Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:58, реферат
Киевская Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от Восточных и Западных стран, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных, так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства.
Конец
Х столетия ознаменовался завершением
объединения всех восточных славян
в государственных границах Киевской
Руси. Это объединение происходит во
время княжения Владимира Святославовича.
В 981 г. была присоединена область червенских
городов Перемышль то есть восточнославянские
земли до Сана. В 992 г. вошли в состав Древнерусского
государства земли хорватов лежавшие
по обоим склонам Карпатских гор.
В 989 г. русские дружинники ходили на
Ятвягов и русское население заселявшее
край вплоть до границ владений Пруссов
положило начало Черной Руси. В 981 г. к Древнерусскому
государству присоединилась земля Вятичей,
хотя здесь еще долгое время сохранялись
следы былой ее независимости. Спустя
3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане
власть Киева распространилась на Радимичей.
Так было закончено объединение всего
восточного славянства в едином государстве.
3.
Основные теории
образования Древнерусского
государства
2.
СЛАВЯНСКАЯ (АВТОХТОННАЯ)
ТЕОРИЯ
Известные историки — Н. Костомаров,
В. Антонович, М. Грушевский, Д. Багалий
— придерживались славянской теории происхождения
Руси и прочно стояли на позициях антинорманнизма.
Родоначальником славянской (или автохтонной,
антинорманнской) теории происхождения
Древнерусского государства был российский
ученый М. Ломоносов (1711 — 1762). В варяжской
версии он усмотрел кощунственный намек
на «ущербность» славян, на их неспособность
самостоятельно организовать на своих
землях государство.
Главные аргументы антинорманнистов таковы:
1. Название «Русь» этимологически связано
не с Великим Новгородом или Ладогой на
севере, а с Украиной (Средним Поднепровьем).
Топонимическим доказательством этого
утверждения является наличие в этом районе
рек с названиями Рось, Руса, Роставица.
Кроме того, в сирийской «Церковной истории»
Псевдо-Захарии Ритора (555 г.) задолго до
прихода норманнов в Восточную Европу
упоминается народ Hros или «Русь», обитавший
южнее Киева.
2. В Скандинавии не обитали племена или
народ с названием «Русь»; о них нет упоминаний
в скандинавских сагах.
3. Норманнские имена византийских послов
к императору франков (839) и русских послов
в Византию (911) вовсе не доказывают, что
русы были шведами. Норманны-дипломаты
всего лишь представляли славяно-русских
князей.
4. Исламский писатель Ибн-Хордадбег, писавший
между 840 и
880 гг., однозначно называет русов славянским
племенем.
5. Археологический материал из Восточной
Европы дает очень мало вещей варяжского
происхождения.
6. Норманны не могли «экспортировать»
идею государственности и государственные
структуры в Восточную Европу, так как
в самой Скандинавии в ту эпоху еще не
завершился процесс разложения первобытнообщинных
отношений и отсутствовали более совершенные
политические институты, чем у восточных
славян.
По мнению академика Б. Рыбакова, норманнизм
возник тогда, «когда и немецкая и русская
наука находились еще в младенческом состоянии,
когда у историков были весьма туманные
представления о сложном многовековом
процессе рождения государственности.
Ни система славянского хозяйства, ни
длительная эволюция социальных отношений
не были известны ученым. «Экспорт» государственности
из другой страны, осуществленный двумя-тремя
воинственными отрядами, казался тогда
естественной формой рождения государства».
В «Повести временных лет» процесс рождения
государства сжат до нескольких десятилетий
IX в., а тысячелетие создания предпосылок
такого рождения уместилось в срок жизни
одного героя — основателя державы. Объясняется
это мифологическим мышлением летописца
и средневековой привычкой заменять целое
частью, символом (например, в рисунках
город подменялся изображением одной
башни, а войско — одним всадником). Государство,
в данном случае, было подменено символической
личностью князя Олега.
