Особенности государственно-правового развития БССР в послевоенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:33, контрольная работа

Описание работы

1. История создания ООН. Беларусь как одно из государств-основателей ООН.
2. Право БССР (50-е - первая половина 80-х).
3. Конституция БССР 1978 г: основные положения.
4. Республика Беларусь как полноправный член мирового сообщества.

Работа содержит 1 файл

КСРС№3.docx

— 28.26 Кб (Скачать)

1.История создания ООН. Беларусь как одно из государств-основателей ООН

     Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами. Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. 11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности". 25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств. 25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят. Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.. Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Членами ООН являются 192 государства мира. Вместе с СССР интересы мира и безопасности народов в ООН с первых дней ее   существования отстаивала и Белорусская ССР. Подчеркнув международную роль Беларуси, внесшую серьезный вклад в дело разгрома гитлеровской Германии, представители СССР на Ялтинской конференции внесли предложение пригласить эту советскую республику участвовать в создании международной организации мира и безопасности в качестве первоначальных членов-учредителей. В настоящее время Республика Беларусь является участником многих Конвенций ООН, в частности, Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11 декабря 1995 г.Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, подписанную от имени Республики Беларусь 27 февраля 1989 г. в Вене, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров11 марта 2005 г. Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 4 было утверждено Положения о координационном совете по сотрудничеству с комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

2.Право Беларуси 50-е-80-е года

        Для развития права этого периода  характерны три основные тенденции,  демократизация, кодификация и расширение  сферы применения права. Эти  тенденции проявились под воздействием  тех задач, которые определялись  правящей коммунистической партией  в экономической, социальной, политической  и других сферах общественной  жизни. Характерной чертой развития  права 1950 -1980-х годов является  большая степень динамичности. Среди  многочисленных разноплановых текущих  нормативно-правовых актов этого  периода особое место занимают  постановления ЦК КПСС и Совета  Министров СССР и постановления  ЦК КПБ и Совета Министров  БССР, в которых содержались нормы,  вносящие принципиальные изменения  в действующее законодательство. Так, 22 марта 1962 г. было принято  постановление ЦК КПСС и Совета  Министров СССР «О перестройке  управления сельским хозяйством», 11 января 1963 г. - «Об организации работы  Совета народного хозяйства», 19 декабря  1968 г. - «Об утверждении Положения  об органах народного контроля»  и много других, которые внесли  существенные изменения в отрасли  права. Большое количество нормативно-правовых  актов, принятых в данный период, остро поставило вопрос о систематизации  действующего законодательства, которая  начала проводиться в конце  50-х годов, как в масштабе  СССР, так и в каждой республике. В БССР также были созданы  специальные комиссии для подготовки  кодексов по основным отраслям  права. Одним из главных источников, на базе которого разрабатывались кодексы БССР, были Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (1961 г), Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик и другие подобные нормативные акты СССР, в том числе и Конституция СССР 1977 г. В 1984 г. впервые был принят Кодекс БССР об административных правонарушениях. Всего было принято более 10 кодексов и новая Конституция БССР 1978 года. В развитии всех отраслей права четко проявилась тенденция на дальнейшее углубление его демократических черт. Так, нормы конституционного права закрепили расширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в два раза; в гражданском праве была значительно расширена правоспособность граждан и впервые введены нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чести и достоинства физического лица. В уголовном праве данная тенденция проявилась в декриминализации некоторых уголовных правонарушений и в возможности освобождения от уголовной ответственности за совершение в первый раз малозначительного преступления. Но следует отметить, что наряду с демократизацией в уголовном праве в этот период времени начала проявляться тенденция, противоречащая указанной усиление карательной политики, что наш ю отражение в восстановлении смертной казни в 1950 г. за такие преступные действия, как измена, шпионаж, диверсия. В последующие годы применение смертной казни постоянно расширялось, что отражает принятый в 1960 г УК БССР, в который в 70-80-е годы вносили изменения, предусматривающие применение исключительной меры наказания даже за имущественные преступления, а не только за государственные, особо опасные против личности и воинские преступления.

3.Конституция  БССР 1978г.: основные  положения

Разработка  и принятие Конституции БССР 1978 г. проходила в соответствии с общепринятыми  стадиями правотворческого процесса. Председателем Конституционной комиссии и Редакционной комиссии был первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров. Проект Конституции 1978 г. по Указу Президиума Верховного Совета БССР «О проекте Конституции БССР» от 16 марта 1978 г. был опубликован 18 марта этого же года во всех республиканских и областных газетах, для всенародного обсуждения 14 апреля 1978 г. На второй день своей работы девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла Декларацию Верховного Совета БССР «О принятии и объявлении Конституции Белорусской ССР», в которой указывалось, что Верховный Совет БССР принимает Конституцию БССР и объявляет о ее введении с 14 апреля 1978 г.

