Основные типы исторических источников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 33.47 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    • Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

    •   Всероссийский заочный  финансово-экономический  институт

    ФИЛИАЛ  В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ 

     
     

                       Факультет         Кафедра

         Менеджмент  и Маркетинг                                   Финансовый менеджмент 

    Контрольная работа по дисциплине:

    «История»

    Вариант №15  

        
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЧЕЛЯБИНСК

    ЗАДАНИЕ 1: Охарактеризуйте основные типы исторических источников.

       Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.

       Исторический  источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена схема классификации источников по типам и подтипам.

    1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
    2. Изобразительные источники:
    • художественно-изобразительные (произведения изобразительного          искусства, искусства кино и фотографии);
    • изобразительно-графические;
    • изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
    1. Словесные источники:
    • разговорная речь;
    • памятники устного творчества (фольклор);
    • письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
    1. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
    1. Поведенческие источники.

       Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.) 

    1. Звуковые  или аудиальные источники. Это звуки в широком и узком смысле.

       Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения  имеют общие свойства формы и  содержания. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа  постоянно обогащаются и развиваются  в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

       Извлекая  информацию из источника, важно помнить  два существенных момента:

    • Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
    • Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

       ЗАДАНИЕ 2: Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств.

       Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

    • эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),
    • гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
    • архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
    • классический (V - IV вв. до н.э.),
    • эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

       Важнейшими  культурными достижениями этих эпох, с моей точки зрения, являются следующие:

    • Древнегреческая религия: антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Но боги не выступают в роли создателей мира и человека.
    • Часть культа: жертвоприношение, возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.
    • Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.
    • Переход к рабовладению дал мощное разделение труда; умственного и физического. Это привело к необходимости умственно регулировать физический труд, то есть управлять рабами. Появилась потребность осмысления мира и его законов.
    • Театр - одно из самых замечательных явлений древнегреческой культуры. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание.
    • Самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения ("Прикованный Прометей", "Персы"); Софокл, создавший трагедии "Царь Эдип", "Электра", и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в Авлиде". Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.
    • Ведущие архитектурные сооружения классической Греции: храмы, театры, общественные здания, сохранившиеся до нашего времени. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.
    • Греческая скульптура  передаёт не только фигуру и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.
    • Живопись в виде фресок и мозаик, которыми украшали храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
    • Быстрое развитие наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии - Аристарх; в создание географии - Эрастофен. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека (до 700 тыс. папирусных свитков).
     

      Историю древнего Рима принято делить на три  основных периода:

    • царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),
    • республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),
    • период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

       Важнейшими  культурными достижениями этих периодов, с моей точки зрения, являются следующие:

    • Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти.
    • Развитие жречества. Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны.
    • Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.
    • Наличие коммуникаций в городах: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей.
    • Портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.
    • Обработка драгоценных металлов и бронзы - особенно распространённый вид искусства.
    • Просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

       Являясь вторым самостоятельным этапом истории  мировой  культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного

    человеческого духа,  в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием  ранней цивилизации  культура  античности  внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.

    ЗАДАНИЕ 3: Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры. 

Информация о работе Основные типы исторических источников