Автор: Вера Умерова, 24 Августа 2010 в 18:17, контрольная работа
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
В данной контрольной работе будет дана характеристика особенностей античных обществ.
Такой взгляд был обусловлен историческим развитием античной гражданской общины. Равенство граждан, политической формой которого была демократия, пришло на смену архаическому обществу, в котором господствовала родовая аристократия. В свою очередь, общественное устройство классической эпохи античного гражданства, который приходился в Греции на V в. до н.э., а в Риме на II-I вв. до н.э., было сменено обществом, в котором у власти встали крупные частные собственники (олигархи). Поэтому равенство граждан в античности было господствующим социальным принципом, а реально в античном гражданстве всегда существовали аристократы и богачи, которые играли немалую роль в политической жизни. Даже такие защитники интересов простого народа (демоса и плебса), как Перикл в Афинах или братья Гракхи в Риме, были аристократами по происхождению. Лучшее воспитание, образование, наличие средств, досуга и сохранение архаических корпоративных институтов (патронат-клиентелла в Риме, гетерии в Греции) позволяли представителям аристократии доминировать в политической жизни при любой форме политического строя. Не случайно, несмотря на наиболее разработанную практику народных собраний в Риме, представленных тремя видами комиций – куриатными, центуриатным и трибутными, римская республика фактически управлялась нобилями-аристократами.
Такому
положению способствовал
Особенностью
античного политического
Полноценное участие в политической жизни всех граждан, то есть демократия, было сравнительно дорогостоящим учреждением. Поэтому далеко не все полисы могли позволить себе полное ее развитие, отвлекая граждан-крестьян от хозяйственных забот. Лишь уникальная ситуация в Афинах, выдвинувшая их в результате победы над Ксерксом и политики Фемистокла на роль политического лидера всей Эллады, позволила им использовать на свои внутренние нужды деньги своих союзников. Перенос в 454 г. до н.э. казны Делосского морского союза в Афины был столь же закономерным, сколь и полезным для афинян явлением. За счет союзников Перикл ввел раздачи денег на посещение театра (теорикон), приобретал хлеб для граждан, отстраивал Акрополь, давая возможность горожанам заработать на строительстве, оплачивал исполнение должностей. Позднее в Афинах даже была введена оплата посещения народных собраний. Иными словами, демократия для афинских граждан имела и оборотную сторону в виде их коллективной тирании или диктатуры над сотнями полисов, бывших афинскими союзниками и неоднократно стремившихся порвать с ними. Точно так же и развитие политической активности римских граждан на комициях и сходках оплачивалось эксплуатацией ими их италийских союзников и полностью лишенных каких бы то ни было политических прав жителей провинций за пределами Италии, а так же за счет грабежа завоевываемых народов.
Тем не менее почти все формы управления в античных государствах обеспечивали своим гражданам гораздо большую свободу участия в политической жизни (и в частных делах), чем общественные системы других древних государств. Особенно это очевидно для полисов, в которых устанавливались демократические режимы. Под демократией обычно понимают такое общественное устройство, при котором, с одной стороны, господствует воля большинства граждан и каждый гражданин имеет свою долю в управлении, а с другой, каждый гражданин в значительной степени свободен жить по своему усмотрению. Аристотель в “Политике” писал, что “демократия обычно определяется двумя признаками: сосредоточием верховной власти в руках большинства и свободой... А одним из условий свободы является по очереди быть управляемым и править...”
Развитие
в античности коллективных форм управления,
особенно при демократии, создавало
благоприятные условия для
Основное общественное разделение труда, которое обычно порождает деление общества на классы, в античном обществе проходило между гражданами и рабами. Поэтому основными общественными классами античного общества были не рабы и рабовладельцы, а класс граждан и класс рабов. В качестве рабовладельцев могли выступать люди разной сословной принадлежности – как граждане, так и метеки или даже сами рабы. Естественно, что у представителей этих групп рабовладельцев объективно были слишком разные общественные интересы, чтобы их можно было считать единым классом рабовладельцев. Поэтому владение рабами вообще не является конституирующим класс признаком, и, следовательно, понятие “класс рабовладельцев” в принципе невозможно.
Общественные установки античности требовали, чтобы гражданин занимался и хозяйством, и военным делом, и политикой. Это создавало не только мировоззренческие и психологические, но и фактические препятствия для специализации граждан и совершенствования ими экономики, военной техники или систем управления. Античный гражданин в идеале должен был быть “специалистом широкого профиля”. Занятия наукой, искусством, чрезмерное увлечение практическим хозяйством не возбранялись, но и не поощрялись. Экономика как специализированное занятие не была в числе престижных видов деятельности, ее развитие имело вторичный вспомогательных характер. Поэтому античные граждане по возможности старались переложить экономические заботы на плечи либо неграждан, либо рабов. Последнее, то есть эксплуатация рабов, было особенно актуально потому, что рабы и были теми негражданами, которые вдобавок еще и были непосредственно подчинены гражданами, находились в их собственности и были инкорпорированы в их бытовую практику.
