Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Тема Великой Отечественной войны, казалось бы, полностью освещена в литературе, прессе, научных трудах. В тоже время многие точки зрения пересмотрены. Целью моей работы я считаю исследование роли победы СССР в Великой Отечественной войне, событий, предшествовавших этому. В сложившейся на тот момент обстановке США и Англия были вынуждены пойти на союз с СССР. Образовалась антигитлеровская коалиция государств. С помощью объективного анализа хода, уроков и итогов последних лет войны я попытался выяснить всемирно-историческую роль Победы.

Содержание

I. Введение. (с.3)

II. Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. (с.4-17)
1. Начало освобождения Белоруссии:
а). Военная и политическая обстановка накануне операции "Багратион";
б). Начало боевых действий;
в). Создание Белорусского центрального совета;
г). Освобождение восточных районов республики.
2. Борьба с захватчиками на оккупированной территории:
а). Партизанское движение в 1943-1944 гг.;
б). Борьба местного населения с оккупантами;
в). Вклад народов Западной Европы в освобождение республики;
г). Армия Краёва в Белоруссии.
3. Операция "Багратион":
а). Подготовка к операции;
б). Начало операции;
в). Освобождение Минска;
г). Ликвидация Минского котла;
д). Последние дни оккупации.

ІІІ. Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. (с.18-26)

1. Победоносное завершение войны:
а). Закрепление военного успеха после освобождения Белоруссии;
б). Восстановление экономики СССР в послевоенный период.

2. Передел сфер влияния в мире во время Великой Отечественной войны и после её завершения:
а). Тегеранская конференция;
б). Личные переговоры Черчилля и Сталина;
в). Решения Ялтинской и Потсдамской конференции;
г). Изменения государственной границы СССР в 1944-1945 гг.
3. Роль победы СССР над Германией и её союзниками:
а). Создание Организации объединённых наций;
б). Нюрнбергский процесс;
в). Образование биполярного мира. Начало "холодной войны".

ІV. Заключение. (с.27-28)

Работа содержит 1 файл

курсовая ВОВ.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

              "По словам Черчилля, в Кремле создалась деловая атмосфера, и он предложил Сталину урегулировать дела на Балканах. "Не будем ссориться из-за пустяков", - сказал британский премьер-министр. После этого он взял пол листа бумаги и написал:

              "-Румыния

              Россия - 90 %

              Другие - 10 %

              -Греция

              Великобритания (в согласии с США) - 90 %

              Россия - 10 %

              -Югославия - 50:50 %

              -Венгрия - 50:50 %

              -Болгария

              Россия - 75 %

              Другие - 25 %".

              По утверждению Черчилля, он передал этот листок Сталину, тот поставил на нём птичку синим карандашом и вернул листок британскому премьер-министру"*.

              Черчилль явно хотел приуменьшить значение этого эпизода и рассказал о нём неточно. По советской записи беседы, Сталин сразу же сделал замечание по пункту о Болгарии:  России - 90 % , а 10 % - для Англии. Очевидно, Сталин добивался в отношении Болгарии такого же соотношения, как и в отношении Румынии и Греции. Черчилль уступил.

              Соглашаясь на британское преобладание в Греции, Сталин в то же время энергично закреплял и расширял советскую сферу влияния. Развёрнутое обоснование этой политики было предложено М. Литвиновым в его записке от 15 ноября 1944 г. "О перспективах и возможной базе советско-британского сотрудничества". Литвинов отмечал, что единственное крупное противоречие в послевоенных англо-советских отношениях может быть связано с проблемой равновесия сил в Европе. Это противоречие может обостриться в связи с превращением СССР в единственную мощную континентальную державу. Своей максимальной сферой интересов Советский Союз может считать Финляндию, Швецию, Польшу, Венгрию, Чехословакию, Румынию, славянские страны Балканского полуострова, а равно и Турцию. В английскую сферу безопасности, безусловно, могут быть включены Голландия, Бельгия, Франция, Испания, Португалия и Греция. Такое разграничение означает, что Англия должна обязаться не вступать в какие-либо особо близкие отношения и не заключать против нашей воли каких-либо соглашений со странами, входящими в нашу сферу безопасности.

              Образовались так называемые нейтральные сферы:  Франция, Норвегия, Дания, Германия, Австрия и Италия. С этими странами обе стороны сотрудничают на одинаковых основаниях при постоянных между собой консультациях.

 

              в). Решения Ялтинской и Потсдамской конференции.

 

              В Крыму (Ялтинская конференция) было принято решение, что "восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлением от неё в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трёх правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет спрошено мнение нового польского правительства национального единства и что вслед за тем окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции".*

              Решение о западной границе Польши было конкретизировано на Потсдамской конференции руководителей СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 года). Её участники согласились в принципе с предложением Сталина о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и примыкающего к нему района.

