Особенности и традиции Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Япония – древнее, самобытное государство. Развитие всесторонних связей России и Японии вызывает к нашему восточному соседу глубокий интерес. Люди больше хотят знать о различных аспектах японской действительности, о материальной и духовной жизни этой страны.
Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий.

Содержание

Введение
1. Японский национальный характер
2. Японцы в повседневной жизни
3. Социальная регуляция поведения в Японии
4. Чайная церемония
5. Особенности общения в Японии
Заключение

Работа содержит 1 файл

япония.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Другой важной разработкой  того времени, касающейся не столько  «легкого способа», сколько движения в сторону антиинтеллектуальности и антиэлитарности, было первое успешное введение в практику принципов дзен. 

Школа «Ринзай дзен», чьи последователи являлись сторонниками «внезапного просветления», была основана Еисаем и выпускником школы «Сото дзен», Догеном, одним из наиболее важных восточных мыслителей. «Ринзай дзен» сегодня имеет наибольшее влияние во многом благодаря усилиям монаха Хакуина, жившего в XVII – XVIII вв. он рассматривал Ринзай как доктрину среди жалких и надуманных дзен-коанов, включая те, что пользуются популярностью в мире: «когда хлопают обе руки, производится звук; услышьте звук, произведенный одной хлопающей рукой». Он стал также первым, кто использовал чернила для рисования и каллиграфии как особую церемонию дзен. Хотя дзен имеет китайское происхождение, его современная версия, так же как и название, была разработана в Японии, где он полностью вошел в сферы искусства, культуры и повседневной жизни. 
 

Чайная церемония 

Чайная церемония (по-японски тяною) относится к  наиболее самобытным, уникальным искусствам. Она играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении нескольких веков. Тяною – строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая – тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Этика тяною, его утонченный ритуал подчиняются канонам дзен-буддизма. Согласно легенде, она берет свое начало из Китая со времен первого патриарха буддизма Бодхидхармы. 

Процедура чаепития, внедренная в Японии монахами секты  Дзен, в современных условиях продолжает пользоваться широкой популярностью. Основные положения этой тонкой процедуры-искусства  разъясняются на лекциях в университетах, на различных факультативах, на занятиях «кружков тяною», организуемых крупными фирмами и общественными организациями. 

Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического  наслаждения. В ритуале этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь и т. д.  

Для проведения чайной церемонии в большинстве случаев  достаточно одного желания, однако есть поводы и ритуального плана. 

Хозяин посылает приглашение друзьям, и те за 2-3 дня  до чая благодарят его за оказанное  внимание. В день чаепития гости  собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнате и выбирают почетного гостя (сёкяку), которым обычно становится человек более высокого положения или старший по возрасту. Они также определяют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим и т. д. Именно в таком порядке гости моют руки и входят в предназначенную для церемонии комнату и рассаживаются. 

Официальному чаепитию в гостях предшествует кайсэки, т. е. угощение разнообразным набором  еды: здесь и супы, и рис, и рыба, и картофель с приправой и  т. д. Хозяин, угощая гостей, старается  рассказать им какой-нибудь интересный случай или историю, он делает все возможное, чтобы сделать времяпрепровождение очень приятным. Для этого гостей угощают небольшой порцией сакэ. Едят всего понемногу, иначе нет смысла в чайной процедуре. 

Чаепитие начинают с густого чая. Хозяин расставляет чашки так, чтобы они были у него под рукой, и начинает чайное действо. Сначала напиток готовится в одной большой чашке для всех гостей. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг другу. Это должно вызывать чувство близости. Ритуал вполне определенный: первый гость берет фукуса (шелковый платок), укладывает его на ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку. Кивнув соседу – осаки-ни («раньше вас»), он отпивает три с половиной глотка, затем кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим кайси (салфетка) и передает чашку второму гостю. Каждый повторяет ту же процедуру. Все выражают свое восхищение чашкой, первый от имени всех гостей просит рассказать ее историю. После крепкого чая подается жидкий чай, вносятся подушки и подносы с пирожными. Жидкий чай готовится для всех сразу в нескольких чашках. Гости могут пить, как им захочется. 

В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, утренний чай, послеобеденный чай, специальный чай. 

Ночной чай начинается при луне. Гости приходят примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырех часов ночи. Обычно заваривают порошкообразный чай. Приготавливается он на глазах гостей: листья освобождаются  от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подают на голодный желудок. Поэтому гостей сначала легко угощают различной едой.  

Чай «с восходом солнца»  пьют около трех или четырех часов  утра. Гости остаются при этом до шести часов.  

Вечерний чай начинается около шести часов вечера. 

Утренний чай практикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра.  

Послеобеденный чай  обычно подается только с пирожными  примерно после часа дня.  

Специальное чаепитие (риндзитяною) организуется по каким-либо тожественным случаям: встреча с друзьями, праздники, смена времени года и т. д.  

Японцы считают, что  чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. По-видимому, это так, но в чайной церемонии  заключено и другое. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная церемония является одной из основ культивирования национальных чувств. 

Особенности общения  в Японии 

Сфера и динамика общения определяются социальными позициями, вступающими в общение, их положением в системе общественных отношений. 