Рабы же имели ограниченные пределы заинтересованности в тех областях общественного производства, которые приходились на их долю. Поэтому античное общество не было ориентировано на углубление специализации, расширение производства, товарное хозяйство, совершенствование техники и изобретательство. Для облегчения жизни свободных существовали рабы. Облегчение жизни рабов заботило их хозяев постольку, поскольку раб был ценным имуществом, способным приносить доход или иную выгоду. Забота о здоровье, бытовых удобствах или питании рабов носила характер заботы о своей собственности, имуществе или рабочем скоте. Принципиальное совершенствование производства с целью облегчения эксплуатируемого положения рабов не интересовало их господ. Сами же рабы себе не принадлежали. В таком положении крылась бесперспективность и тупиковость развития общества, основное разделение общественного труда в котором выносило экономический прогресс за рамки коллектива свободных.
Часто
встречающиеся заявления о незаинтересованности
рабов в результатах своего труда являются
чрезвычайно большим упрощением реального
положения дел. Тезис о незаинтересованности
рабов в труде верен лишь в качестве сугубо
теоретического положения, акцентирующего
внимание на принципе, но не на реальном
положении дел. Степень заинтересованности
раба (как и любого работника) в труде зависела
от реальных условий его жизни. В разные
эпохи существовали различные способы
стимулирования заинтересованности рабов.
В эпоху архаики раб был включен в фамильный
коллектив на правах его младшего члена.
В классическую эпоху рабовладения производственные
коллективы организовывались по типу
фамильного коллектива, где рабы оказывались
спаяны кооперацией труда и взаимной зависимостью,
которая порождала ответственность друг
перед другом. С укрупнением производства
стали вводится формы прямой заинтересованности
результатом труда, как то предоставление
пекулия, отпуск на оброк, поощрение семейных
отношений в рабской среде и т.п., что уподобляло
фактическое положение рабов положению
свободных.
В экономической сфере античное общество было ориентировано на самодостаточность, поддержание устойчивости личного и общественного благосостояния. Такой идеал сформировался на основе изначально связанной с общинным бытом натуральности хозяйства. В классическом полисе товарное хозяйство было вторичным, побочным следствием привходящих внешних обстоятельств: близости моря и торговых путей, скудости почв неспособных прокормить население полиса, политического или военного возвышения, делавшего полис центром притяжения других городов и народов, и т.п. Вероятно, поэтому в качестве типичной ячейки античного гражданского общества выступала патриархальная семья как более или менее крупная домовая община, которую преставляли перед гражданским сообществом ее взрослое мужское население, а в экономической сфере – домовладыка. Следствием такой социально-экономической структуры было то, что всякое производство, в каком бы значительном объеме оно не выступало, являлось дополнением и продолжением организации труда в домовой семейной общине (римляне называли такие производственные формы, равно как и коллективы занятых в них работников, - городская фамилия и сельская фамилия). Поэтому, несмотря на значительное число рабов, в некоторых полисах существенно превосходивших численность свободных граждан, ведущей силой в хозяйстве и, следовательно, экономической основой античного общества был труд свободных.
Самообеспечение (автаркия) рассматривалось как высшая экономическая ценность. Целью производства было создание комфорта на уровне существовавших потребностей. Производительный труд был важной составной частью общественного бытия, но не единственной. Кроме участия в политической жизни, существовала еще обширная сфера культурно-религиозной практики, которая была естественной и обязательной для всех античных граждан. На религиозные и календарные праздники в разных общинах приходилось от трети до половины дней года. Эти дни были посвящены богам и наполнены ритуалами и обрядами в их честь. Они были исключены из производственного цикла. В южноиталийском Сибарисе, например, число праздничных дней даже превышало число рабочих. Возможно, поэтому имя жителей этого города – сибариты – стало впоследствии нарицательным для обозначения бездельников и любителей комфорта.
Даже рабов было не принято заставлять работать в праздничные дни, и, чтобы обойти эту религиозную установку знаменитый Катон Старший рекомендовал буквально следовать предписаниям религии: Если нельзя пахать в поле, то нет запрета копать огород, если нельзя косить луг, то не запрещено обкашивать опушки и т.п.
Производство
в расширенных масштабах, ориентация
на техническое творчество были чужды
грекам и римлянам. Выдающиеся открытия
и изобретения античных ученых и инженеров
почти не находили применения, у общества
не было на них спроса. Великий Архимед
стеснялся своих изобретений, ставя их
много ниже своих теоретических изысканий.
Экономический прогресс и античное гражданское
общество были лишь в ограниченной степени
совместимы друг с другом. Развитие экономики
и расширение связей с внешним миром подрывали
основы государства-общины и приводили
ее к кризису.
Таким образом, общими для античных обществ были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.
Главными,
стержневыми в античной культуре
били религия и мифология. Мифология была
для древних греков содержанием и формой
их мировоззрения, их мировосприятия,
она была неотделима от жизни этого общества.
Затем - античное рабовладение. Оно было
не только основой экономики и общественной
жизни, оно было и основой мировоззрения
людей того времени.