Освобождение Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:26, доклад

Описание работы

Беды и страдания принесли немецко-фашистские захватчики жителям Кубани, тысячи воинов погибли в боях. За четыре года в ряды Советской армии на защиту Отечества ушло более 700 тысяч кубанцев, 500 тысяч из которых не вернулись домой. За время оборонительных и наступательных боев (август 1942 – сентябрь 1943 года) на территории Кубани погибло более 120 тысяч советских солдат и офицеров, 12 воинов повторили подвиг Александра Матросова.

Работа содержит 1 файл

Osvobozhdenie_Krasnodarskogo_kraya_ot_nemetsko.docx

— 17.70 Кб (Скачать)

Освобождение  Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков

Беды и страдания принесли немецко-фашистские захватчики жителям Кубани, тысячи воинов погибли в боях. За четыре года в ряды Советской армии на защиту Отечества ушло более 700 тысяч  кубанцев, 500 тысяч из которых не вернулись домой. За время оборонительных и наступательных боев (август 1942 –  сентябрь 1943 года) на территории Кубани погибло более 120 тысяч советских  солдат и офицеров, 12 воинов повторили  подвиг Александра Матросова.

Более полугода, а в отдельных  районах края почти год, длилась  оккупация немецко-фашистскими захватчиками кубанских городов, станиц и хуторов. С первых дней оккупации фашисты  начали зверствовать над мирными  жителями. Замысел врага по овладению  Кубанью состоял в том, чтобы  окружить и уничтожить советские  войска южнее и юго-восточнее  Ростова и овладеть Северным Кавказом.

Сотни краснодарцев ушли в предгорья  Кавказа и стали суровыми народными  мстителями. Партизанский отряд «Батя», сформированный из инженеров и рабочих завода «Главмаргарин» под командованием П. К. Игнатова, провёл несколько диверсионных операций.

За подрыв немецкого военного эшелона  его сыновья братья Евгений и  Геннадий Игнатовы получили посмертно  звание Героев Советского Союза.

Немалый урон в живой силе и технике  нанесли гитлеровцам краснодарские  партизаны отрядов «Грозный», «Красногвардеец», «Народный мститель» и другие. Партизанские отряды, действовавшие  на всей оккупированной территории края, доставляли частям Красной Армии  ценные разведывательные данные о численности  фашистских гарнизонов, расположении огневых точек врага.

Войска Южного фронта, успешно продвигаясь  на ростовском и тихорецком направлениях, в районе Сальска соединились с войсками правого крыла Закавказского фронта.

9 февраля она в составе Северо-Кавказского  фронта начала Краснодарскую  операцию 1943, в ходе которой 12 февраля был освобожден Краснодар,  что стало одним из кульминационных  событий в освобождении Кубани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот рассказ девушки Нины Федюковой, пережившей оккупацию Краснодара.

 

Жить во время оккупации  было трудно. Продуктов не было. Необходимо было идти в станицу за хлебом. Мама была слабой болезненной женщиной, поэтому надо было идти мне, кроме того, я не хотела оставаться дома одна. Уже наступила осень. По утрам стали заморозки. Я с тетей пошла. Туда мы дошли благополучно, но оттуда мне пришлось особенно трудно. Сначала мы попытались сесть на поезд, но не успела я сбросить с плеч мешок, как ко мне