В общении людей  пользуются средствами, которые доступны им в их окружении: это устная или  письменная речь, мимика, жесты и  т. д. Японцы пользуются в общении средствами, в основе в оттенках существует много различий. И поскольку каждая культура имеет специфические средства, можно говорить о национально-психологических особенностях общения. 

Японцы любят радоваться, смеяться, улыбаться. Они считают, что боги, которым поклоняются люди, тоже улыбаются и даже смеются.  

Улыбка и смех в Японии могут означать разное –  это признак дружеского расположения, и выражение сдержанности, скрытности, и открытое выражение эмоций, неловкости, вызванной затруднительным положением. 

Как известно, в процессе общения собеседники часто кивают головами. У одних народов это  является знаком согласия, у других – знаком несогласия. У японцев  вертикальное быстрое движение головой  означает не «я согласен с вами», а  скорее «я внимательно слушаю вас». 

Чтобы подозвать  кого-либо к себе, японец вытягивает руку вперед ладонью вниз и слегка согнутыми пальцами делает движение «ко мне». Пальцы у японцев также  используются для подачи различных  сигналов, для обозначения различных ситуаций, для демонстрации всякого рода символов. 

Кулак с торчащим вверх мизинцем означает «женщина»  или «возлюбленная». Кулак с отогнутым  большим пальцем означает «мужчина»  или «возлюбленный». Если при этом мизинец и большой палец прикасаются  друг другу, то это означает любовную сцену. Когда же соприкасаются кончики большого и указательного пальцев, а остальные остаются вытянутыми, то это в Японии означает «деньги». 

Японец принимает  смиренную позу при ходьбе, стоя, сидя. В Японии не принято вставать, когда входят другие люди, даже старше.  

Повседневная обычная  поза японца, в которой он чувствует  себя раскованно, - это сидячая поза. 

Основные характеристики речевого общения японцев таковы: 

1.  В большинстве  социальных ситуаций японец не  управляет ходом беседы и не пытается ее поддерживать. В разговоре он не стремится господствовать или убеждать. Японец обычно делает короткие замечания и не произносит длинных тирад. Есть все основания сказать, что для японца типично чувство ответственности за свои слова. 

2.  Японец не  склонен сам начинать разговор, он предоставляет делать это  другим. Говорит он с осторожностью,  не позволяет себе свободных  высказываний, однако в компании  с друзьями знакомыми японец  разговаривает охотно. 

3.  Типичному японцу  несвойственна беглость речи, в разговоре он часто делает паузы. Японец сознает это как недостаток для публичных выступлений. 

4.  Японцы проявляют  очень большую избирательность  в отношении собеседника, для  них важна группа, к которой  тот принадлежит. В связи с  такой особенностью японцы воздерживаются от разговора с малознакомыми людьми и поэтому на различных конференциях и встречах часто остаются без компаньонов. Японцы нередко совершенно равнодушны к тому, прислушиваются к их мнению или нет. 

5.  Японцы ценят  доброжелательный тон общения. Они далеко не всегда станут возражать своему собеседнику, даже если он высказывает противоположную точку зрения. Речь японца неконкретна. 
 

Заключение 

В последнее время  за каких-то два-три десятка лет  Япония превратилась во вторую промышленную державу капиталистического мира. По многим экономическим показателям она далеко определила европейские страны и на внешнем рынке выступила грозным конкурентом Соединенных Штатов Америки.  

Причины столь необычного «скачка» разноплановы. Здесь, как довольно убедительно показано в известных работах советских авторов по экономическим и общественно-политическим проблемам, сыграли роль такие факторы, как наличие в стране дешевой рабочей силы, помощь и кредиты США, закупки лицензий и патентов, усиление влияния государственного аппарата на экономику и т. п. Довольно существенное воздействие на этот процесс оказали и национально-психологические особенности японцев, их национальный характер. 

Интенсивность жизненных  процессов нашего времени и расширившиеся  связи Японии с другими странами вносят серьезные изменения в условия существования народа. Изменяются архитектура Японии, быт, привычки и пристрастия японцев. Наряду с привычным традиционным рисом на столе японца все чаще появляется хлеб, и пить сегодня японец предпочитает скорее пиво и виски, нежели сакэ. Многие японцы привыкают к иностранной кухне, в домах европейского типа и носят европейскую одежду. Однако японцы остаются японцами. Унаследованные национальные стереотипы поведения дают себя знать во многих жизненных ситуациях. Подавляющее большинство японцев продолжает сохранять приверженность к национальным обычаям и традициям. Национально-психологические особенности, сформировавшиеся на протяжении тысячелетий, сегодня остаются в своей основе незыблемыми. 

Специалисты по-различному оценивают будущее Японии. Широкое  хождение имеют и пессимистические и оптимистические сценарии.  

Согласно первым, страну ожидают жестокие кризисы, а  согласно вторым, она стоит на пороге нового экономического рывка. Мы склонны  считать более реалистичными эти последние, причем важную роль в нашем выводе сыграла высокая оценка этнопсихологического фактора, потенций японского национального характера. 

Опираясь на известные  работы этнографов, социологов и психологов, а также на свои личные наблюдения, мы пытались показать сущность и проявление этого характера в самых различных аспектах социальной действительности, обратив внимание на отношение японцев к другим людям, к себе, к труду, к материальным и духовным ценностям.


Информация о работе Особенности и традиции Японии