Освобождение народов Азии и Африки во второй половине XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Работа содержит 1 файл

Освобождение народов Азии и Африки во второй половине XX в.docx

— 28.56 Кб (Скачать)

Освобождение  народов Азии и  Африки во второй половине XX в. 

После второй мировой войны начался  процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Деколонизация — процесс обретения независимости  бывшими колониями европейских  государств-метрополий. Первый пик  деколонизации связан с освобождением  США от господства Великобритании, а затем латиноамериканских стран  от господства Испании и Португалии. Наиболее интенсивная деколонизация  была осуществлена после окончания  Второй мировой войны, когда независимость  получили большинство колоний в  Африке и Азии.

  • В августе 1947 г. получили независимость Индия и Пакистан.
  • В 1957 г. англичане, подавив партизанское движение, передали власть умеренным националистам в Малайе.
  • В Бирме Англия не пыталась восстановить колониальный режим.
  • В 1968 г. Англия объявила об уходе из своих бывших владений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.
  • Франция потерпела поражение в войне во Вьетнаме (1946 – 1954 гг.). Проблемы североафриканские колонии.
  • В 1956 г. получили независимость Марокко и Тунис. 8 лет продолжалась борьба в Алжире.
  • После образования Ирака (1932 г.) и Египта (1936 г.) Великобритания 20 лет сохраняла там свое военное присутствие.

Многие из бывших колоний приобрели независимость  мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

  • Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия,
  • в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии.
  • 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость.
  • Последняя в истории колониальная империя — Португалии — рухнула в 1975 г.

Можно сделать вывод:

Деколонизация Африки осуществлялась в обстановке различных конфликтов (международных, межпланетных, расовых). В большинстве  государств установились военные диктатуры  или авторитарно-монархические режимы. В нескольких государствах правительство  терпимо к оппозиции. Конфликты  порождают проблему беженцев. В Африке – 10% населения мира, 1% промышленного  производства. Бедность. Безработица. Растущая задолженность. 
 

Конфликты и кризисы в  развивающихся странах.

Приобретение  независимости далеко не всегда гарантировало  возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам. 
 

Итоги первых преобразований.

В большинстве  выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические  отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. — 74%, и 64% в 1990 г., Китае — 83% и 72% , Эфиопии — 93% и 86%). При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, то есть в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах.

Большая и  стремительно возраставшая численность  населения (в 1995 г. — 1,2 млрд. в Ки-тае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бан-гладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Ре-альные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для исполь-зования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

В целом  страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

В то же время  проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Еще в 1960-е гг. производство валового национального продукта на душу населения в Гане и Южной Корее было одинаковым (230 долл.). В 1990-е гг. Южная Корея превзошла Гану более чем в 10 раз, войдя в группу стран с высоким уровнем дохода. 

Афганский эксперимент

 Задачи  открывшейся в Кабуле все афганской ассамблеи достаточно просты: избрать новое руководство страны на 18 месяцев и решить, каким быть Афганистану - конституционной монархией или республикой. А если республикой - то президентской или парламентской. После самоотвода экс-монарха Мухаммеда Захир Шаха и бывшего президента Исламского Государства Афганистан Бурхануддина Раббани единственной кандидатурой на пост главы государства на переходный период стал глава временной администрации Афганистана Хамид Карзай. «Западные СМИ как о большом достижении сообщают о том, что в свободных выборах участвуют делегаты, которые еще несколько месяцев назад находились по разные стороны фронта или были беженцами, и в стране царит невиданная для Афганистана свобода слова. Однако если это и повод для радости, то временный. Ситуация на самом деле не столь прекрасна. За ключевые посты в афганском кабинете уже давно торгуются полевые командиры, ведь именно за ними настоящая власть в Афганистане. Страна раздроблена на племенные кланы, фракции полевых командиров - местных вооруженных феодалов - вступают в шаткие союзы. Пуштунские племена юга недовольны снятием кандидатуры короля, которого они считают "отцом нации". Вчера они устроили массовые беспорядки, требуя назначить Захир Шаха президентом.» 

