Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:13, реферат
Политика Екатерины II характеризовалась в основном сохранением и развитием тенденций, заложенных её предшественниками. В середине царствования была проведена административная (губернская) реформа, определившая территориальное устройство страны вплоть до 1917 г., а также судебная реформа. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов. Как писал Ключевский:
Введение
Административная и судебная реформы Екатерины II
Реформа образования Екатерины II
Экономические преобразования Екатерины II
Заключение
Список литературы
Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.
4) В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.
Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.
5) Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).
В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.
К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.
6) Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.
Реформа 1775г. сделала попытку отделить суд от администрации. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).
Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.
Считается что, судебная реформа проведенная Екатериной II отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь "разгрузили" от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, финансовых и судебных дел.
«УСТАВ БЛАГОЧИНИЯ» И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ГОРОДОВОЙ ПОЛИЦИИ
Система полицейского управления обсуждалась ещё в процессе работы Уложенной Комиссии по принятию нового Уложения, то есть в начале 1770 х годов.
В 1775 году было принято «Учреждение по губернии», предусматривавшее создание специальных полицейских органов.
С 1779 года началась работа над проектом Устава благочиния, завершившаяся в 1782 году. Екатерина II желала воплотить в этом акте все современные правовые тенденции, и, вместе с тем, создать закон, апеллирующий к вечным моральным ценностям.
Из «Наказа императрицы Екатерины II данного комиссии для составления проекта нового Уложения». 1767г.
... 194. Человека не можно почитать виновным прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей прежде, нежели будет наказан
... 230. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а с другой стороны предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти...
... 255. Несчастливо то правление, в котором принуждены установить жесткие законы...
... 502. Повреждение всякого правления начинается почти всегда с повреждения начальных своих оснований...
... 506. Чтобы сохранить начальные основания учрежденного правления невредимыми, надлежит удержать государство в настоящем его величии: и сие государство разрушится, если начальные в нем переменятся основания...
Предположительно, что вероятнее всего выделению полицейских функций в качестве самостоятельных способствовало восстание 1773-1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева. Так как подавление подобного рода выступлений чисто военными силами происходило, как правило, уже тогда, когда бунт был в самом пике и принимал серьезные масштабы. Применение войск обходилось государству очень дорого. Ведь при отсутствии развитых полицейских структур вести какую-либо профилактику в этом направлении невозможно, равно как и пресекать бунты в зародыше.
Восстание под руководством Е.И.Пугачева нанесло серьезный ущерб не только экономике Поволжско - Уральского региона, но и стало серьезной проблемой в развитии государственного управления этой территорией, полностью дезорганизовало реализацию внутренней политики самодержавия, и было сильным ударом по екатерининской России.
Необходимость создания государственных институтов по реализации только полицейских функций стала очевидной.
8 апреля 1782г. был утвержден «Устав благочиния или полицейский». Устав был опубликован. Он включал в себя четырнадцать глав и двести семьдесят четыре статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. С этого момента одновременно с выделением полицейских функций в качестве самостоятельных происходит и разделение полиции на городовую и уездную.
В Москве и Санкт - Петербурге городовую полицию возглавили обер-полицмейстеры, одновременно руководившие Управами благочиния в качестве председателей этого общегородского полицейского учреждения. В состав управы также входили два пристава. Один из них вел гражданские дела, а второй - уголовные. Местное купечество так же представляло в управу ратманов - своих выборных уполномоченных.
Город, в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300--500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50--100 дворов во главе с квартальным надзирателем.
В губернских городах подобные управы возглавили полицмейстеры или обер-коменданты. Город, в котором насчитывалось более четырех тысяч дворов делился на части (от 200 до 700 дворов в каждой) во главе которых были поставлены частные приставы. Частный пристав имел свою канцелярию, которая в обиходе именовалась просто «частью», «частным» или «съезжим» домом.
Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".
Из «Устава благочиния или полицейского». 8 апреля 1782г.
1. В каждом городе благочиние поручается одному месту, которое в каждом городе учреждается под названием: управа благочиния или полицейская.
2. В управе благочиния заседает городничий и заседатели - пристав уголовных дел и пристав гражданских дел и дел Ротмана
3. В столице определяется полицмейстер, которому под обер - полицмейстером и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.
4. В городах, где находятся обер-коменданты, определяется городничий, которому под обер-комендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.
5. Дабы благочиния в городе порядочно могло быть определяемо, полагается, смотря на местоположение или обширность, город разделить на две и более части.
6. В часть города полагается примерно от 200 до 700 дворов.
7. В каждой части города определяется частный пристав ...