подскочил немец и стал бить палкой. Палка оказалась очень  тяжелой, так что мне досталось  много. Избитая, я дошла до старого  сарая и там упала. Сердце мое  пылало огнем, рыдания вырывались из груди, слезы душили меня. Не могу описать  моего душевного состояния тогда. Была уже ночь, но приюта не было. Избитая  и измученная,  я шла по дороге. Скоро я натерла ноги туфлями. В них невозможно было больше идти. Несмотря на холод, я разулась. Ноги мои покраснели от холода, грязь липла к ногам, но я ничего не чувствовала. Душа моя горела затаенной ненавистью и горькой обидой, а в голове мелькала мысль: «Это вам не пройдет даром. Красная Армия, отец, брат, отомстят вам. Настанет день расплаты, и вы ответите за мучения, слезы тем же». Так завершилась моя «поездка» в станицу. Не раз приходилось переносить и оскорбления. Однажды я возвращалась домой. За спиной был мешок с бураками. Вдруг несколько немцев остановили меня и стали трогать мешок. Они наверное думали что там яблоки или еще что либо. Я уверяла, что я несу бураки, но мои убеждения не помогли. Один из них снял мой мешок, оттолкнул меня и стал развязывать. Удостоверившись, что это бураки, они расхохотались. «Русские свиньи, — кричали они, — они не едят хлеб, только то что едят животные». Они  долго еще смеялись, что-то говорили между собой, указывая на меня, и все новый и новый взрыв глупого хохота заставлял меня вздрагивать. Я вся кипела негодованием, но не имела возможности доказать им, что это не действительно. Я взяла мешок и побрела домой. За спиной еще долго раздавался звериный рев этих животных. Терпения не было больше мириться с такой жизнью. Сладкая мысль об освобождении не покидала меня. Я была уверенна в скором освобождении. Надежда в освобождении не была напрасной. Настал день, когда солнце запылало над нашим городом. Двенадцатое февраля 1943 года. Ясное морозно утро. По улицам движутся колонны красноармейцев-освободителей. Смотришь на движущуюся массу близких, родных людей и радость захватывает дыхание. Вот где свобода!

 

Ночью 12 февраля советские войска овладели железнодорожным вокзалом, и вышли на центральные улицы  города. Рано утром 12 февраля на башне  «Зелёного гастронома» (угол улиц Красной  и Гимназической) реяло красное  знамя, водружённое группой конной разведки. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная на историческом особняке.

Радостно встречали жители своих  освободителей – с красными флагами, сохранёнными под страхом смерти, цветами.

Город лежал в руинах, изуродованный  бомбёжками и взрывами. На улице  Красной практически не осталось ни одного целого здания. За 6 месяцев  оккупации (с 9.08.42 по 12.02.43 гг.) было уничтожено 96 промышленных предприятий, взорвано и сожжено 420 культурных административных и жилых зданий. В развалины  превращены фабрики и заводы, школы  и театры, больницы и детские сады. Только в душегубках было умерщвлено 7 тысяч человек.

Противник, оказывая яростное сопротивление, постепенно отводил остатки разгромленных  соединений и частей к низовьям Кубани и на Таманский полуостров. В ночь на 4 февраля и 5-9 февраля Черноморский флот высадил в районе Мысхако  морской десант (свыше 15 тысяч человек  с артиллерией и танками), который  захватил небольшой плацдарм, сыгравший  важную роль при освобождении Новороссийска.

В ходе дальнейшего наступления  армии Северо-Кавказского фронта к началу мая вышли к Таманскому полуострову, где встретили упорное  сопротивление противника на «Голубой линии», проходившей от Азовского  моря до Новороссийска. Попытки войск  фронта прорвать этот рубеж обороны  весной 1943 успеха не имели. В это  же время на Кубани произошло крупнейшее воздушное сражение, которое выиграла советская авиация. В начале июня по указанию Ставки ВГК войска Северо-Кавказского  фронта перешли к обороне и  начали готовиться к завершающим  боям по ликвидации Таманского плацдарма  противника.

Наступление на Северном Кавказе возобновилось  осенью 1943 года. 9 сентября началась Новороссийско-Таманская  операция, в результате которой была прорвана «Голубая линия» противника и 16 сентября освобожден Новороссийск. Войска Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с авиацией, Черноморским флотом и Азовской военной флотилией  завершили разгром таманской  группировки противника и 9 октября  полностью очистили от оккупантов Таманский  полуостров, завершив тем самым героическое  освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Потери врага только за время  наступательных операций составили 281 тысячу солдат и офицеров, 1358 танков, 2 тысячи самолетов, 7 тысяч орудий и  минометов, 22 тысячи автомашин, 35 тысяч  мотоциклов, 54 тысячи велосипедов и  самокатов. Указом Президиума Вооруженных  сил СССР от 1 мая 1944 была учреждена  медаль «За оборону Кавказа», которой  награждены около 600 тысяч человек. Среди них большое число кубанцев. 


Информация о работе Освобождение Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков