Основные моменты правления Н.С. Хрущева

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Содержание

Введение.
1.Краткая биография Н.С. Хрущева.
2.Смена политического курса, приход к власти Н.С. Хрущева.
3.ХХ съезд КПСС, разоблачение «культа личности» Сталина.
4.Кризис 1956 года и мировое коммунистическое движение.
5.Изменения во внешней политике.
6.Экономические реформы в СССР.
а) Введение.
б) Изменения в сельском хозяйстве.
в) Изменения в промышленности.
г) Культура, образование и идеология.
д) Экономические результаты правления Хрущева.
7.Смещение Н.С. Хрущева.
8.Значение хрущевского десятилетия.
а) Развитие политического плюрализма в СССР.
б) Значение хрущевского десятилетия.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

хрущев.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Снова общество стало обращаться к В.И.Ленину. Были изданы ранее не опубликованные сочинения В.И.Ленина, в том числе и его "Политическое завещание". Руководители стремились найти в работах Владимира Ильича готовый ответ на проблемы послесталинского развития СССР. Чтение неизданных и забытых работ впервые привело многих советских граждан, особенно молодежь, к мысли о том, что сталинизм в действительности не исчерпывает все многообразие социалистической мысли.

Хрущева поддерживала интеллигенция. В печати развернулась бурная полемика по вопросам истории и социологии. Однако представители оппозиции скоро запретили эти дискуссии. Положение самого Хрущева как главы Секретариата ЦК партии осенью 1956 года оказалось под угрозой. После XX съезда КПСС произошли драматические события в Польше и Венгрии. В Президиуме ЦК оформились две противоборствующие группы: Хрущев и Микоян, с одной стороны, Молотов, Ворошилов, Каганович и Маленков - с другой, а между ними – группа колеблющихся. Успех хрущевской аграрной политики спас его от краха. Это стало возможным благодаря освоению целинных земель. Продовольственное снабжение в городах заметно улучшилось.

В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева о реорганизации промышленности. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932г.), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности, управлять которой централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный успехом в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии с визитом. После возвращения он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства.

На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириченко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем и срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК. Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппозиции оказались скомпрометированными.

Уже на первом заседании Пленума ЦК ситуация изменилась. Хрущев смог предпринять наступление. Оппозиция получила отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и удалить из всех руководящих органов.

Многие факторы обусловили победу Хрущева. Благодаря XX съезду, первым успехам в сельском хозяйстве, многочисленным поездкам по стране и огромному авторитету, страху людей о возможности возврата к репрессиям в случае прихода к власти оппозиции - все это решило судьбу Хрущева. Важно заметить в этой связи и то, что значительным гарантом успеха Хрущева была поддержка Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы.

Оппозиционеры не были репрессированы. Однако они были лишены реальной власти. Получили повышение и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов и Жуков).

Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Открывалась хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе, разоблачить остатки сталинизма. Однако этого не произошло.  

Наоборот, вскоре Жуков был снят с поста Министра обороны. Это свершилось тогда, когда он находился с визитом в Югославии и Албании. По возвращении он оказался перед фактом. Его подозревали в бонапартистских намерениях, то есть в том, что он вроде бы хотел вывести Вооруженные Силы из-под контроля партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности же Жуков только лишь сократил в армии число политорганов и их руководителей в армии. Вероятно, Хрущев хотел помешать военным завоевать самостоятельную политическую роль. В Жукове видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Булганина. Однако в марте 1958 года на этот пост был назначен Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина. Это решение мало соответствовало решениям XX съезда.

 

4. Кризис 1956 года и мировое коммунистическое движение

 

После осуждения после XX съезда КПСС сталинизма, процесс пересмотра позиций вызвал в правящих компартиях Европы политические разногласия. Пытаясь придать более коллегиальный характер политическому руководству, в каждой из стран Восточной Европы разделили высшие партийные, правительственные и государственные посты. Это было следствием политической борьбы. Самые трагические формы она приняла в Венгрии.

Важным событием 1955 года явилось примирение СССР с Югославией. Советское руководство пришло к заключению, что югославский режим не стал "реставрированным капитализмом", а что Югославия следует к социализму своим путем. Большая заслуга в восстановлении отношений с этой страной принадлежала Хрущеву, который прибыл в Белград с визитом и подписал соглашение о взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела ни по каким мотивам. Это было первое признание многообразия путей к социализму, провозглашенного на XX съезде КПСС.

Во время событий 1956 года внутри социалистической системы обрисовались три полюса: Москва, Пекин и Белград. Хрущев пытался действовать вместе с обеими столицами. Трудности в общении состояли, прежде всего, в полярности взглядов на события в Венгрии. Югославы были противниками вмешательства в дела венгров. Китайцы - наоборот, считали, что надо решительно вмешаться и "навести порядок". Позиция СССР и Китая сблизились. Снова началась критика югославского руководства, снова возникла кризисная ситуация.

Важную роль в консолидации коммунистов мира сыграло международное Совещание коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве. Поводом для него стало празднование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. На совещание прибыли делегации всех 64 коммунистических и рабочих партий. Оно было созвано, чтобы найти общий путь выхода из кризиса, последовавшего за XX съездом. Совещание проходило в два этапа. На первом этапе присутствовали 12 правящих партий, а на втором этапе - были все. На нем был принят Манифест мира. Главная роль на совещании принадлежала советским и китайским представителям.