9. Часть города разделить на два и более квартала.
10. В квартале полагается от 50 до 100 домов. И. В каждый квартал определяется квартальный надзиратель.
12. В каждый квартал определяется в помощь квартальному надзирателю по одному квартальному поручику ...
Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решает все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.
Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".
Полиция пресекала мелкие уголовные дела, по кражам и мошенничеству на сумму до 20 рублей, осуществляла предварительное следствие, вынося по ним собственные решения, а так же осуществляла розыск преступников.
Таким образом, «части» становились основным структурным звеном в городовой полиции. В то же время возникло и низовое звено, деятельность которого вполне сопоставима с деятельностью сегодняшних участковых уполномоченных милиции. Речь идет о квартальных надзирателях и их помощниках - квартальных поручиках.
Личный состав комплектовался из армейских офицеров и нижних чинов старшего возраста, которые по каким-либо причинам или по состоянию здоровья не могли продолжить армейскую строевую службу.
Значение Устава состояло в том, что «Устав Благочиния» послужил формированию новой отрасли права - полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. В Уставе была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка. «Устав Благочиния» содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.
2. Реформа образования Екатерины II
Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России".Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг).
Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса.
Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук:
руководствующие к познанию предметов нужных гражданскому званию;
полезные или художественные: физика, астрономия, география, навигация и др.;
руководствующие к познанию прочих искусств: логика, математика, красноречие, латинский и французский языки, механика и пр.
Во второй половине XVIII в. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ.
В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России. И.И.Бецкой родился в Стокгольме, где его отец Иван Юрьевич был в плену у шведов. Родившись в результате гражданского брака, И.И.Бецкой считался в России "незаконнорожденным" сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией Бецкой. Первые свои годы он провел в Швеции, затем был привезен в Россию, где воспитывался в семье отца. В 1721 году получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 году получил чин поручика. В 1747 году в чине генерал-майора ушел в отставку и отправился в путешествие по Европе, где знакомится с идеями Гельвеция, Руссо, Дидро. В 1762 году Бецкой возвращен в Россию и назначен доверенным лицом Екатерины II. Ему было поручено создание системы воспитательных учреждений. В 1762 году И.И.Бецкой возглавил академию художеств, при которой уже существовало Воспитательное училище. Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.
В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей. По примеру Московского Воспитательного дома, организован Воспитательный дом в Петербурге. То был 1772 год. Предлагалось организовать такие же дома во всех крупных городах, которые содержались на пожертвования. И.И.Бецкой воспринял идеи французских просветителей и пытался их осуществить в России. Его деятельность, прежде всего, была связана с составлением законопроектов касающихся обучения и воспитания русского юношества. Он приходит к необходимости закрытых учебных заведений для детей от 6 до 20 лет, для создания "особой породы людей" свободных от пороков современного общества. Истинное воспитание в том, что необходимо внушить уважение к себе. По докладам и уставам Бецкого были открыты:
Воспитательный дом в Москве (1764г.)
Воспитательный дом в Петербурге (1772г.)
Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год)
Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год)
Коммерческое училище (1772 год).
Все это были строго сословные закрытые учебные заведения.
Воспитание в них рассматривалось с четырех сторон:
физической (в здоровом теле здоровых дух);
физическо-моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей);
моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока);
учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба).
В Воспитательный дом в Петербурге принимались "безродные младенцы и дети". Казной на содержание дома была отпущена ничтожная сумма, которая не покрывала расходов. Тогда было объявлено о необходимости благотворительности, и деньги были собраны. Первоначально Воспитательный дом находился при Смольном монастыре, затем его перевели в большой дворец царевны Наталии (часть дома № 35 а на Шпалерной улице). 14 мая 1797 года Император Павел I издал указ о придании самостоятельности Петербургскому Воспитательному дому. В том же 1797 году он разместился в зданиях на набережной реки Мойки, приобретенных у генерала фельдмаршала Разумовского (ныне 5 корпус) и графа Бобринского (2 корпус).
Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так:
до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек,
с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе,
с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры. В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев и т.д.,
с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе и т.д.;
в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали.
Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:
1. Люди способные к наукам и искусствам
2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию
3. Люди способные лишь к самой простой работе.
Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление ребенка от всякого порока. При хорошем воспитании наказания излишни, так как от них дети делаются притворными, мстительными, угрюмыми, но в случае необходимости наказанием может служить: лишение прогулки, стояние на одном месте. Никогда нельзя бить ребенка. Цель воспитания: создание "особой породы людей свободных от пороков общества".
Информация о работе Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в