Особенности цивилизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:31, реферат

Описание работы

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории: природно-климатический; геополитический; конфессиональный (религиозный); социальной организации.
Географическое положение России было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства. Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа.

Работа содержит 1 файл

Особенности цивилизации России.docx

— 32.36 Кб (Скачать)

Особенности цивилизации России.

1.Своеобразие  природно-климатического фактора.

      В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории: природно-климатический; геополитический; конфессиональный (религиозный); социальной организации.

  Географическое положение России  было таково, что русский народ  принужден был к образованию  огромного государства. Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа.

При всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней.

Восточно-европейская равнина: климат резко-континентальный, суровый. И почва  неблагоприятная - всего 3% чернозема, в  основном - глинистые и другие неплодородные  почвы. Соловьев говорил, что русская  природа стала мачехой для  русского человека. В чем тут недоброта? Во-первых, очень плохое качество почв. Тем не менее, урожай зависит не столько от качества почвы, сколько от качества обработки.

Для качественной обработки у русского человека не было времени. Т.к. сельскохозяйственный год в среднем длился 135 -147 дней в году. С 12 по 18 века на территории Европы был так называемый малый ледниковый период. Среднемесячная температура  была минус 37 градусов (в Москве).

В феодальную эпоху, сельскохозяйственных год был 140 дней в году. Поэтому  было необходимо спешить, что привело  к изменению, к своеобразию структуры  хозяйства. Выращивали лишь самое необходимое. Поэтому основным становится злаководство. Т.е. выращивались культуры, которые устойчивы к засухе, не требуют ухода.

Огородничество не практиковалось. Сажали только то, что само вырастет: репу, брюкву, горох.

Города всегда были окружены садами (дачами). Горожане летом были огородниками - сами заботились о пропитании. Это  повлияло на характер ремесла. На Руси летом огородник, а зимой - ремесленник.

В течение, по крайней мере, четырех  столетий русский крестьянин находился  в ситуации, когда худородные почвы  требовали тщательной обработки.Пользуясь примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды.

Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог  вернуть в урожай даже семена. Практически  это означало для крестьянина  неизбежность труда без сна и  отдыха, днем и ночью, с использованием всех резервов семьи.Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские "помочи" сохранились в России вплоть до 1917 года. Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации.

Природно-климатический фактор оказал влияние и на убыточность животноводства. Начинается весна, сеять не на чем, крестьянин впрягается сам. Сельское хозяйство  давало низкий прибавочный продукт. То есть был низкий прожиточный уровень.

Это породило особенность государственной  структуры. За счет чего живет государство? За счет налогов. Если прибавочный продукт  отсутствует, значит, налоги трудно взять, значит, должно быть, сильное государство, поэтому на Руси существовало деспотическое  государство.

Природно-климатический фактор повлиял  и на социальную структуру. Страны первого  эшелона от первобытности ушли к 11 веку, община была изжита, и пришло индивидуальное хозяйство. В России же общинное устройство сохранилось  вплоть до 20 века. Даже реформа Столыпина  не смогла ничего изменить. Иными словами  в России существовала - общинная организация. В этих сложных условиях усилия наших  реформаторов, направленных на создание фермерских хозяйств не привели ни к чему.

Также природно-климатический фактор повлиял на психологию - в России складывается общинная психология

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности  национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности  русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный  период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем  вечный дефицит времени, веками отсутствующая  корреляция между качеством земледельческих  работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.

2.Геополитический фактор.

Обычно  отмечаются следующие геополитические  условия, повлиявшие на специфику русской  истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли), благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.

Слабая заселенность земель Восточно-Европейской  равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил русского народа, имела  многообразные последствия для  его истории. Обширные земельные  резервы предоставляли благоприятные  условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России. Данное обстоятельство вынуждало  государство усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы  не лишиться источников дохода) . Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился контроль, приведя в XVII веке к закрепощению значительной массы русского крестьянства.

Крайне  осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для  иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Естественно, что данное обстоятельство использовали соседние народы и государства: католическая Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в 1 и 2 мировых войнах) и даже Франция (при Наполеоне I) , с одной стороны, кочевники Великой Степи, с другой.

.А. Блок "Скифы"

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь  с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными  очами!

 

Для вас - века, для  нас - единый час.

Мы, как послушные  холопы,

Держали щит меж  двух враждебных рас

Монголов и Европы!

Постоянная угроза военных вторжений  и открытость пограничных рубежей  требовали от русского и других народов  России колоссальных усилий по обеспечению  своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов (и это  при малочисленном и редком населении). Расположенность между Европой  и Азией делала Русь открытой для влияния как с Запада, так и с Востока. До XIII века развитие шло аналогично и параллельно европейскому. Однако активное вторжение Запада с целью захвата земель и насаждения католичества, происходившее одновременно с татаро - монгольским нашествием вынудило Русь повернуть в сторону Востока, что представлялось меньшим злом.