 Эксперимент  с установлением демократии в  этой стране вряд ли окажется  успешным. Избрание парламента, каждый  член которого принесет клятву  о непричастности "к терроризму  и ущемлению прав человека", что, кстати, требовали от всех  депутатов. Это, конечно, не  единственное государство мира, где из-за сложившейся социальной  структуры и преобладающей общественной  идеологии остается возможным  новый приход к власти исламских  экстремистов, в том числе и  абсолютно демократическим путем. Враждебность многих социальных слоев в мусульманских странах к Западу и готовность многих жителей к священной войне. Привить Афганистану парламентскую демократию по европейскому подобию невозможно. Здесь иная реальность. Один из депутатов пошутил, что собрание из-за обилия полевых командиров напоминает военный совет. Он прав. Ведь именно от согласия коалиции военизированных группировок зависит сегодня будущее Афганистана. 

В 1994 г. В  борьбу включилось «Движение талибов», бывших студентов духовных училищ, прошедших подготовку в военных  лагерях оппозиции в Пакистане. В сентябре 1996 г. Талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны. Вслед за расправой с политическими противниками они потребовали от населения строгого соблюдения законов шариата. За отступление от подписанных правил полагалось наказание по средневековым исламским законам.

Опыт Афганистана, оплаченный ценой сотен тысяч  жизней, показал, насколько сильным  может быть сопротивление традиционного  общества программам его перестройки.

Осенью 2001 г. После отказа правительства талибов выдать США У. бен Ладена, организовавшего террористические акции в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Афганистане была проведена военная операция с целью смещения правительства. В ней участвовали, наряду с американскими войсками, силы вооруженной антиталибской оппозиции. В ноябре талибы покинули столицу страны Кабул. В декабре власть перешла к временной администрации Афганистана. В 2004 году была принята новая Конституция и проведены первые президентские выборы, на которых победил Хамид Карзай. 
 
 

Арабо-израильский  конфликт

Арабо-израильский  конфликт — противостояние между  рядом арабских стран, а также  арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения  подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной  стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль  было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около  столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство. 

После распада  Османской империи в результате её поражения в Первой мировой  войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины  сводился, главным образом, к территориальным  притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накопления ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающие межнациональную рознь. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) число враждебных Израилю государств сократилось. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов евреев и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Первой попыткой остановить конфликт стал договор, подписанный  лидерами Израиля и Египта М. Бегином и А. Садатом при посредничестве США в 1979 г. В Кэмп –Дэвиде. Это было отрицательно воспринято как в арабском мире, так и в Израиле. В середине 1990 – х годов переговоры между премьер – министрами Израиля И. Рабином и Ш. Персом и руководителем Организации освобождения Палестины Я. Арафатом привели к заключению договоренностей о ближневосточном урегулирование. Однако переговорный процесс постоянно подвергался угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия со стороны части израильского общества. В начале 21 века произошло очередное обострение ситуации на Ближнем Востоке. 

Позиция сторонников Израиля

Сионистское движение, на основе которого было создано  государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа, и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах:

  • Принцип равенства народов: подобно другим народам, у которых есть свое суверенное государство, евреи также имеют право жить в своей стране и управлять ей.
  • Принцип необходимости защиты евреев от антисемитизма: явление антисемитизма, кульминировавшее в целенаправленном геноциде против евреев (Холокост), проводившимся нацистской Германией в первой половине 1940-х годов, вынуждает евреев организоваться в целях самозащиты и найти территорию, которая служила бы убежищем в случае повторения катастрофы. Это возможно только с созданием еврейского государства.
  • Группа общественных организаций, представляющих интересы евреев, изгнанных из арабских стран в 1948-1970-е гг., чьи потомки составляют до 40 % населения Израиля, считает, что территории, приобретённые евреями в Израиле, несоразмерно меньше, чем утраченная ими в ходе изгнания недвижимость, а материальные потери согнанных со своих земель палестинцев также меньше, чем потери изгнанных евреев.

Информация о работе Освобождение народов Азии и Африки во второй половине XX в