КЕЛЬТО-СЛАВЯНСКАЯ
ТЕОРИЯ
По этой теории, новгородцы обратились
за помощью к варягам-славянам (прибалтийских
славян), которые назывались рутенами
или русами. Название рутены (русы) происходит
от одного из кельтских племен, так как
кельты-рутены взяли участие в этническом
формировании славян острова Рюген. Кроме
них еще существовали азовско-черноморские
русы - потомки антов и кельтов-рутенов,
известные еще до приглашения новгородцами
варягов-славян. И азовско-черноморские
русы, и варяги-русы - славянско-кельтского
происхождения, только первые - восточнославянско-кельтское,
а вторые - западнославянско-кельтское
имеют происхождение. А запорожские казаки
были потомками азовско-черноморских
русов.
5. Нормандская теория возникновения Древнерусского государства
«Норманнская
теория» - это один из наиболее дискуссионных
аспектов в истории Русского государства.
Как ранее, так и сейчас идут споры
об истории возникновения
Теория разработана
в ХVIII в. немецкими учеными на русской
службе. Ее сторонники приписывали создание
государства варягам, давшим ему и свое
имя - “Русь”. Крайние норманисты делали
вывод об извечной отсталости славян,
якобы не способных к самостоятельному
историческому творчеству.
Некоторые дореволюционные и большинство
советских историков, правда, с разных
методологических позиций, оспаривали
эту теорию.
Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что
варяги появились в Восточной Европе тогда,
когда Киевское государство (возникшее,
якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались
лишь как наемная военная сила. Летописные
сведения о мирном “призвании варягов”
он считал поздней, вымышленной под влиянием
политической коньюктуры, сложившейся
в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха,
вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное
от реки Рось (правый приток Днепра южнее
Киева).
Современные исследователи, преодолевая
крайности норманизма и антинорманизма,
пришли к следующим выводам: процесс складывания
государства начался до варягов, сам факт
их приглашения на княжение свидельствует
о том, что эта форма власти была уже известна
славянам; Рюрик - реальная историческая
личность, будучи приглашенным в Новгород
на роль арбитра и, может быть, защитника
от “заморских варягов” (свеев), захватывает
власть. Его появление в Новгороде (мирное
или насильственное) никак не связано
с зарождением государства; норманнская
дружина, не обремененная местными традициями,
активнее использует элемент насилия
для сбора дани и объединения славянских
племенных союзов, что, в определенной
степени, ускоряет процесс складывания
государства. Одновременно происходит
консолидация местной княжеско- дружинной
верхушки, ее интеграция с варяжскими
дружинами и славянизация самих варягов;
Олег, объединив Новгородскую и Киевскую
земли и сведя воедино путь “из варяг
в греки”, подвел экономическую базу под
складывающееся государство; этноним
“русь” северного происхождения. И хотя
летопись относит ее к одному из норманнских
племен, но, скорее всего, это собирательное
имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым
скрывалась не этническая, а этносоциальная
группа, состоящая из представителей различных
народов, занимающихся морским разбоем
и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится
понятным распространение этого термина,
уже не связанного с какой-либо этнической
группой, среди восточных славян, а с другой
- быстрая ассимиляция самих варягов, принявших
к тому же местные языческие культы и не
державшихся за своих богов.
В эпоху правления Олега (879-912
гг.) в его руках сосредоточилась власть
над территорией от Ладоги до низовьев
Днепра. Сложилась своеобразная федерация
племенных княжений во главе с великим
князем киевским. Его власть проявлялась
в праве сбора дани со всех, входящих в
это объединение племен. Олег, опираясь
на мощь славяно-норманнских дружин и
“воев” (вооруженных свободных общинников)
совершает в 907 г. успешный поход на Византию.
В результате был подписан выгодный для
Руси договор, обеспечивающий ей право
беспошлинной торговли. Новые уступки
заключались в соглашении от 911 г.
Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить
единство межплеменной федерации, а также
защищал ее границы от появившихся грозных
кочевников - печенегов. В 40-х годах он
совершил два похода на Византию, нарушившую
свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев
неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный
договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской
земле был убит за требование дани сверх
обычной.
