Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:03, лекция
Основной коллизионной нормой в области формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается, - lex loci celebrationis. Например, ст. 156 СК РФ устанавливает: «Форма и порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ». Наряду с этим в РФ признаются браки между иностранными гражданами, совершенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены10. Браки же граждан России и браки между российскими гражданами и иностранцами или лицами без гражданства, заключенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они были заключены, будут считаться действительными, в том числе и с точки зрения формы, если при этом не были нарушены требования ст. 14 СК РФ (ст. 158)3.
Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки
Основной коллизионной нормой
в области формы брака является
привязка к праву того государства,
на территории которого он заключается,
- lex loci celebrationis. Например, ст. 156 СК РФ устанавливает:
«Форма и порядок заключения брака
на территории РФ определяется законодательством
РФ». Наряду с этим в РФ признаются
браки между иностранными гражданами,
совершенные за пределами РФ с
соблюдением законодательства государства,
на территории которого они заключены10.
Браки же граждан России и браки
между российскими гражданами и
иностранцами или лицами без гражданства,
заключенные за пределами РФ с
соблюдением законодательства государства,
на территории которого они были заключены,
будут считаться
Формула lex loci celebrationis применительно к форме брака закреплена во всех двусторонних договорах о правовой помощи, связывающих РФ и другие государства (Грузию, Латвию, Эстонию, Польшу, и другие).
Интересным и важным документом определяющим, что форма брака подчиняется закону места его заключения, является Кодекс Бустаманте, устанавливающий: «Брак будет считаться везде действительным в отношении его формы, если он был заключен в той форме, которая признается действительной законами страны, где он заключен. Однако государства, законодательство которых требует совершения религиозного обряда, могут отказать в признании действительным браков, заключенных их гражданами за границей без соблюдения этой формы» (ст. 41).
По-разному подходят к
выбору права, подлежащего применению
для обстоятельств, характеризующих
форму брака, и к его материальным
условиям. Принцип регулирования
коллизий в брачных отношениях lex
loci celebrationis применяется к отношениям
формы, но не к существу. Например, Венгрия
(другие страны континентальной Европы)
определяют действительность брака
с точки зрения его существа по
закону гражданства или домицилия
вступающих в брак. Южно-Африканская
Республика, страны Латинской Америки,
некоторые из штатов США используют
правила о том, чтобы заключаемые
на их территории смешанные браки
удовлетворяли основным требованиям
местных законов, отдавая часть
регулирования личному закону. Некоторые
остаются на позициях закона места
совершения брачного обряда (КНР). Ст. 147
Общих принципов
Институт брака связан с культурой, историей, экономикой и политикой страны. Закон определенной страны лучшим образом подходит для регулирования брака ее граждан. То есть в отношении материальных условий определяющим является личный закон. «Если оба лица, вступающие в брак, являются иностранцами, то брак может быть заключен ими в соответствии с испанским законодательством или в соответствии с личным законом любого из них» (ст. 50 ГК Испании). «Возможность заключения брака решается в отношении каждой из сторон законом ее гражданства», - гласит ст. 14 польского Закона. В РФ регистрируются браки между российскими гражданами и иностранцами, между иностранцами, в том числе между гражданами разных государств на основе коллизионных принципов закона гражданства для лиц, являющихся гражданами какого-либо государства, и закона постоянного места жительства (домицилия) - для лиц без гражданства. Согласно п. 2 ст. 156 СК РФ «условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо в момент заключения брака». То есть условия заключения браков с иностранными гражданами определяются для лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Должны быть соблюдены и требования семейного законодательства РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ), как закона места совершения брачной церемонии (lex loci celebrationis). Это явление получило название в доктрине МЧП кумуляции коллизионных привязок11. Сходное решение закреплено в правовом регулировании стран, подписавших и ратифицировавших Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях от 22 января 1993 г., а также соглашения о правовой помощи (Беларуси, Украины, Латвии, Эстонии и других стран).
Возникает вопрос: каковы предпосылки действительности в России браков, заключенных за рубежом? Отвечая на все этот вопрос, надлежит руководствоваться ст. 159 СК РФ, согласно которой: «Недействительность брака, заключенного на территории РФ или за пределами РФ, определяется законодательством, которое в соответствии со ст. 156 (заключение брака на территории РФ) и 158 (признание браков, заключенных за пределами территории РФ) СК РФ применялось при заключении брака».
Подчинение вопросов действительности
брака личному закону вступающих
в брак лиц является важной тенденцией
коллизионно-правового
Часто вопросы признания
действительности заключенных иностранных,
«смешанных» браков зависят от положений
брачно-семейного права, имеющих
оговорку о публичном порядке. Так,
мусульманское право запрещает
браки между мусульманами и немусульманами.
Право Америки и Европы, Азии не
принимает во внимание препятствия
для заключения брака, хоть и существующие
в личном законе вступающих в брак,
которые устанавливаются
Браки могут совершаться в органах регистрации актов гражданского состояния и в дипломатических (консульских) учреждениях стран. Браки, совершенные в данных представительствах, именуются «консульскими16». В РФ (ст. 157 СК РФ) браки между иностранными гражданами, совершенные на территории РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государств, назначивших консула или посла.
Консульские конвенции, заключенные РФ с другими странами, разрешают регистрацию консулом браков граждан своей страны. Консул имеет право регистрировать брак согласно закону представляемого им государства. Местные органы уведомляются о произведенной регистрации брака. Для того чтобы иметь возможность заключения, действительности, признания консульских браков, совершенных на территории государства нахождения консула, между гражданами страны, направившей консула, и гражданами страны аккредитации консула (и гражданами третьего государства), необходимо наличие в консульской конвенции предусмотренного на то согласия договаривающихся стран. Категория консульских браков иногда может порождать некоторые нетипичные обстоятельства юридического порядка. Так, в РФ, когда граждане имеют два вида паспорта (общегражданский и заграничный) заключение в консульском учреждении брака гражданами РФ по предъявлению заграничного паспорта сопровождается выдачей документа о заключении брака, но не проставлением штампа в паспорте (что имеет место при заключении брака в органах ЗАГС). То есть супруги, вернувшись в РФ, должны обратиться в органы ЗАГС для соответствующего «завершения» его оформления.