     В новой Конституции БССР, помимо глав и статей, есть еще четко названные разделы, что облегчает пользование текстом, значительно большее количество статей и статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции БССР 1978 г. Как структура, так и содержание Конституции БССР 1978 г. отражают ту демократическую тенденцию в развитии всех сфер общественной и государственной жизни, которая наметилась в СССР в середине 50-х годов. Особенно большие изменения глубоко демократического характера внесены по вопросу прав, свобод и обязанностей граждан во втором разделе Конституции БССР «Государство и личность». Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, право на жилище, право на государственную охрану здоровья, право на пользование достижениями культуры, право обращаться с жалобами на действие должностных лиц и другие. Новым в Конституции являются и положения, касающиеся экономической системы, где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций. Более того, за общественными организациями впервые закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, а также право законодательной инициативы. Это свидетельствует о большей самостоятельности и о возросшей роли их в жизни общества. Демократичным является и положение, согласно которому значительно расширяется круг лиц, участвующих в управлении государством благодаря снижению возраста, дающего право быть избранным в Верховный Совет БССР - с 21 года до 18 лет. Как и многие положения Конституции БССР 1937 г., так и некоторые положения новой Конституции носили декларативный характер и в реальной общественно-политической и государственной жизни не действовали, так как уже в момент принятия Конституции БССР 1978 г. во всех сферах общественной жизни наметились застойные явления, которые в середине 80-х годов вызвали острую необходимость проведения радикальных реформ во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях - в СССР и в республиках.

4.Республика Беларусь как полноправный член мирового сообщества

     Республика Беларусь с 2007 года является членом Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Беларусь вошла в число стран — лидеров борьбы с одной из самых острых современных проблем – торговлей людьми. В 2007 году в столице Беларуси Минске открыт Международный учебный центр подготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

Помимо системы  ООН государство представлено в  таких международных организациях, как Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной  энергии (МАГАТЭ), Всемирная таможенная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции  и развития и многих других. Беларусь является добросовестным участником всех шести основных международных договоров  в области прав человека и восьми основополагающих конвенций Международной  организации труда. Беларусь – соучредитель крупной региональной организации – Содружества Независимых Государств (СНГ), в которую входят 11 стран бывшего Советского Союза. Штаб-квартира этой организации размещена в столице нашей страны Минске. В 2006 году Беларусь стала одним из инициаторов реформы СНГ, способной вдохнуть в Содружество новую жизнь.

     10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), тем самым развив ранее заключенные этими странами договоры о формировании таможенного союза и единого экономического пространства и учредив организацию более интенсивной экономической интеграции, чем в рамках СНГ.

     Важной составляющей внешней политики белорусского государства является участие в процессах региональной безопасности. Прежде всего речь идет о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе.

     Сотрудничество с НАТО в рамках имеющихся механизмов Совета европейско-атлантического партнерства (СЕАП) и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) осуществлялось в соответствии с директивными указаниями руководства страны, предусматривающими последовательное развитие конструктивного политического диалога и практического взаимодействия. Развитие сотрудничества с НАТО отвечает этой цели. Беларусь последовательно поддерживает идею создания модели всеобщей системы безопасности для Европы без новых разделительных линий. С 1997 года практическое взаимодействие с Альянсом развивается в рамках Индивидуальной программы партнерства – основного документа, планирующего участие Беларуси в ПРМ. Индивидуальная программа партнерства НАТО с Беларусью ставит во главу угла подготовку миротворческих подразделений Вооруженных Сил Республики Беларусь, взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций и катастроф, языковую подготовку специалистов, демократический контроль над вооруженными силами и оборонительными структурами. Беларусь является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1992 года. При вступлении в организацию наша страна присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года. В апреле — июле 2005 года Республика Беларусь председательствовала на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. Белорусские представители участвуют в переговорном процессе в рамках ОБСЕ по вопросу мирного урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, работают в миссиях ОБСЕ в Македонии и Молдове.

     Беларусь входит в Центральноевропейскую инициативу (ЦЕИ) с 1996 года. Страна выступает за интенсификацию усилий членов ЦЕИ по развитию двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества, преодолению разделительных барьеров и стимулированию интеграционных процессов на пространстве Центральной и Восточной Европы.

     С 2005 года Беларусь в качестве наблюдателя участвует в деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

     Беларусь единственная из европейских стран является членом Движения неприсоединения. Членство в ДН не только укрепляет авторитет Беларуси в странах так называемого третьего мира, но и открывает дополнительные возможности для координации позиций Беларуси по актуальным вопросам международных отношений с большим количеством государств, представленных в Движении, а также способствует продвижению инициатив Беларуси в ООН и других международных организациях. 

Информация о работе Особенности государственно-правового развития БССР в послевоенный период