Третий, завершающий этап складывания
государства начинается с реформ княгини
Ольги. Отомстив древлянам за смерть
своего мужа, она устанавливает фиксированную
норму дани, а для ее сбора устраивает
“погосты”, ставшие опорой княжеской
власти на местах. Политика ее сына Святослава
(964-972), прославившегося победой над
Хазарией и походами на Дунай, закончившимися
неудачей, требовала мобилизации значительных
сил на внешние завоевания. Это несколько
задержало внутреннее устроение русской
земли.
Полная ликвидация племенных княжений
происходит во время правления
Владимира Святого (980-1015).
Его первые шаги не обещали каких- либо
качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив
политику расширения территории межплеменной
федерации, он присоединяет к ней юго-западные
(Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую,
Туровскую) земли.
Пытается он укрепить
и языческую веру, а следовательно, свою
власть. С этой целью создается пантеон
из пяти основных богов во главе с Перуном,
который особенно почитался среди княжеских
дружинников. Но эта мера мало что изменила,
и тогда Владимир идет на своеобразную
“духовную революцию” сверху - вводит
в 988 г. христианство. Эта монотеистическая
по своей сути религия позволила вытеснить
местные языческие культы и заложила духовную
основу для складывающейся единой русской
народности и древнерусского государства.
Следующим решительным шагом, завершающим
создание государства, становится замена
Владимиром племенных
князей своими сыновьями, призванными
защищать новую веру и укрепить власть
киевского князя на местах. Тем самым он
превратил Русскую землю во владение рода
Рюриковичей. Укрепление власти дало ему
возможность организовать население всей
страны для создания мощных оборонительных
рубежей на южных границах и переселить
сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.
Сам великий князь, если вспомнить былины,
начинает восприниматься народным сознанием
не как воин - защитник, а как глава государства,
организующий охрану его рубежей.
К концу Х века сложились основные признаки
древнерусского государства: династическая
(родовая) княжеская власть; простейший
государственный аппарат в лице дружины
и наместников князя; система данничества;
территориальный принцип расселения,
вытесняющий племенной; монотеистическая
религия, усиливающая процесс сакрализации
княжеской власти.
3.Особенности и историческое
значение образования
государства восточных
славян
Суровость климатических условий Восточной
Европы, оторванность от центров античной
цивилизации задерживали и замедляли
процесс складывания государства у восточных
славян. Оно формировалось в результате
сложного взаимодействия внутренних и
внешних факторов, что и позволило ему
появиться, основываясь лишь на одной
общинной основе. Германские же племена,
восприняв достижения римской цивилизации,
раньше и быстрее подошли к государственным
формам организации общественной жизни.
Одной из особенностью древнерусского
государства было то, что с самого своего
начала оно было много этническим по составу.
В дальнейшем это будет способствовать
тому, что главными силами, обеспечивающими
внутреннее единство, станут государство
и православная религия.
Образование государства имело важное
историческое значение для восточных
славян. Оно создавало благоприятные условия
для развития земледелия, ремесел, внешней
торговли, влияло и на формирование социальной
структуры. Например, выполнение властных
функций в более поздний период способствовало
превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию государства формируется
древнерусская культура, складывается
единая идеологическая система общества.
В рамках древнерусского государства
происходит складывание единой древнерусской
народности - основы трех восточнославянских
народов: великорусского, украинского
и белорусского.
Древнерусское государство в течение
веков после своего возникновения отбивало
“волны” кочевников, принимало удар на
себя, обеспечивая тем самым благоприятные
условия для развития европейской цивилизации.
С другой стороны, Русь стала своеобразным
мостом, через который совершался культурный
и торговый обмен между Западом и Востоком.
Однако межцивилизационное положение
Руси во многом будет влиять на ее собственный
путь развития, вызывая внутренние противоречия,
углубляя социокультурный раскол
Информация о работе Основные теории возникновения Древнерусского государства