Помимо неблагоприятных, были еще и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них – специфика речной сети Восточно-Европейской равнины, на которой обратил внимание еще греческий историк Геродот: "Кроме множества огромных рек нет в этой стране больше ничего достопримечательного".

Так как самые большие из них  текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной  области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному  и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств. Таким образом, речная сеть сплачивала страну и политически, и  хозяйственно.

Другой благоприятный для истории  России фактор – через ее территорию проходила значительная часть "великого шелкового пути" из Китая в  Европу. Данное обстоятельство создавало  объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании  политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т.е. в существовании Евразийской  империи: вначале такой империей стало государство Чингиз-хана, затем – Россия.

С середины XVI в. новое раздвоение России: географически она движется в  сторону Азии, а в культурном отношении  тянется к Европе, несмотря на враждебное отношение ее к московскому государству.

Все проекты реформ  в России , начиная от ПетраI до Столыпина, имели европейское происхождение и ставили своей целью догнать Европу в экономической, культурной и других сферах. Признавая силу и мощь России, Европа рассматривала ее как варварскую, дикую, нецивилизованную, не Европейскую страну, сопротивлялась расширению российского влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе. Последствия модернизации внутри страны были более противоречивыми и даже трагичными. Начиная с петровских реформ, российское общество все более разделялось в своем отношении к европейским ценностям. Верхи общества становились все более европейскими, преклонялись перед Западом, а низы воспринимали все европейские нововведения как чужие, враждебные, ненужные.

 

3.Православие в России.

    Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад.

     В XVI веке в царствование Иоанна Грозного началось промыслительное движение России на Восток. Начал этот поход Ермак Тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и другие герои-русские иноки, православные миссионеры, умирая и просвещая мастные языческие племена. Слово Божие и Крест были единственным их оружием.

      XVIII век характеризуется значительным ростом внутреннего и внешнего миссионерства Русской Православной Церкви. Были учреждены Православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Корее.

     И все-таки именно с XVIII века послепетровское, так называемое просвещенное общество, в основном дворянское, все дальше отходило от Церкви. Православие им мыслилось, как что-то отсталое мешающее усвоению западных норм жизни.

      В 20-30 годы были закрыты все монастыри и на всю Россию оставалось только несколько действующих храмов из десятка тысяч существовавших до революции. Не прекращались гонения на верующих. Большая часть епископата была уничтожена, многие были арестованы и отправлены в ссылку, тюрьмы и лагеря. Церковь оказалась в тяжелейшем положении.

      Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испытания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью к миру и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в будущем не оставят Ее Своей милостью, Своей благодатью

   Один из важнейших факторов, который обусловливает своеобразие формирования русской культуры – это, несомненно, принятие на Руси восточного направления одной из самых распространенных религий такой, как христианство – православия. Религия издавна считается главным носителем духовных ценностей, это важный элемент любой цивилизованной культуры. Благодаря религии складывается своеобразная система культурных ценностей, идей, мыслей, представлений о человеке и об обществе в целом.

    Крещение Руси в 988 году стало некой отправной точкой в процессе национально-исторического развития Руси. Православие сыграло огромную роль в формировании Руси как отдельного независимого государства со своей культурой, со своими традициями, идеями, мнениями. Благодаря новой религии народ начал понимать то, как важно быть единым целым, как важно поддерживать внутри общества идею единения, соборности. Нельзя переоценить значение православия в историческом развитии Руси.

     Можно сказать, что это событие – принятие православия является принципиальным моментом культурно-исторического выбора русского государства, который определил дальнейшее развитие политических, экономических, культурных процессов.

4.Особенности социальной организации.

 

Поэт ХХ в. Игорь Губерман писал:


 

Российский нрав прославлен в мире,

Его исследуют везде.

Он так диковинно обширен,

Что сам тоскует по узде.

На протяжении почти всей истории человечества общественные институты формировались, главным  образом, на основе личных взаимоотношений. При переходе к государству - (рабовладение) - была создана первая крупная социальная система (государство), в состав которой  входили отдельные личности. В  средние века, при феодальном строе, эта система развивалась и  совершенствовалась. Для последующих  столетий было характерно постоянное возрастание важности больших групп, т.е. организаций.

Развитие общественных организаций  ведет к появлению все более  крупных, сложных и разнообразных  систем.

России с 1917 года многие, если не все, представители «свободных»  профессий были насильно «объединены» в организации, например, были созданы  союзы писателей, художников, композиторов и т.д. Но эти организации были созданы не самими художниками, а тоталитарным государством с целью контроля за их творчеством. Поэтому с распадом этого государства, распались и образованные им формальные союзы. И если такие союзы возрождаются, то уже на неформальной основе и постольку, поскольку они нужны самим художникам.

Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в  отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество.

Любое общество нуждается  в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп  ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что  осуществляется путем подчинения одних  людей другими. Подчинение связано  с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.

Заключение

1. Россия – обладательница  уникального геополитического пространства, которое соединяет ее со всеми  мировыми цивилизациями. В силу  этих обстоятельств Россия навсегда  встроена в мировой политический  процесс и не может быть из него исключена.

Информация о работе Особенности цивилизации России