              Таким образом, советское руководство добилось одной из своих главных целей - подтверждения возврата к границам СССР на июнь 1941 года. Сталин оказывал жёсткое давление на партнёров по переговорам, используя благоприятную военно-политическую обстановку. Основным фактором стало вступление войск Красной Армии на территорию ряда стран Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы, включая восточную часть Германии. "Зачастую Сталин ставил союзных лидеров перед свершившимся фактом, как это было с установлением администрации Польши на переданных этой стране германских землях. Кроме того, президент Рузвельт проявил заинтересованность в создании новой международной организации по поддержанию мира и во вступление СССР в войну с Японией. Достижение необходимых компромиссов требовало взаимоприемлемых уступок"*.

 

              г). Изменения государственной границы СССР в 1944-1945 гг.

 

              Советскому Союзу удалось также получить в 1944 г. у Финляндии район Петсамо, закрепить передачу СССР Румынией Бесарабии и Северной Буковины, а также в июне 1945 года добиться уступки Чехословакией Закарпатской Украины с городами Ужгородом и Мукачёво.

              "Послевоенная граница СССР была закреплена заключением мирных договоров с бывшими союзниками Германии:  Румынией, Венгрией, Финляндией, а также в договорах с соседними государствами - Польшей и Чехословакией.

              Тем самым Сталин полностью реализовал те требования в отношении послевоенных границ СССР, которые он изложил Идену ещё в декабре 1941 года в разгар битвы за Москву. Стремясь расширить советское влияние в зоне Проливов и в Средиземноморье, Москва стала наращивать кампанию давления на Турцию. 19 марта 1945 года Советское правительство денонсировало советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете от 17 декабря 1925 года как несоответствующий новой обстановке и нуждающийся в серьёзном улучшении. Во время переговоров Молотова с турецким послом в Москве в июне 1945 г. советская сторона выдвинула требования изменения границы Турции с Грузией и Арменией в пользу этих республик, а также предоставления Советскому Союзу военно-морской базы в зоне Проливов. В Потсдаме Молотов подтвердил советские притязания на области Карса, Артвина и Ардагама и предложение пересмотреть конвенцию о режиме черноморских проливов, заключённую в июле 1936 года в Монтрё"*. В последующие месяцы советское руководство развернуло широкую агитационно-пропагандистскую кампанию против Турции.

              Тогда же, осенью 1945 г., советское руководство усилило нажим на Иран. Оно добивалось предоставления Советскому Союзу нефтяной концессии на севере Ирана, поддерживало автономистское движение в Иранском Азербайджане, отказывалось подтвердить вывод советских войск из северной части страны в предусмотренные сроки (через 6 месяцев после окончания войны). Однако жёсткая позиция США и Великобритании в сочетании с некоторыми уступами со стороны правительства Ирана привели к завершению вывода советских войск из этой страны в мае 1946 года.

              Советское руководство выдвинуло также весьма далеко идущие требования в процессе подготовки мирного договора с Италией, в частности по решению вопроса о дальнейшей судьбе итальянских колоний.

              Советская делегация должна обеспечить, чтобы в предварительных переговорах с греками было обусловлено, что согласие на передачу островов Додеканез Греции может быть дано, если Советскому Союзу будет предоставлена на условиях аренды база для торговых кораблей на одном из Додеканезских островов.

              Тем самым Советский Союз стремился добиться баз и плацдармов в Средиземноморье, узаконить своё присутствие в этом регионе. Однако сделать это не удалось.

              Сталин последовательно выступал за присоединение к СССР новых территорий с соответствующим изменением границ, за создание советской сферы влияния по всему периметру границ СССР в Европе. При этом в 1939-1941 гг. изменения советских границ осуществлялись в сотрудничестве с нацистской Германией, а в 1941-1945 гг. - в сотрудничестве с союзниками по антигитлеровской коалиции.

             

3. Роль победы СССР над Германией и её союзниками.

а). Создание Организации Объединённых Наций.

 

              " Созданию Организации Объединённых наций предшествовали Вашингтонская декларация 26 государств от 1 января 1942 года; Московская декларация министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Китая 1943 года;  Тегеранская декларация руководителей 3-х держав - СССР, США и Великобритании 1943 года;  постановление Крымской конференции 1945 года.

              В Московской декларации от 30 октября 1943 года говорилось о необходимости учреждения всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств.

              Предварительный проект Устава ООН был разработан на конференции представителей СССР, США, Великобритании и Китая, которая состоялась в августе-октябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США).

              Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 года на Конференции Объединённых Наций по вопросу о создании международной организации и вступил в силу 24 октября 1945 года после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днём Организации Объединённых Наций"*.