К сожалению, совещание оказалось попыткой заменить старые международные организации общим форумом, на котором можно было бы давать политические указания, имеющие ценность для каждой партии. Как показал опыт, эта затея не имела успеха.

 

 

 

 

 

5. Изменения во внешней политике, мирные инициативы СССР

 

В начале  60-х  годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными  крупными  социальными  программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему:

во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих, решить жилищный вопрос,  обеспечив  каждой  семье отдельную благоустроенную квартиру;

наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, лишившей их материальной базы.

Большое влияние оказала на международные отношения “холодная война”. После окончания Второй мировой войны доверие друг другу союзников по анитигитлеровской коалиции стало неумолимо таять. Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание  антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко “холодная война” может перерасти в вооруженное столкновение.

Новое руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Оно предприняло ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран.

Важной  вехой  в  укреплении  отношений  между социалистическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком между Востоком и Западом явился “карибский  кризис” октября 1962 года,  вызванный размещением  Советским  Союзом  ядерных  ракет на Кубе. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов. После этой кульминации “холодной войны” начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом, который Илья Эренбург назвал «оттепель». Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга. Внутренняя эволюция СССР приняла новую ориентацию страны в сфере внешней политики. Важную роль, в частности, сыграли проблемы в сельском хозяйстве. В 1955 году в советских посольствах был учрежден пост атташе по сельскому хозяйству, обязанного передавать в Москву информацию и предложения о новых методах ведения хозяйства.

Печать начала писать не о том, что плохого произошло в других странах, а о том полезном, что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными странами, Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Это нравилось странам Западной Европы, которые начали нести убытки от длительного эмбарго, объявленного США.

Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться экономикой и техникой. Верховный Совет установил прямые контакты и начал обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных в Москве.

Основной целью советской дипломатии стала стабилизация ситуации в Европе путем узаконивания положения, сложившегося после войны. Нужно было ещё, как выражается Н.С. Хрущёв, "кардинально решать" немецкую проблему. Речь шла о подписании мирного договора, который не был заключен за столько лет после войны, но договора не с Германией, которой больше не существовало, а с обоими немецкими государствами. Предложение, выдвинутое  коллективно странами Варшавского Договора в мае 1958 года, было отвергнуто США и их союзниками, выступившими против любого официального признания ГДР. Формально их политика была направлена на старый вариант объединения, то есть под главенством ФРГ. Это влекло за собой и непризнание блоком НАТО новых земель, принадлежавших Польше после окончания войны, между реками Одер и Нейсе.

Для того, чтобы сделать страны-участницы блока НАТО более сговорчивыми, Н.С. Хрущёв предложил сделать Западный Берлин, разделенный после войны на четыре оккупационные зоны, "свободным городом". Это значило, что в этот город американцы, англичане и французы смогли бы попасть только с разрешения властей ГДР. Переговоры по данной проблеме с 1958 по 1961 годы, однако она так и не была решена. Было решено построить вокруг Западного Берлина знаменитую стену из бетонных плит. Открытыми остались только контрольные пропускные пункты. Это позволило остановить отток людей из ГДР в ФРГ. Однако, большего достичь Н.С. Хрущёву по данной проблеме не удалось.

Другой проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно с США, было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз к удивлению США достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое налагало на нашу экономику непосильное бремя и не позволяло повысить жизненный уровень советских людей, который оставался по-прежнему низким.

СССР выдвинул много предложений о разоружении. Так Н.С. Хрущев в сентябре 1959 года выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного разоружения" всех стран. С виду она была эффективна, нос точки зрения её реализации - нереальная. Советскому Союзу не доверяли ни США, ни их союзники. Поэтому в марте 1958 года СССР по собственной инициативе приостановил испытания ядерного оружия. С 1958 года СССР уменьшил численность своей армии, которая за годы "холодной войны" выросла до 5,8 млн. человек.

Численность армии была доведена до 3,6 млн. человек. Два года спустя Никита Сергеевич добился разрешения сократить Вооруженные Силы до 2,4 млн. военнослужащих, однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены. Главную ставку в строительстве Советской Армии Н.С. Хрущёв делал на развитие Ракетных войск стратегического назначения, пренебрегая развитием других родов и видов войск, чем нанес значительный урон Вооруженным силам СССР.

Изменение советской стратегии и обращение СССР к США было следствием того, что эта страна была единственным противником, способным поразить Советский Союз. Н.С. Хрущёв был первым главой не только советского, но и русского правительства, который нанес визит в США в сентябре 1959 года. Две недели он путешествовал по Америке. Визит закончился переговорами с президентом США Эйзенхауэром. Однако ни каких соглашений подписано не было. Тем не менее в этой встрече были заложены основы прямого диалога между двумя странами в будущем.

Иллюзиям от визита Никиты Сергеевича в США неожиданно положил конец инцидент, когда 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик был сбит ракетой над Уралом. Пилот был захвачен живым вместе со шпионской аппаратурой. США были поставлены в затруднительное положение. Эйзенхауэр взял ответственность на себя. Н.С. Хрущёва критиковали и соотечественники и союзники за чрезмерную уступчивость, поэтому он был вынужден принять крутые дипломатические меры.

Информация о работе Основные моменты правления Н.С. Хрущева