Автор: b*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 05:33, контрольная работа
Проект Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, выработанный при непосредственном участии работников прокуратуры, судебных органов, Юридической комиссии при Совете Министров СССР, большой группы других практических работников юстиции и ученых, вместе с другими законопроектами был послан в союзные республики и всесторонне обсужден на местах. После внедрения ряда поправок в связи с замечаниями, поступившими из союзных республик, проект Основ уголовного законодательства был опубликован в печати для широкого обсуждения.
подготовка проектов общесоюзных законов в области уголовного права осуществлялась на самых широких демократических началах. Проект Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, выработанный при непосредственном участии работников прокуратуры, судебных органов, Юридической комиссии при Совете Министров СССР, большой группы других практических работников юстиции и ученых, вместе с другими законопроектами был послан в союзные республики и всесторонне обсужден на местах. После внедрения ряда поправок в связи с замечаниями, поступившими из союзных республик, проект Основ уголовного законодательства был опубликован в печати для широкого обсуждения. Все поступившие поправки и дополнения были тщательно изучены и учтены при окончательном редактировании законопроекта в Комиссиях законодательных предположений палат Верховного Совета СССР. 25 декабря 1958г на второй сессии Верховный Совет СССР пятого созыва утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. При этом Верховный Совет СССР поручил Президиуму Верховного Совета СССР установить порядок введения в действие Основ уголовного законодательства ( которые вступали в силу через десять дней, т.е с 06.01.1959г) и утвердить перечень законодательных актов, утрачивающих силу в связи с введением Основ в действие, а Верховным советам союзных республик – привести законодательство республик в соответствие с Основами.
Основы уголовного законодательства в ст. 2, определяющей в общей форме разграничение общесоюзной и республиканской компетенции в области уголовного законодательства, предусматривают, что «уголовное законодательство союза ССР и союзных республик состоит из настоящих Основ, определяющих принципы и устанавливающих общие положения уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». В этой же статье указывается, что общесоюзные уголовные законы определяют ответственность за государственные и воинские преступления, а в необходимых случаях также и за иные преступления, направленные против интересов Союза ССР.
В соответствии с изложенным Верховный Совет СССР на той же второй сессии принял Закон об уголовной ответственности за государственные преступления и Закон об уголовной ответственности за воинские преступления. Верховный Совет поручил Президиуму установить порядок введения названных законов в действие и утвердить перечень утративших в связи с этим силу законодательных актов СССР, а Верховным Советам союзных республик – привести руспубликанское законодательство в соответствие с законами.
Указ о порядке введение в действие Основ уголовного законодательства и Законов об уголовной ответственности за государственные и за воинские преступления, а так же Основ уголовного судопроизводства был принят Президиумом Верховного Совета СССР 14 февраля 1959г и разрешал ряд вопросов, возникших в связи с введением в действие новых уголовных законов СССР.
Основы уголовного
законодательства снизили по сравнению
с ранее действовавшим
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик определяют принципы и устанавливают общие положения советского уголовного законодательства. В Общей части уголовных кодексов союзных республик воспроизводятся нормы Основ уголовного законодательства и регулируется ряд вопросов, решение которых входит в компетенцию союзных республик.
Общая часть уголовных кодексов всех союзных республик, как и Основы уголовного законодательства, открывается статьей, которая устанавливает, что задачей уголовного законодательства является охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан всего социалистического правопорядка от преступных посягательств.
Для осуществления этой задачи уголовное законодательство определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.
Очеркивая пределы объема общесоюзного уголовного законодательства, Основы указывают, что общесоюзные уголовные законы определяют ответственность за государственные и воинские преступления, а в необходимых случаях также и за иные преступления, направленные против интересов Союза ССР. В свою очередь в уголовных кодексах союзных республик подчеркивается, что кодексы издаются в соответствии с Основами уголовного законодательства, а общесоюзные уголовные законы подлежат включению в кодексы, причем до включения в кодексы применяются на территории союзных республик непосредственно.
В качестве главной задачи Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан»
Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения.
Основы подчеркивали
принцип индивидуального
Наказание согласно
Основам могло применяться
Сокращен максимальный срок лишения свободы ( с двадцати пяти лет до пятнадцати). Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное им деяние или само данное лицо потеряли «общественно опасный характер». Устанавливался порядок уголовно-досрочного освобождения осужденных (после отбытия ими половины или двух третей срока, в зависимости от тяжести преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».
30 сентября 1958г
Президиум Верховного Совета
РСФСР издал Указ «О порядке
опубликования и вступления в
силу законов РСФСР, указов
и постановлений Президиума
Обычно большие
сроки определяются для целых
уголовных кодексов, которые намечается
ввести в действие взамен старых. Этот
момент коренной ломки уголовного законодательства,
с завершением которой нельзя
спешить. Поэтому значительное время отводится
для того, чтобы большое количество граждан
успели ознакомится с содержанием законодательного
акта, а органы, применяющие закон, научились
с ним обращаться, усвоили основные идеи
законодателя, его цели и важные аспекты
применения закона.
Мандельштам
Л.И. Уголовное законодательство СССР
и союзных республик – М., 1963 J
Информация о работе Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г.