Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:07, реферат
Александр I (1801–1825) взошел на престол 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота. Ему тогда было 23 года. Александр был любимым внуком Екатерины II, она руководила его воспитанием. Он был хорошо образован, говорил, что мечтает дать России конституцию. Сразу после воцарения Александр заявил, что будет править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II.
* Начало царствования Александра I. Деятельность М.М. Сперанского. Реформы
* Внешняя политика России в начале ХIХ века. Отечественная война 1812 г.
* Участие России в антинаполеоновских коалициях 1805-1807 гг.
* Отечественная война 1812 г.
* Бородинская битва 26 августа 1812 г.
* Венский конгресс
* Движение декабристов
План работы:
Начало царствования Александра I. Деятельность
М.М. Сперанского. Реформы
Александр I (1801–1825) взошел на престол 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота. Ему тогда было 23 года. Александр был любимым внуком Екатерины II, она руководила его воспитанием. Он был хорошо образован, говорил, что мечтает дать России конституцию. Сразу после воцарения Александр заявил, что будет править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II.
Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений – либерального и консервативно-охранительного – и лавирование императора между ними.
Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода:
В первые годы царствования Александр I опирался на небольшой круг друзей, сложившийся вокруг него еще до восшествия на престол. Этот неофициальный орган получил название Негласный комитет (1801–1803). В него входили П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, разрабатывавшие государственные реформы с 1801 по 1803 гг. Планы комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России (под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти).
По мнению русского историка С.Ф. Платонова, преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета.
Реформы Александра I
Крестьянский вопрос
обходить указ, сдавая землю в долгосрочную аренду. В 1810–1817 гг. на Украине и Белоруссии
было сдано в аренду 350 тыс. душ.
Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.
крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. К 1825 г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тыс.).
Реформа системы образования
1 ступень – одноклассное приходское училище при церковном приходе;
2
ступень – уездное
3
ступень – шестиклассная
4
ступень – университет во
Реформа органов центрального управления
сосредоточивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.
Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839). Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря своим личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект ре-
форм, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен.
Изложение
программы Сперанского требует
некоторых предварительных
С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе – Государственной Думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения
законов до их внесения
в Государственную Думу. Исключительное
право законодательной
Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы – волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, «людям среднего состояния» (купцы, государственные крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян.
Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным Советом или императором. Закон вступал в силу
только после одобрения Думой. Она же контролировала деятельность исполнительных органов власти (министры были подотчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире).
Александр одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление широкомасштабных реформ. По его мнению, преобразования следовало начинать с центральной системы государственного управления, а затем поэтапно переносить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет – законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также порядок делопроизводства. Кроме того, в рамках плана Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов.
Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь.
Реформаторскую
деятельность Александра I отличала компромиссность
и непоследовательность, что вызывало
негативную реакцию как слева, так и справа.
Сперанский становится объектом постоянных
нападок «консервативной части света»
и противников преобразований. О нем распускаются
политические сплетни, молва объявляет
его даже французским шпионом. Наступает
охлаждение и в личных отношениях Александра
и Сперанского. В этих условиях император
«внимает общественному мнению» – реформатор
удаляется от двора.
Внешняя политика России в начале ХIХ в. Отечественная война 1812 г.
На рубеже XVIII–XIX вв. четко определились два направления во внешней политики России:
Одним из первых актов Александра I при вступлении на престол было восстановление отношений с Англией, нарушенных Павлом I, но Александр не хотел вступать в конфликт и с Францией. Нормализация отношений с Англией и Францией позволила России активизировать свою деятельность на Ближнем Востоке, преимущественно в районе Кавказа и Закавказья.
Обстановка в Закавказье резко обострилась в 80–90-х гг. XVIII в., когда Османская империя и Иран предприняли активную экспансию в Грузию. Вступивший на грузинский престол в 1798 г. Георгий ХII вновь обратился к русскому правительства с просьбой о покровительстве. В 1800 г. Эта просьба была принята Павлом I, но вхождение Восточной Грузии в состав России произошло уже при Александре I. По манифесту Александра I от 12 сентября 1801 г. грузинская царствующая династия Багратидов лишалась престола, управление Восточной Грузией переходило к русскому наместнику. Там вводилась царская администрация. В 1803–1804 гг. на тех же условиях в состав России вошли
остальные части Грузии. Россия получила важную в стратегическом отношении территорию для укрепления своих позиций на Кавказе и в Закавказье. Большое значение не только в стратегическом, но и в экономическом отношении имело завершение в 1814 г. строительства Военно-Грузинской дороги, которая связывала Закавказье с Европейской Россией.
Присоединение Грузии столкнуло Россию с Ираном и Османской империей. Враждебное отношение этих стран к России подогревалось интригами Англии, с тревогой следившей за успехами России. В 1804–1806 гг. велась русско-иранская война, успешная для России. По Гюлистанскому миру, подписанному 24 октября 1813 г., Иран признал закрепление за Россией основной части Азербайджана. России также предоставлялось право держать на Каспийском море свои военные суда.