Советский Союз внёс весомый вклад в создание Организации Объединённых Наций (1945 г.), призванной бороться за укрепление всеобщего мира и международной безопасности, налаживания дружественных отношений и сотрудничества между народами. Наряду с другими государствами среди членов - основателей ООН была и БССР.

              "В послевоенные годы значительно вырос международный авторитет БССР, расширились её экономические, политические и культурные международные связи". * Так ли это был на самом деле? Ведь все решения и предложения делегаций БССР на самом деле были продиктованы из Кремля. Членство Белоруссии в ООН обеспечивало СССР больший вес в решении международных вопросов. 30 августа 1945 года Президиум Верховного Совета БССР ратифицировал Устав Организации Объединённых Наций. Представители Белорусской ССР  вместе

с делегациями СССР и УССР с первых дней деятельности ООН принимали активное участие в работе её сессии, последовательно защищали принципы Устава этой международной организации. В июле - октябре 1946 года делегация БССР участвовала в работе Парижской мирной конференции. 10 февраля 1947 года министр иностранных дел БССР К.В.Кисилёв подписал в Париже мирные договоры с Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией. Проводя политику мира, БССР настойчиво боролось за создание прочной системы коллективной безопасности в Европе, решение германского вопроса в духе Потсдамского соглашения, восстановление единства Германии на демократической основе.

              " Используя трибуну Организаций Объединённых Наций и других международных организаций, СССР выступал за устранение напряжённости в Европе и Азии, за демократическое объединение Германии и заключение с ней мирного договора, установление прочного и длительного мира между всеми народами ". * Однако кроме этих благородных целей у внешней политики Советского Союза были и другие намерения:  закрепить за собой права на территории, захваченные в начале II-й мировой войны (Западная Белоруссия, страны Балтии, часть Северной Европы), создать вокруг себя буферные государства, оградив себя таким образом от Западной Европы, диктовать свои условия в мировой политике. Под прикрытием бескорыстной помощи странам, пострадавшим в войне, борющимся за свою независимость, СССР навязывал создание в них социалистического строя по советскому образцу. Политику экономической эксплуатации предприняли капиталистические страны (Англия, США). Они вступили в борьбу с СССР на международной арене, стремясь не допустить распространения коммунизма. США добились установления мирового господства, поддерживали реакционные силы.

 

              б). Нюрнбергский процесс.

 

Сталин считал:  главные военные преступники должны предстать перед судом. Важность проведения международного суда над гитлеровскими главарями к концу войны начали осознавать и ведущие политические деятели США и Великобритании. "Военный министр Г. Стимсон на встрече с Рузвельтом заявил, что лишь наказание германских руководящих деятелей в соответствии со всеми достижениями цивилизации окажет большое воздействие на будущие поколения. Кроме того, метод судебного процесса оставит отчёт о нацистской системе террора , об усилиях союзников уничтожить эту систему и предотвратит её повторение в будущем"*. В Военном министерстве была создана специальная группа для разработки программы наказания военных преступников. В январе 1945 года военный департамент представил свои рекомендации. После обсуждения их судьёй С. Розенманом - представителем Рузвельта - с генеральным прокурором США Ф. Биддлом и государственным секретарём Э. Стеттиниусом был составлен так называемый ялтинский меморандум.

В меморандуме подчёркивалось, что Советский Союз "готов поддержать все практические меры со стороны союзных и дружественных правительств, чтобы предать гитлеровских главарей и их приспешников суду, и выступают за то, чтобы их судил суд специального международного трибунала в соответствии с

С 26 июня по 8 августа в Лондоне проходила конференция представителей СССР, США, Великобритании и Франции по выработке соглашения о создании Международного военного трибунала и его устава.

Процесс начался 20 ноября 1945 года.

Итак, факты говорят о том, что СССР сыграл решающую роль не только в разгроме фашизма, но и в том, что его военный крах был довершён крахом политическим и юридическим. В ходе подготовки процесса удалось наладить плодотворное сотрудничество представителей 4-х великих держав, разных по своему мировоззрению и воспитанию, представлявших полярно противоположные системы права. Этот успех объяснялся тем, что они решали общедемократические задачи, задачи борьбы с фашизмом и агрессивной войной, борьбы за принципы гуманности в отношениях между людьми, между народами и расами.

Принципы, разработанные на Лондонской конференции и зафиксированные в Уставе Международного военного трибунала, прочно вошли в жизнь народов, они стали фундаментом международного права. Моральные нормы Нюрнберга укоренились в общественном сознании.

 

              в). Образование биполярного мира. Начало "Холодной войны".

 

              В 1949 году по инициативе США был создан Североатлантический блок

Информация о работе Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков