В феврале 1722 года М. Волков сделал заявку на железную руду, найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в «горелой горе» в семи верстах от Верхотомского острога, на территории современного г. Кемерово, где и сейчас видны выходы угольных пластов в обрыве правого берега реки Томи. [1],[4]
Когда в сентябре 1957 года отмечалось 50-летие Кемеровского рудника, горняки не забыли о первооткрывателе. У высокого обрыва воздвигнут обелиск в честь первооткрывателя кузнецкого угля Михаила Волкова.
Открытия Капустина на Дону и Волкова на Томи как никогда отвечали потребностям времени: в России развивалась металлургия, которая требовала все больше топлива.
Жителям Кузнецкой земли издавна были известны «горелые горы» со следами угольных пожаров и слоями обожженных горных пород. В такой-то горе Волков и нашел «горючий камень». Получив образцы каменного угля, в берг-коллегии постановили послать на место запрос о способах доставки угля к заводам и рудникам: «...в том реестре нумера первого показан уголь каменный из Томска доносителя Михайла Волкова, и в оном угле осведомить - невозможно ль оттуда водяным путем к заводам или рудникам каким промыслам возить, и о том репортовать».
Подразумевалась, очевидно, поставка угля на заводы Урала, так как ни на Алтае, ни в другом месте Сибири металлургических заводов тогда еще не было.
Неизвестно, какой ответ получила берг-коллегия на свой запрос. доставка кузнецкого угля к уральским заводам по Томи в Оби была явно не под силу транспорту ХVIII века, да в этом и не было особой необходимости: уральские леса в изобилии снабжали топливом местные заводы. Но стоит отметить что использование кузнецкого угля уже при его открытии было поставлено в прямую связь со снабжением топливом уральской металлургии.
Открытие Волкова тогда, в 1720-х годах, не нашло практического применения. Сам Волков был послан на уральский Подволошный рудник и его дальнейшая судьба неизвестна. Но какой бы не была личная судьба М. Волкова, его открытие сыграло позднее выдающееся значение в судьбе земли Кузнецкой. [2]